Особенности управленческого персонала как категории сотрудников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управленческого персонала как категории сотрудников



Из всей совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы предприятия – главный фактор производства, обеспечивающий использование других его элементов, участвующих в создании материальных благ: капитала, земли, природных ресурсов.

Трудовые ресурсы организаций оказывают первостепенное значение на результаты производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Имея достаточную квалификацию, образование, навыки и умения, практический опыт, замотивированность, численность, персонал осуществляет выпуск и реализацию продукции, выполняет работы, оказывает услуги, что воздействует на объёмы производства (выработку) и сбыта (выручку), создаёт новые технологии, основные средства (в том числе путём строительства), занимается снабжением и договорной работой, ремонтом изношенных активов, привлечением инвестиционных вложений и др. видами деятельности. Все эти функции связаны с показателем производительности труда[1, с. 54-62].

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Он представляет собой коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям, включает постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

Все работники предприятия делятся на 2 крупных категории:

a) промышленно-производственный персонал (ППП) – кадры предприятия, занятые в производственной деятельности и обслуживании производства. К ППП относятся все работники основных и вспомогательных цехов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и лабораторий, вычислительных центров, находящихся на балансе предприятия; аппарата заводоуправления со всеми отделами и службами; служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств предприятия;

b) непромышленный (непроизводственный) персонал (персонал непромышленных подразделений) – работники, занятые в торговле и общественном питании, жилищном, коммунальном и подсобном хозяйствах, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях, учреждениях дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия.

К производственному персоналу относятся:

1) высшее звено управления (президент, генеральный директор и другие члены правления);

2) среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);

3) низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений);

4) инженерно-технический персонал и конторские служащие; рабочие, занятые физическим трудом[2, c. 132-133].

Таким образом, в категории «производственный персонал» выделяются управленческие работники, по должности профессионально участвующие в управлении и входящие в его аппарат. Специфика управленческого труда состоит в том, что он материальных ценностей непосредственно не производит. Его содержанием являются сбор, обработка и выдача информации для подготовки, принятия и реализации решений, а также контроль за их выполнением.

Управленческий персонал – работники, профессионально участвующие в менеджменте и составляющие аппарат управления.

При этом обычно выделяют следующие звенья управления: высшее звено, к которому относятся президент, генеральный директор и другие члены правления; среднее звено, в состав которого входят руководители управлений и самостоятельных отделов; низшие звенья, представленные руководителями подотделов и других аналогичных им подразделений[1, с. 63-64].

Различие функциональных обязанностей управленческих работников позволяет выделить несколько их уровней, которые продемонстрированы на рисунке 1.

Рисунок 1 — Категории управленческих работников

Эти категории работников выполняют различные управленческие операции и процедуры и имеют разную профессиональную подготовку. Они тесно взаимодействуют, а их действия согласовываются и координируются для обеспечения оптимального достижения целей организации.

Управленческие процедуры и операции могут быть творческого, логического и технического характера.

Творческие процедуры и операции наиболее сложные и требуют высокой квалификации работников.

Логические управленческие процессы выполняются в определенной, заранее заданной последовательности, то есть по разработанному алгоритму, по классу сложности они ниже творческих, но их выполнение также требует от работников управления специальной подготовки.

Процедуры и операции технического характера в управлении отличаются наибольшей частотой повторения, более просты по исполнению и не требуют высокой квалификации работников (доставка почты, разноска данных в картотеки, ведение делопроизводства).

Второй и третий разновидности управленческих процессов могут быть на 60-80% механизированы[1, с. 65-67].

В составе руководителей можно выделить также три категории менеджеров, что приведено на рисунке 2.

Рисунок 2 — Иерархия руководителей на уровне предприятий и организаций

Менеджер – руководитель, профессионально участвующий в управлении и обладающий определенной экономической, технической и психологической подготовкой, необходимой для руководства персоналом. Основная его задача — управление человеческим поведением, так как любые организационные процессы осуществляются через взаимодействие людей в объекте управления.

Функции, выполняемые менеджерами:

- топ-руководители формируют стратегию организации, анализируя исходную ситуацию, они четко определяют стратегические цели и этапы их достижения, ставят задачи перед подчиненными, составляют план действий и обеспечивают его реализацию, а также достижение поставленных целей.

- экспертно-инновационная: ориентация руководителя на нововведения, создание в организации атмосферы новаторства, развитие внутрифирменного предпринимательства и т. п.

- административная: организация контроля, создание необходимых условий для деятельности персонала, координация деятельности подчиненных.

- социальная: подбор, обучение и развитие персонала, стимулирование и мотивация труда работников, создание в организации благоприятного морально-психологического климата.

Все перечисленные функции свойственны руководителям высшего, среднего и низшего звеньев управления, но доминирование тех или иных функций в деятельности менеджера во многом зависит от его места в управленческой иерархии.[1, с. 68-70]

Основными качественными характеристиками управленческих сотрудников, которые необходимы в их трудовой деятельности и для замотивированности в работе, являются квалификация, специальность, специализация, профессия и должность.

Квалификация – степень профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения, навыков, необходимых для выполнения им определенного вида работы.

Персонал по уровню таких знаний, умений и навыков подразделяется на:

- неквалифицированный, когда сотрудники выполняют те работы, которые не требуют теоретической и практической подготовки;

- малоквалифицированный, когда работники выполняют процессы и процедуры, не требующие теоретической подготовки и для выполнения которых необходимы лишь некоторые практические навыки;

- квалифицированный – те сотрудники, которые должны иметь необходимый теоретический и практический уровень подготовки для выполнения работы;

- высококвалифицированный – такие работники, которые имеют достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки и выполняют сложный функционал.

У руководителей, специалистов и служащих уровень их квалификации отражают: занимаемая должность, наличие высшего образования по специальности и результаты аттестации.

С квалификацией связан и термин «квалификационный потенциал». Его признаками служат уровень подготовки (образование и его профиль, специализация), творческие способности (к экспериментам, творческой организации процесса труда), стремление к повышению личностного потенциала (знания, имеющиеся навыки, умения, возраст, стаж работы), трудовая активность (творческий подход к трудовой деятельности или простое исполнительство при улучшении или сохранении её качества), результативность функционирования работников (качество и количество труда, его эффективность, рациональное и сбалансированное использование времени работы)[43, c. 181-189].

Профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций.

Специальность – вид деятельности в рамках одной и той же профессии, обладающий специфическими особенностями и требующий от работников более широких специальных знаний и навыков для осуществления деятельности.

Специализация – приобретение особых знаний и навыков в определенной области или разделение труда на отдельные виды, формы (например, вертикальная – дифференциация труда по уровням, например производство и его управление).

Должность – установленная первичная структурная единица штатного расписания организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и место в иерархической структуре[3, c. 142-151].

Данные качественные характеристики в той или иной степени влияют и на производительность труда управленческого персонала, поскольку, с одной стороны, знания, умения и навыки, а с другой, - занимаемое место в иерархии или их количество могут улучшать выработку этой категории сотрудников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.01 с.)