Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суицид среди подростков, его причины и профилактика

Поиск

Суицид – лишение себя жизни либо попытка такового.

Пики суицидальной активности:

1. 14-19 лет

2. первые 5 лет после выхода на пенсию.

У женщин 7% актов суицида происходит из-за скрываемой беременности. Также это происходит при потере близкого человека, или состоянии невроза. У мужчин преобладает завершенный суицид, у женщин – имитация.

Причины завершенного суицида:

замкнутость личности в себе;

эдипов комплекс;

нелабильная психика;

чувство обиды;

боязнь ответственности за какие-либо проступки;

 

разрушение защитных механизмов личности употреблением спиртного, наркотиков и т.д.;

отождествление себя с уже умершей личностью.

Группы риска:

1. Потерявшие близкого человека.

2. Люди с нарушениями психики.

Суицид - это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.

Суицидальное поведение - всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием. Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях - это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.

Типы суицидального поведения

Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа:

Демонстративное суицидальное поведение (или так называемый п арасуицид) - разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства, безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается суицидом по неосторожности.

Аффективное суицидальное поведениесуицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда, в силу напряженнойситуации, может растягиваться на часы и сутки.

Истинное суицидальное поведениеимеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.

Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.

Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:

· Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.

· Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.

Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми. Запрет родителей.

· Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - «ничего».

· Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.

· Генетические факторы - некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.

· Неизлечимые болезни - такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, ( за исключением единичных случаев), предшествуют: Эмоционально-психологические изменения:

· Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.

· Безразличное или враждебное отношение к окружающим.

· Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.

· Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.

· Потеря интереса к привычным видам деятельности.

· Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.

Изменения внешнего вида и поведения:

· Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.

· Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы ими молчание.

· Причитания, склонность к нытью, ворчливость.

· Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.

· Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.

· Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.

· Плохое поведение в школе.

· Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.

· Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Изменения оценки действительности и собственной жизни:

· Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.

· Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.

· Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.

· Поиск себе подобных суицидачьноозабоченных в Интернете и других местах.

· Связь с деструктивными сектами.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.

Как предотвратить суицид?

Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.

До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.

Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:

· Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.

· Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье.

· Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.

· Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.

· Установить заботливые взаимоотношения с подростком — незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.

· Избегать «дешевых» утешений или упреков.

· Временно оградить подростка от стрессогенной ситуации.

· Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.

· Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.

· Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.007 с.)