Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные девиации личности, связанные с ними проблемы воспитания
Проблемные аспекты современного воспитания Девиантное поведение – отклонение от нормы Типы: 1. Девиации, не представляющие значимых проблем для самого субъекта и не приносящие вреда окружающим. 2. Девиации, составляющие проблему для самой личности. 3. Девиации, способные негативно воздействовать на других людей (преступное поведение).
К девиантному поведению относят: 1. Школьные неврозы – группа функциональных расстройств нервно-психического плана при отсутствии организменных повреждений. Причиной у ребенка может стать состояние напряжения при столкновении с реально или мнимо непреодолимым препятствием на пути достижения удовлетворения чем-либо. 2. Астенический невроз. Часто развивается у ответственных учеников при неудачах в учебе. Сопровождается потерей аппетита, слабостью, раздражительностью. Часто встречается у старших школьников. Тяжелая форма проявляется состоянием влюбленности. Все неврозы носят обратимый характер. 1. Истерический невроз. Развивается в результате травмы шокового характера. Симптомы: частые истерики, временные параличи, временная глухота. 2. Невроз навязчивых состояний. Симптомы: неуверенность в себе, частые ночные кошмары, характерные движения тела.
Подпороговые явления 1. шизофрения – психическая болезнь, сопровождающаяся нарушением мышления и утратой связанного мышления, но сохранением условных рефлексов. Типы шизофрении: 1. вялотекущая. 2. злокачественная. Для вялотекущей характерно: 1. подчеркнутый эгоцентризм. 2. повышенная склонность к самоанализу. 3. эмоциональная обедненность. 4. нарушение процессов обобщения. 5. чрезмерное мудрствование. 6. философическая интоксикация мышления. 7. склонность к мистике и фантастике. 8. многочасовые несвязанные беседы. Поведение шизоидов никогда не выходит за рамки социально опасного. Для шизоидов характерно: 1. выраженные интраверты. 2. хорошо развито абстрактное мышление. 3. подавленная эмоциональная среда. 4. однонаправленность интересов. 5. слабая реакция на события внешнего мира. Для циклоидов харктерно: 1. экстравертность. 2. лабильность. 3. общительность. 4. не развито абстрактное мышление. 5. частые и быстрые смены настроения. 6. не способны к выполнению рутинной работы.
Клиническая аномалия этих подпороговых явлений – больные маниакально депрессивным психозом. У них периоды бурной деятельности чередуются с тяжелейшей депрессией. МДП у школьников обычно не диагностируется. 2. Для паранойи характерно: 1. Не диагностируется у школьников. 2. Активная деятельность в 1 направлении. 3. Деятельность без периодов отдыха. Паранойя может иметь конструктивный характер и в таком случае личность игнорирует окружающий мир, но при деструктивном характере паранойя выражается в форме различного бреда. 3. Эпилепсия – хроническое заболевание, характеризующееся периодически повторяющимися судорожными припадками. Симптомы легкой формы: засыпание, потеря сознания на короткое время. Помощь при припадках: удерживать голову, предотвращая физические повреждения; повернуть на бок; вызвать скорую. Эпилептики: осознают свою болезнь; не помнят происходящее во время приступа; разговорчивы. Для клинического заболевания – эпилептойдности - характерно: слабая форма интра-экстравертности; приступы неконтролируемой ярости; часто провоцируется алкоголем.
Алкоголизм, наркомания и токсикомания в среде подростков Приобщению несовершеннолетних к потреблению ПАВ (психоактивных веществ) способствуют несколько факторов: 1. Биологические. 2. Психологические. 3. Социальные. Биологические факторы: В литературе выделяется отдельно влияние генетического фактора. Лица, имеющие родственников первой степени родства, зависимых от ПАВ, сами имеют риск стать зависимыми от ПАВ, превышающий таковой риск в общей популяции в 4-6 раз. Речь идет, прежде всего, о наследственной отягощенности алкоголизмом родителей, а также алкоголизм братьев и сестер в данной семье. При этом надо учитывать алкоголизм не только у ближайших родственников, но и наличие его в нисходящих поколениях. Целая группа факторов обусловлена преморбидной неблагоприятной почвой в виде органической патопластики в той или иной степени выраженности. Это могут быть различного рода вредности в антенатальный период, например, перенесенные матерью заболевания, особенно вирусного генеза, приводящие к формированию акцентуации характера, как фактора способствующего формированию злоупотребления ПАВ, токсикозы первой и второй половины беременности, анемии, пиелонефриты, тяжело протекающие роды с той или иной степенью асфиксии, а также перенесенные в подростковом возрасте черепно-мозговые травмы.
Как проявления неполноценной почвы у детей, которые в дальнейшем могут быть склонны к злоупотреблению ПАВ, с высокой частотой отмечаются такие явления, как гиперактивность, снохождение, проявления энуреза, косноязычие, различного рода невротические симптомы, как эпилептический синдром, неврозы, а также некоторое отставание в интеллектуальном развитии, импульсивные и агрессивные действия, склонность к неоправданному риску и совершению криминальных действий, различного рода девиации в поведении. Психологические факторы: Многие исследователи считают, что главная роль в развитии злоупотребления ПАВ принадлежит психологическим и личностным факторам. Но проанализировать их не просто, поскольку сама проблема личности вызывает многочисленные дискуссии в ментальных науках. Как исследовательская, так и практическая работа должна опираться на теорию личности. Однако сегодня общепринятой теории личности нет, большинство исследователей работает с отдельными личностными конструктами или с многочисленными монофакторными теориями личности, которые уже давно обнаружили свою неполноту и множество ограничений при практическом применении. Остается во многом неясными механизмы формирования аддикции, которые зарождаются в глубине психики и характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленными предметами и активностью. Во многом, применение психологических факторов, которые обеспечивают специфические психотерапевтические эффекты и воздействуют на разные уровни структуры мозга, дают неплохие результаты при лечении алкоголизма, наркомании и токсикомании. Сегодня во всем мире намечается постепенный отход от применения медикаментозного лечения зависимых состояний к ПАВ. Все больше применения находят различные методы психотерапии и виды психотехник, их сочетания. Применение находят даже такие виды альтернативной психотерапии, которые предлагаются представителями неортодоксальной медицины: целителями, экстрасенсами, знахарями, хиропрактиками и т.д. И здесь можно говорить о проблемах души, духовности, пристрастиях, религиозных воззрениях, карме, кармических отягощениях и их исправлениях специальными обрядами, мантрами. На этой основе находят применение современные методы, как психоанализ, катарзис, нейролингвистическое программирование, холотропное дыхание и многое другое. Социальные факторы: Социальными факторами риска развития зависимости от ПАВ являются: алкоголизм отца, матери, или других родственников; отсутствие эмоционального резонанса, сплоченности в семье; конфликтные отношения среди членов семьи; терпимое отношение родителей к употреблению алкоголя детьми, а также к их девиантному поведению. Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу «риска» и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. Как показали исследования, основными мотивировками употребления алкоголя подростками являются «реакции имитации» и «реакция группирования со сверстниками», первая имеет большое значение в жизни подростков: подражание кумирам, авторитетам, стремление следовать им во всем, быть похожим и т.д.
Таким образом, в российской подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20-30% школьников 12-17 лет. Для подростков на этом этапе онтогенеза такое поведение представляет особую значимость и нередко является основным содержанием жизни. В этом смысле большое влияние оказывают также и СМИ. Что же касается реакции группирования, то здесь дает о себе знать фактор субмиссивности и конформности с группой – Желание быть «как все», не выделяться «быть своим» и т.д. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения. При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально – психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущим часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников – соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и мало информированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление «модные» в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия. Приобщение подростков к ПАВ почти всегда происходит с участием их близких друзей. При первом приеме подростки обычно употребляли ПАВ в компании своих приятелей, реже – сверстников или младших по возрасту. Доступность отдельных наркотиков была различной, но в целом ее можно оценить как высокую. По мнению опрошенных, они могли легко достать препараты конопли (25%), транквилизаторы (13%), ЛСД и "экстази" (10%), кокаин (10%). Наркотики приобретаются в барах, на дискотеках, в широко известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах у наркоторговцев.
Результаты мониторинга показали, что курение и раннее приобщение к потреблению спиртных напитков – это "прелюдия" приобщения к потреблению наркотических веществ. Из зарубежных исследований известно, что последовательность приобщения к ПАВ в целом следующая: ü пиво и вино; ü водка и сигареты; ü конопля и его производные; ü другие запрещенные наркотики. В то же время в последние годы выявляется рост заболеваемости наиболее тяжелыми формами наркоманий – героиновой, кокаиновой. Растет число потребителей соответствующих "тяжелых" наркотиков, а также других синтетических препаратов – психостимуляторов, галлюциногенов, спайсов и пр. Доля потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных ПАВ растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) быстро уменьшается. Таким образом, анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детско-подросткового населения страны в потребление наркотиков и других ПАВ. При этом наблюдается не только количественный рост распространенности наркотизма среди подростков, но и негативное качественное изменение поражаемого этим процессом контингента: увеличение доли потребителей собственно наркотических средств по сравнению с долей лиц, потребляющих токсикоманические вещества; рост числа потребителей «тяжелых» и других синтетических наркотиков (по отношению к числу преимущественных потребителей «легких» и растительных самодельных наркотических ПАВ); увеличение удельного веса среди незаконных потребителей лиц со сформированной зависимостью от наркотиков и других ПАВ. Необходимо признать, что массовое злоупотребление наркотиками – это сложный, психобиосоциальный феномен. В его возникновении и воспроизведении чрезвычайно важен исторический, цивилизованный аспект, определяющий его место и роль в современном мире. Такая постановка вопроса представляется закономерной с учетом глобальных масштабов этой проблемы. Сегодня можно говорить о том, что наркотики являются спутником и артефактом современной цивилизации. Именно поэтому недостаточен и даже опасен поверхностный, упрощающий причинно-следственные отношения подход к проблеме наркотиков, предполагающий возможность простого ее решения, в частности, с упором на административные, силовые, репрессивные меры. Уголовная ответственность: Декрет Президента № 6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.012 с.) |