Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы воспитания и реалии современностиСтр 1 из 7Следующая ⇒
Основные проблемы воспитания и реалии современности Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей – дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов, определяющих процесс воспитания: 1. Следует учитывать представления мирового сообщества об облике человека постиндустриального информационного общества. Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре. В отчётё ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования. Новое качество образования базируется на четырёх основаниях: - Учиться знать – подразумевает ежедневное конструирование обучающимися собственного знания… - Учиться делать – подразумевает практическое применение полученного знания; -Учиться жить - акцентирует внимание на умении жить вне любой дискриминации с целью собственного развития, своей семьи и своего сообщества; -Учиться быть - фокусируется на развитии потенциала каждого человека. Основным воспитательным результатом школьного образования, является становление ключевых компетентностей школьника. 2. При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его. 3. Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее. 4. Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного и профессионального образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения..
5. Следует учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений. 6. Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности, развитие системы дополнительного образования на базе образовательных учреждений, создание демократического правового пространства в образовательных учреждениях. Несомненно, поиск новых способов решения проблем воспитания в современном обществе следует осуществлять в контексте происходящих изменений, с учётом жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных детей и молодёжи.
Школа и религия Развитие в условиях Беларуси свободы вероисповедания, сотрудничества государства и религиозных организаций актуализировали проблему взаимоотношений образования и религии, что наиболее актуально для учреждений государственной системы образования. Проблема рассматривается в данном обзоре с религиоведческо-правовой точки зрения, на основе В действующем национальном законодательстве представленном применительно к сфере образования и религии законами «О свободе совести и религиозных организациях» 2002 г. (далее – Закон 2002 г.) и «О правах ребенка» (1993 г.), Кодексом «Об образовании» (2011 г.).[1]
Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь На 2015-2020 годы Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью (далее – Программа) разработана на основе Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, а также в соответствии с нормами международного права, Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года и ранее подписанными Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью документами.
Программа представляет собой совокупность мероприятий в области образования, направленных на: · информационное, нормативное правовое, научно-методическое и организационное обеспечение сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви; · воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа; · объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, церковных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении; · содействие развитию гуманитарного, в том числе теологического и религиоведческого, образования в Республике Беларусь; · проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике. Механизм реализации и контроля за ходом исполнения Программы:
Министерство образования Республики Беларусь и Белорусская Православная Церковь осуществляют контроль и несут ответственность на паритетных началах за исполнение мероприятий данной Программы. Рабочая группа анализирует ход исполнения мероприятий Программы. Управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома и епархиальные управления Белорусской Православной Церкви, действующие в соответствии с Положением об организации сотрудничества, в пределах своей компетенции являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий данной Программы, предоставляя информацию до 15 января ежегодно. Научно-методическое сопровождение реализации данной Программы возложено на НМУ «Национальный институт образования», ГУО «Академия последипломного образования» (учреждения дошкольного, общего среднего образования, социально-педагогические учреждения, учреждения специального образования, воспитательно-оздоровительные учреждения образования, учреждения дополнительного образования взрослых), ГУО «Республиканский институт высшей школы» (учреждения высшего образования), УО «Республиканский институт профессионального образования» (учреждения профессионально-технического образования; учреждения среднего специального образования), УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» (учреждения дополнительного образования детей и молодежи). Министерство образования Республики Беларусь и Белорусская Православная Церковь могут осуществлять совместное финансирование мероприятий и проектов, реализуемых в рамках данной Программы. Размеры, порядок финансирования и бюджет соответствующих мероприятий оговариваются отдельными соглашениями между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью.
Личность и общество Нравственно-правовое воспитание является относительно новым направлением в отечественной педагогике. Уроки по законодательству стали проводиться в образовательных учреждениях только в последние два десятилетия. Такие занятия посвящены изучению правовых нормативов и их взаимосвязи с моральными законами нашего общества. Нравственно-правовое воспитание осуществляется не только на специализированных занятиях, но и во время уроков истории, литературы, а также в процессе внеклассной деятельности. Их профилактика
Термин«компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе за компьютером или проведение за компьютером большей части времени. Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности. В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога. Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость разработки программы по их решению. В задачи программы должны входить: своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей; своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации; своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов; организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям; внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями. Итак, мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения и некоторые пути их решения. Однако надо помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.
Практические рекомендации: с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и классным руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник; классным руководителям необходимо своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий детей; заместителям директора по УВР осуществлять контроль работы учителей предметников со слабоуспевающими учащимися: наличие журнала и тетрадей для индивидуальной работы; школьной службе сопровождения наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку; социальному педагогу и психологу необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения; привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями специалистов центра медико-психолого-педагогической поддержки; педагогический коллектив школы должен осуществлять дифференцированный подход в работе с учащимися определённой группы риска; заместителю директора по ВР необходимо планировать участие учащихся ОУ в районных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов центра поддержки семьи и детства. Биологические факторы: В литературе выделяется отдельно влияние генетического фактора. Лица, имеющие родственников первой степени родства, зависимых от ПАВ, сами имеют риск стать зависимыми от ПАВ, превышающий таковой риск в общей популяции в 4-6 раз. Речь идет, прежде всего, о наследственной отягощенности алкоголизмом родителей, а также алкоголизм братьев и сестер в данной семье. При этом надо учитывать алкоголизм не только у ближайших родственников, но и наличие его в нисходящих поколениях. Целая группа факторов обусловлена преморбидной неблагоприятной почвой в виде органической патопластики в той или иной степени выраженности. Это могут быть различного рода вредности в антенатальный период, например, перенесенные матерью заболевания, особенно вирусного генеза, приводящие к формированию акцентуации характера, как фактора способствующего формированию злоупотребления ПАВ, токсикозы первой и второй половины беременности, анемии, пиелонефриты, тяжело протекающие роды с той или иной степенью асфиксии, а также перенесенные в подростковом возрасте черепно-мозговые травмы. Как проявления неполноценной почвы у детей, которые в дальнейшем могут быть склонны к злоупотреблению ПАВ, с высокой частотой отмечаются такие явления, как гиперактивность, снохождение, проявления энуреза, косноязычие, различного рода невротические симптомы, как эпилептический синдром, неврозы, а также некоторое отставание в интеллектуальном развитии, импульсивные и агрессивные действия, склонность к неоправданному риску и совершению криминальных действий, различного рода девиации в поведении.
Психологические факторы: Многие исследователи считают, что главная роль в развитии злоупотребления ПАВ принадлежит психологическим и личностным факторам. Но проанализировать их не просто, поскольку сама проблема личности вызывает многочисленные дискуссии в ментальных науках. Как исследовательская, так и практическая работа должна опираться на теорию личности. Однако сегодня общепринятой теории личности нет, большинство исследователей работает с отдельными личностными конструктами или с многочисленными монофакторными теориями личности, которые уже давно обнаружили свою неполноту и множество ограничений при практическом применении. Остается во многом неясными механизмы формирования аддикции, которые зарождаются в глубине психики и характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленными предметами и активностью. Во многом, применение психологических факторов, которые обеспечивают специфические психотерапевтические эффекты и воздействуют на разные уровни структуры мозга, дают неплохие результаты при лечении алкоголизма, наркомании и токсикомании. Сегодня во всем мире намечается постепенный отход от применения медикаментозного лечения зависимых состояний к ПАВ. Все больше применения находят различные методы психотерапии и виды психотехник, их сочетания. Применение находят даже такие виды альтернативной психотерапии, которые предлагаются представителями неортодоксальной медицины: целителями, экстрасенсами, знахарями, хиропрактиками и т.д. И здесь можно говорить о проблемах души, духовности, пристрастиях, религиозных воззрениях, карме, кармических отягощениях и их исправлениях специальными обрядами, мантрами. На этой основе находят применение современные методы, как психоанализ, катарзис, нейролингвистическое программирование, холотропное дыхание и многое другое. Социальные факторы: Социальными факторами риска развития зависимости от ПАВ являются: алкоголизм отца, матери, или других родственников; отсутствие эмоционального резонанса, сплоченности в семье; конфликтные отношения среди членов семьи; терпимое отношение родителей к употреблению алкоголя детьми, а также к их девиантному поведению. Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу «риска» и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. Как показали исследования, основными мотивировками употребления алкоголя подростками являются «реакции имитации» и «реакция группирования со сверстниками», первая имеет большое значение в жизни подростков: подражание кумирам, авторитетам, стремление следовать им во всем, быть похожим и т.д. Таким образом, в российской подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20-30% школьников 12-17 лет. Для подростков на этом этапе онтогенеза такое поведение представляет особую значимость и нередко является основным содержанием жизни. В этом смысле большое влияние оказывают также и СМИ. Что же касается реакции группирования, то здесь дает о себе знать фактор субмиссивности и конформности с группой – Желание быть «как все», не выделяться «быть своим» и т.д. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения. При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально – психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущим часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников – соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и мало информированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление «модные» в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия. Приобщение подростков к ПАВ почти всегда происходит с участием их близких друзей. При первом приеме подростки обычно употребляли ПАВ в компании своих приятелей, реже – сверстников или младших по возрасту. Доступность отдельных наркотиков была различной, но в целом ее можно оценить как высокую. По мнению опрошенных, они могли легко достать препараты конопли (25%), транквилизаторы (13%), ЛСД и "экстази" (10%), кокаин (10%). Наркотики приобретаются в барах, на дискотеках, в широко известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах у наркоторговцев. Результаты мониторинга показали, что курение и раннее приобщение к потреблению спиртных напитков – это "прелюдия" приобщения к потреблению наркотических веществ. Из зарубежных исследований известно, что последовательность приобщения к ПАВ в целом следующая: ü пиво и вино; ü водка и сигареты; ü конопля и его производные; ü другие запрещенные наркотики. В то же время в последние годы выявляется рост заболеваемости наиболее тяжелыми формами наркоманий – героиновой, кокаиновой. Растет число потребителей соответствующих "тяжелых" наркотиков, а также других синтетических препаратов – психостимуляторов, галлюциногенов, спайсов и пр. Доля потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных ПАВ растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) быстро уменьшается. Таким образом, анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детско-подросткового населения страны в потребление наркотиков и других ПАВ. При этом наблюдается не только количественный рост распространенности наркотизма среди подростков, но и негативное качественное изменение поражаемого этим процессом контингента: увеличение доли потребителей собственно наркотических средств по сравнению с долей лиц, потребляющих токсикоманические вещества; рост числа потребителей «тяжелых» и других синтетических наркотиков (по отношению к числу преимущественных потребителей «легких» и растительных самодельных наркотических ПАВ); увеличение удельного веса среди незаконных потребителей лиц со сформированной зависимостью от наркотиков и других ПАВ. Необходимо признать, что массовое злоупотребление наркотиками – это сложный, психобиосоциальный феномен. В его возникновении и воспроизведении чрезвычайно важен исторический, цивилизованный аспект, определяющий его место и роль в современном мире. Такая постановка вопроса представляется закономерной с учетом глобальных масштабов этой проблемы. Сегодня можно говорить о том, что наркотики являются спутником и артефактом современной цивилизации. Именно поэтому недостаточен и даже опасен поверхностный, упрощающий причинно-следственные отношения подход к проблеме наркотиков, предполагающий возможность простого ее решения, в частности, с упором на административные, силовые, репрессивные меры. Уголовная ответственность: Декрет Президента № 6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» Основные проблемы воспитания и реалии современности Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей – дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов, определяющих процесс воспитания: 1. Следует учитывать представления мирового сообщества об облике человека постиндустриального информационного общества. Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре. В отчётё ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования. Новое качество образования базируется на четырёх основаниях: - Учиться знать – подразумевает ежедневное конструирование обучающимися собственного знания… - Учиться делать – подразумевает практическое применение полученного знания; -Учиться жить - акцентирует внимание на умении жить вне любой дискриминации с целью собственного развития, своей семьи и своего сообщества; -Учиться быть - фокусируется на развитии потенциала каждого человека. Основным воспитательным результатом школьного образования, является становление ключевых компетентностей школьника. 2. При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его. 3. Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее. 4. Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного и профессионального образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения.. 5. Следует учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений. 6. Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности, развитие системы дополнительного образования на базе образовательных учреждений, создание демократического правового пространства в образовательных учреждениях. Несомненно, поиск новых способов решения проблем воспитания в современном обществе следует осуществлять в контексте происходящих изменений, с учётом жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных детей и молодёжи.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.055 с.) |