Основные проблемы воспитания и реалии современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы воспитания и реалии современности



Основные проблемы воспитания и реалии современности

Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей – дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов, определяющих процесс воспитания:

1. Следует учитывать представления мирового сообщества об облике человека постиндустриального информационного общества. Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.

В отчётё ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования.

Новое качество образования базируется на четырёх основаниях:

- Учиться знать – подразумевает ежедневное конструирование обучающимися собственного знания…

- Учиться делать – подразумевает практическое применение полученного знания;

-Учиться жить - акцентирует внимание на умении жить вне любой дискриминации с целью собственного развития, своей семьи и своего сообщества;

-Учиться быть - фокусируется на развитии потенциала каждого человека.

Основным воспитательным результатом школьного образования, является становление ключевых компетентностей школьника.

2. При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

3. Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.

4. Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного и профессионального образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения..

5. Следует учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.

6. Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности, развитие системы дополнительного образования на базе образовательных учреждений, создание демократического правового пространства в образовательных учреждениях.

Несомненно, поиск новых способов решения проблем воспитания в современном обществе следует осуществлять в контексте происходящих изменений, с учётом жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных детей и молодёжи.

 

Школа и религия

Развитие в условиях Беларуси свободы вероисповедания, сотрудничества государства и религиозных организаций актуализировали проблему взаимоотношений образования и религии, что наиболее актуально для учреждений государственной системы образования. Проблема рассматривается в данном обзоре с религиоведческо-правовой точки зрения, на основе

В действующем национальном законодательстве представленном применительно к сфере образования и религии законами «О свободе совести и религиозных организациях» 2002 г. (далее – Закон 2002 г.) и «О правах ребенка» (1993 г.), Кодексом «Об образовании» (2011 г.).[1]


 

Программа

сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь

На 2015-2020 годы

Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью (далее – Программа) разработана на основе Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, а также в соответствии с нормами международного права, Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года и ранее подписанными Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью документами.

Программа представляет собой совокупность мероприятий в области образования, направленных на:

· информационное, нормативное правовое, научно-методическое и организационное обеспечение сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви;

· воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа;

· объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, церковных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении;

· содействие развитию гуманитарного, в том числе теологического и религиоведческого, образования в Республике Беларусь;

· проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.

Механизм реализации и контроля за ходом исполнения Программы:

 

Министерство образования Республики Беларусь и Белорусская Православная Церковь осуществляют контроль и несут ответственность на паритетных началах за исполнение мероприятий данной Программы. Рабочая группа анализирует ход исполнения мероприятий Программы.

Управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома и епархиальные управления Белорусской Православной Церкви, действующие в соответствии с Положением об организации сотрудничества, в пределах своей компетенции являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий данной Программы, предоставляя информацию до 15 января ежегодно.

Научно-методическое сопровождение реализации данной Программы возложено на НМУ «Национальный институт образования», ГУО «Академия последипломного образования» (учреждения дошкольного, общего среднего образования, социально-педагогические учреждения, учреждения специального образования, воспитательно-оздоровительные учреждения образования, учреждения дополнительного образования взрослых), ГУО «Республиканский институт высшей школы» (учреждения высшего образования), УО «Республиканский институт профессионального образования» (учреждения профессионально-технического образования; учреждения среднего специального образования), УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» (учреждения дополнительного образования детей и молодежи).

Министерство образования Республики Беларусь и Белорусская Православная Церковь могут осуществлять совместное финансирование мероприятий и проектов, реализуемых в рамках данной Программы. Размеры, порядок финансирования и бюджет соответствующих мероприятий оговариваются отдельными соглашениями между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью.

 

Личность и общество

Нравственно-правовое воспитание является относительно новым направлением в отечественной педагогике. Уроки по законодательству стали проводиться в образовательных учреждениях только в последние два десятилетия. Такие занятия посвящены изучению правовых нормативов и их взаимосвязи с моральными законами нашего общества. Нравственно-правовое воспитание осуществляется не только на специализированных занятиях, но и во время уроков истории, литературы, а также в процессе внеклассной деятельности.

Их профилактика

 

Термин«компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе за компьютером или проведение за компьютером большей части времени.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности. В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога.

Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость разработки программы по их решению.

В задачи программы должны входить:

своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;

своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;

своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;

организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;

внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.

Итак, мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения и некоторые пути их решения. Однако надо помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.

Практические рекомендации:

с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и классным руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник;

классным руководителям необходимо своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий детей;

заместителям директора по УВР осуществлять контроль работы учителей предметников со слабоуспевающими учащимися: наличие журнала и тетрадей для индивидуальной работы;

школьной службе сопровождения наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку;

социальному педагогу и психологу необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения;

привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями специалистов центра медико-психолого-педагогической поддержки;

педагогический коллектив школы должен осуществлять дифференцированный подход в работе с учащимися определённой группы риска;

заместителю директора по ВР необходимо планировать участие учащихся ОУ в районных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов центра поддержки семьи и детства.

Биологические факторы:

В литературе выделяется отдельно влияние генетического фактора. Лица, имеющие родственников первой степени родства, зависимых от ПАВ, сами имеют риск стать зависимыми от ПАВ, превышающий таковой риск в общей популяции в 4-6 раз. Речь идет, прежде всего, о наследственной отягощенности алкоголизмом родителей, а также алкоголизм братьев и сестер в данной семье. При этом надо учитывать алкоголизм не только у ближайших родственников, но и наличие его в нисходящих поколениях.

Целая группа факторов обусловлена преморбидной неблагоприятной почвой в виде органической патопластики в той или иной степени выраженности. Это могут быть различного рода вредности в антенатальный период, например, перенесенные матерью заболевания, особенно вирусного генеза, приводящие к формированию акцентуации характера, как фактора способствующего формированию злоупотребления ПАВ, токсикозы первой и второй половины беременности, анемии, пиелонефриты, тяжело протекающие роды с той или иной степенью асфиксии, а также перенесенные в подростковом возрасте черепно-мозговые травмы.

Как проявления неполноценной почвы у детей, которые в дальнейшем могут быть склонны к злоупотреблению ПАВ, с высокой частотой отмечаются такие явления, как гиперактивность, снохождение, проявления энуреза, косноязычие, различного рода невротические симптомы, как эпилептический синдром, неврозы, а также некоторое отставание в интеллектуальном развитии, импульсивные и агрессивные действия, склонность к неоправданному риску и совершению криминальных действий, различного рода девиации в поведении.

Психологические факторы:

Многие исследователи считают, что главная роль в развитии злоупотребления ПАВ принадлежит психологическим и личностным факторам. Но проанализировать их не просто, поскольку сама проблема личности вызывает многочисленные дискуссии в ментальных науках. Как исследовательская, так и практическая работа должна опираться на теорию личности. Однако сегодня общепринятой теории личности нет, большинство исследователей работает с отдельными личностными конструктами или с многочисленными монофакторными теориями личности, которые уже давно обнаружили свою неполноту и множество ограничений при практическом применении. Остается во многом неясными механизмы формирования аддикции, которые зарождаются в глубине психики и характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленными предметами и активностью. Во многом, применение психологических факторов, которые обеспечивают специфические психотерапевтические эффекты и воздействуют на разные уровни структуры мозга, дают неплохие результаты при лечении алкоголизма, наркомании и токсикомании. Сегодня во всем мире намечается постепенный отход от применения медикаментозного лечения зависимых состояний к ПАВ. Все больше применения находят различные методы психотерапии и виды психотехник, их сочетания. Применение находят даже такие виды альтернативной психотерапии, которые предлагаются представителями неортодоксальной медицины: целителями, экстрасенсами, знахарями, хиропрактиками и т.д. И здесь можно говорить о проблемах души, духовности, пристрастиях, религиозных воззрениях, карме, кармических отягощениях и их исправлениях специальными обрядами, мантрами. На этой основе находят применение современные методы, как психоанализ, катарзис, нейролингвистическое программирование, холотропное дыхание и многое другое.

Социальные факторы:

Социальными факторами риска развития зависимости от ПАВ являются: алкоголизм отца, матери, или других родственников; отсутствие эмоционального резонанса, сплоченности в семье; конфликтные отношения среди членов семьи; терпимое отношение родителей к употреблению алкоголя детьми, а также к их девиантному поведению. Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу «риска» и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. Как показали исследования, основными мотивировками употребления алкоголя подростками являются «реакции имитации» и «реакция группирования со сверстниками», первая имеет большое значение в жизни подростков: подражание кумирам, авторитетам, стремление следовать им во всем, быть похожим и т.д.

Таким образом, в российской подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20-30% школьников 12-17 лет. Для подростков на этом этапе онтогенеза такое поведение представляет особую значимость и нередко является основным содержанием жизни. В этом смысле большое влияние оказывают также и СМИ. Что же касается реакции группирования, то здесь дает о себе знать фактор субмиссивности и конформности с группой – Желание быть «как все», не выделяться «быть своим» и т.д. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения. При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально – психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущим часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников – соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и мало информированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление «модные» в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия.

Приобщение подростков к ПАВ почти всегда происходит с участием их близких друзей. При первом приеме подростки обычно употребляли ПАВ в компании своих приятелей, реже – сверстников или младших по возрасту. Доступность отдельных наркотиков была различной, но в целом ее можно оценить как высокую. По мнению опрошенных, они могли легко достать препараты конопли (25%), транквилизаторы (13%), ЛСД и "экстази" (10%), кокаин (10%). Наркотики приобретаются в барах, на дискотеках, в широко известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах у наркоторговцев.

Результаты мониторинга показали, что курение и раннее приобщение к потреблению спиртных напитков – это "прелюдия" приобщения к потреблению наркотических веществ. Из зарубежных исследований известно, что последовательность приобщения к ПАВ в целом следующая:

ü пиво и вино;

ü водка и сигареты;

ü конопля и его производные;

ü другие запрещенные наркотики.

В то же время в последние годы выявляется рост заболеваемости наиболее тяжелыми формами наркоманий – героиновой, кокаиновой. Растет число потребителей соответствующих "тяжелых" наркотиков, а также других синтетических препаратов – психостимуляторов, галлюциногенов, спайсов и пр. Доля потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных ПАВ растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) быстро уменьшается.

Таким образом, анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детско-подросткового населения страны в потребление наркотиков и других ПАВ. При этом наблюдается не только количественный рост распространенности наркотизма среди подростков, но и негативное качественное изменение поражаемого этим процессом контингента:

 увеличение доли потребителей собственно наркотических средств по сравнению с долей лиц, потребляющих токсикоманические вещества;

 рост числа потребителей «тяжелых» и других синтетических наркотиков (по отношению к числу преимущественных потребителей «легких» и растительных самодельных наркотических ПАВ);

 увеличение удельного веса среди незаконных потребителей лиц со сформированной зависимостью от наркотиков и других ПАВ.

Необходимо признать, что массовое злоупотребление наркотиками – это сложный, психобиосоциальный феномен. В его возникновении и воспроизведении чрезвычайно важен исторический, цивилизованный аспект, определяющий его место и роль в современном мире. Такая постановка вопроса представляется закономерной с учетом глобальных масштабов этой проблемы. Сегодня можно говорить о том, что наркотики являются спутником и артефактом современной цивилизации. Именно поэтому недостаточен и даже опасен поверхностный, упрощающий причинно-следственные отношения подход к проблеме наркотиков, предполагающий возможность простого ее решения, в частности, с упором на административные, силовые, репрессивные меры.

Уголовная ответственность: Декрет Президента № 6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»

Основные проблемы воспитания и реалии современности

Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей – дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов, определяющих процесс воспитания:

1. Следует учитывать представления мирового сообщества об облике человека постиндустриального информационного общества. Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.

В отчётё ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования.

Новое качество образования базируется на четырёх основаниях:

- Учиться знать – подразумевает ежедневное конструирование обучающимися собственного знания…

- Учиться делать – подразумевает практическое применение полученного знания;

-Учиться жить - акцентирует внимание на умении жить вне любой дискриминации с целью собственного развития, своей семьи и своего сообщества;

-Учиться быть - фокусируется на развитии потенциала каждого человека.

Основным воспитательным результатом школьного образования, является становление ключевых компетентностей школьника.

2. При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

3. Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.

4. Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного и профессионального образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения..

5. Следует учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.

6. Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности, развитие системы дополнительного образования на базе образовательных учреждений, создание демократического правового пространства в образовательных учреждениях.

Несомненно, поиск новых способов решения проблем воспитания в современном обществе следует осуществлять в контексте происходящих изменений, с учётом жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных детей и молодёжи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.055 с.)