Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и особенности нравственного воспитания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Говоря о процессе нравственного воспитания, целесообразно определить суть понятия, составляющую основу этого процесса. Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль – принципы, законы, регулирующие нашу общественную жизнь. В основе нравственности – целостная система воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) жизни общества, человека, его бытия, самого себя, своей жизни и деятельности. Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек поведения. Кроме того, это формирование у личности системы потребностей, интересов, мотивов, выработка установки и позиции, направленности и сложной иерархии отношений. Структурными компонентами нравственного воспитания являются такие категории, как нравственное сознание, нравственные ценности, нравственные чувства. Нравственное сознание – это форма психического отражения человеком действительности, выражающаяся в его нравственных представлениях, взглядах, убеждениях. Сознание проявляется в принципах, которыми руководствуются люди, принимая те или иные решения, выбирая способы поведения. Нравственные ценности – это ориентиры в поведении групп, индивидов, которые позволяют оценивать те или иные явления, действия и поступки людей с точки зрения определенных представлений о добре и зле. Особое значение при этом имеют идеалы личности, которым она стремится следовать. Эмоциональная сторона нравственной жизни человека проявляется в его нравственных чувствах. Нравственные чувства характеризуют субъективное отношение человека к другим людям, самому себе, к общественным явлениям и к жизни в целом. Все эти категории указывают на важность, многогранность и сложность нравственного воспитания и необходимость рассматривать его как процесс. Нравственное поведение – это поведение, которое соответствует общественным нормам. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на формирование должного уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества. Особенности процесса нравственного воспитания: 1. Специфичность процесса нравственного воспитания прежде всего характеризуется его двусторонностью. Испытывая на себе влияние внешних факторов и условий, личность всегда проявляет активность. Вступая во взаимодействие с этими влияниями и перерабатывая их, она изменяет свое качественное состояние и проявляет его во внешних действиях и поступках, в отношении к окружающей действительности. Задача воспитателя – создавать условия для наиболее эффективного взаимодействия данных сторон процесса. 2. Особенность процесса нравственного воспитания заключается в его длительности и непрерывности. В отличие от процесса обучения, где результата можно достичь в более короткие сроки, конечные итоги процесса нравственного воспитания обнаруживаются не так скоро, они являются как бы отстроченными. Если процесс обучения протекает в определенных организационных и временных границах, то временные рамки процесса нравственного воспитания менее всего определены и регламентированы. 3. Особенность процесса нравственного воспитания заключается в преемственности и последовательности, а также единстве педагогических влияний на личность. Это достигается системой отношений, складывающихся в деятельности коллектива педагогов, обучающихся, в семье, единством их ориентаций в воспитательном процессе. 4. Процесс нравственного воспитания осуществляется не только на основе определенных требований и с учетом его особенностей, но и главным образом на основе отношений, складывающихся в коллективе. Следовательно, личность в процессе воспитания следует рассматривать не только объектом, но и субъектом отношений. Поэтому нравственные отношения всегда активны, как активен сам обучаемый, который преобразует самого себя и отношения. 5. Нравственные отношения составляют целую систему норм отношений между обучающимися и взрослыми. Каждая личность соотносит свои действия и намерения с существующими в обществе и коллективе нормами, которые подвергаются оценке общества, сверстников, взрослыми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.006 с.) |