Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ликвидации последствий стихийных бедствий

Поиск

Донецкой Народной Республики

 

 

                                                    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

                                                  «Профессиональная этика»

(наименование дисциплины согласно учебному плану)

выборочной дисциплине самостоятельного выбора ВУЗа гуманитарного, социального и экономического цикла

 

Специальность:         20.03.01 Техносферная безопасность
Уровень образования: Бакалавриат  
Семестр(ы) 7
Общая трудоёмкость в з.е./часах 2/72
Аудиторные занятия (час.), в том числе 4
Лекции (час.) 2
Практические занятия 2
Самостоятельная работа (час.), в том числе 68

 

 

 

Донецк, 2020 г.

 

Конспект по дисциплине «Профессиональная этика» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 20.03.01 Техносферная безопасность для приема 2017 года.

Составитель: Буяновская Наталия Ивановна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин.

Конспект рассмотрен и принят на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

 

Протокол от «02» сентября2020 года № 1

 

Заведующий кафедрой ________________ Д.Ю Паниотова

(подпись)                            

 

 Конспект по дисциплине «Профессиональная этика» согласован с выпускающей кафедрой организации службы, пожарной и аварийно-спасательной подготовки.

Протокол от «02» сентября 2019 года №1.

Начальник кафедры

подполковник службы гражданской защиты

_______________ Д.В. Реутов

    (подпись)

 

Начальник факультета «Пожарной безопасности»

полковник службы гражданской защиты

____________________ А.В. Еремин

   (подпись)                                            

 


ОБЪЕКТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ освоения ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина рассматривает содержание и особенности профессиональной этики сотрудника МЧС, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития личности сотрудников, пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

Целью дисциплины является: 

- формирование мировоззренческой и духовно-нравственной культуры обучающихся;

- воспитание духовно развитой личности;

- формирование у обучаемых системного знания о морали, структуре, основных категориях и нормах профессиональной этики;

- формирование у будущих специалистов МЧС высоких морально-нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, мужества, профессионального долга и чести;

- формирование эстетического восприятия и понимания сущности художественных явлений культуры в современном обществе;

- формирование у обучаемых умения создавать здоровый морально-психологический климат в служебном коллективе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

- содержание этической проблематики и таких социально-культурных явлений, анализируемых в предметном поле этики, как мораль, нравственность, моральная ответственность, нравственный выбор, этические идеалы;

- процесс происхождения и сущность морального сознания, содержание основных категорий морали;

- содержание эстетической культуры и таких социально-культурных явлений, анализируемых в предметном поле эстетики, как художественный образ, эстетическое чувство, эстетический вкус и идеал;

У меть:

- формировать и обосновывать своё личное мнение, нравственную позицию в вопросах, касающихся моральных убеждений, духовных ценностей и идеалов;

- разбираться в вопросах сознательного нравственного выбора, в проблемных вопросах этики профессиональных отношений;

- формировать и обосновывать своё личное мнение, нравственную позицию в вопросах, касающихся анализа и оценки эстетических ценностей и идеалов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);

-  способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);

- способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);

-  способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);

- способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- способностью к решению правовых, социальных и кадровых вопросов, связанных с деятельностью пожарно-спасательных подразделений на территориальном уровне (ПК-25).

2. Место дисциплины в основной образовательной

Программе

Дисциплина относится к выборочной дисциплине самостоятельного выбора ВУЗа гуманитарного, социального и экономического цикла

Базируется на знаниях и умениях, которые обучающийся приобрел при освоении дисциплин гуманитарного и социального циклов.

Учебная дисциплина «Профессиональная этика и эстетическая культура» концептуально соотносится с комплексом социально-гуманитарных и философских дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Лекция 1. Этика как наука о морали. Место морали в жизни общества (2часа)

Содержание лекции №1:

1. Объект и предмет изучения этики.

2. Основные понятия, категории и концепции этики.

3. Общие понятия морали. Моральные принципы, нормы, идеалы и ценности.

4. Структура морали. Функции морали.

В любой теории, как известно, различаются объект и предмет. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для этики объект изучения - поведение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, т.е. факторы, которые позволяют с определенной степенью уверенности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения. Сложность вычленения предмета этики как науки о морали состоит в том, что нравственные отношения включены в широкий круг общественных отношений. Явления общественной жизни можно классифицировать и как моральные (относящиеся к морали). Необходимость развития этики как науки о морали и связанная с ее существованием общественная (культурная) функция нравственного просвещения более всего нужны для облегчения процесса индивидуальной мотивации. Мотивация представляет собой осознанное осмысление целей предполагаемого поступка. Она осуществляется с разных сторон. С точки зрения утилитарной (к каким результатам может привести данный поступок в смысле обеспечения условий жизни), технологической (реализацию каких конкретных целей он обеспечивает в смысле предметного преобразования), гедонической (это поведение, прямо направленное не на получение каких-то чувственных удовольствий), прагматической (это более сложные по сравнению с непосредственными чувственными удовольствиями цели, которые зависят и от самого субъекта и от обстоятельств, в которых разворачивается индивидуальная жизнь, например – такие как престиж, карьера, месть и т.д.), и, наконец, - собственно нравственной, т.е. с точки зрения обдумывания того, насколько человек своими действиями ущемляет или не ущемляет, развивает или не развивает интересы других людей, приносит пользу или вред обществу, развивает или не развивает общественно ценные качества. Некоторые из перечисленных характеристик могут составлять предмет не только моральных, но и правовых оценок, попадать под действие юридических норм. Однако в морали человек обязательно рассматривается в качестве со-творца выполняемой им нормы. Он принимает ее добровольно в силу убеждений в ее целесообразности, отождествления требований данной нормы с сущностной стороной собственных жизненных установок. Что касается престижа, карьеры, самоудовлетворения, то это комбинированные потребности, в которых может присутствовать нравственный мотив, хотя он и не является здесь единственным. На протяжении развития общества жизнь человека все более индивидуализируется, обстоятельства, в которых приходится принимать решения, становятся все более разнообразными, возможность отдельной личности повлиять на характер событий за счет своего нравственного выбора увеличивается. Хотя этой тенденции и противодействуют многие факторы, связанные с массовой культурой, идеологией, информационной революцией, поведение современного человека все же более свободно по сравнению, например, с условиями жизни в сословно организованном обществе, где отдельный индивид, прежде всего, подчинен традиции, где весь режим его существования оказывается жестко регламентированным. Это указывает, что с развитием общества возрастает степень индивидуальной ответственности и внимание к индивидуальным мотивам поведения, усложняется сам процесс мотивации, желание прояснения целей собственного бытия. Для облегчения личного морального выбора, а в ряде случаев – и убеждения человека в необходимости его совершения, прежде всего необходима теоретическая этика. Она может прояснить ситуацию выбора, сделать его более понятным для личности и показать, к каким последствиям приведет то или иное решение. Ситуация морального выбора возникает тогда, когда возникает противоречие между личным интересом и такими условиями общественной жизни, которые оказываются несовместимыми с определенными возможностями его удовлетворения. Эта ситуация, в которой предполагаемое поведение вступает в конфликт с принятыми в обществе моральными нормами, которые известны личности, в определенной степени вошли глубоко в его психику, стали автоматизмами поведения, поэтому выбор сопровождается эмоциональным напряжением, психологическим дискомфортом. Другая ситуация выбора – когда человек отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, рассматриваемых в качестве более высоких, в большей мере отвечающих назначению человека. Понятно, что такое поведение не может строиться без какого-то представления человека о себе самом, о целях его жизни. Личность сталкивается не только с критическими ситуациями, требующими немедленного решения, но и с такими, в которых человек, например, обдумывая перспективные планы своей жизни, постепенно принимает судьбоносные для него самого решения, пытается реализовать одни возможности и навсегда расстаться с другими. От того, что такой выбор совершается не моментально, напряжение в процессе принятия решения не уменьшается, оно приобретает иной характер. Не исчезают и моральные критерии данного выбора, так как, принимая решения об организации своей жизни, человек в то же время думает о собственном достоинстве, о развитии своих отношений с другими людьми. Этика представляет собой теорию, в которой подвергаются критическому рассмотрению определенные, исторически возникшие представления о морали, о реальных, осуществимых в действительности и желательных, представленных в реальности в виде возможности формах поведения.

   В современном мире человек сталкивается с массой ситуаций, вызывающих противоречие между разными мотивами, например, когда имеет место противоречие между желанием профессионального самоутверждения и обязанностями перед семьей, когда встает вопрос о выборе между более высокооплачиваемой или более интересной работой, когда необходимость заботы о близких мешает реализации иных жизненных планов и т.д. Наиболее остро ситуация выбора встает, когда действия попадают под компетенцию разных норм, а иногда и разных систем морали. Этика как наука прежде всего и нужна для того, чтобы прояснить основания морального выбора, продемонстрировать личности те способы рассуждения о жизни, которые уже были осуществлены в истории человечества. Предметом этики, следовательно, в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала средств, с помощью которого он совершается, при этом к арсеналу средств можно отнести как объективные общественно канонизированные условия совершения выбора, это прежде всего моральные нормы. О бъект этики в силу практической ориентации этики имеет двоякое значение. С одной стороны, эта та общественная реальность, которая подвергается наблюдению и изучению для формирования положений самой теоретической этики. В таком ракурсе объектом этики является реально существующие нормы, поведение людей. С другой стороны, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств. В данном аспекте этическое знание соединено с воспитательной функцией, так или иначе представленной в культуре каждого общества.

Объектом воздействия этического знания становится также вся система существующих в обществе социальных норм. Это особенно касается разработки различных этических кодексов, в частности кодексов профессиональной морали, интенсивно развивающихся в современном обществе. Что же касается влияния этики на другие социальные нормы, прежде всего нормы права, то здесь этика выполняет функцию поддержки, усиления таких норм, или же наоборот, функцию их социальной критики. Она оценивает существующие нормы с точки зрения общих представлений о социальной справедливости, поддерживает их или подвергает критике, выступая за необходимость утверждения новых норм. В свою очередь, и правовые нормы могут поддерживать, усиливать практическую действенность некоторых этических принципов.

Этика подразделяется на три составные части:

1. Прикладная этика – описывает совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах жизнедеятельности. Прикладная этика включает в свой состав профессиональную этику – систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

2. Нормативная этика – обосновывает моральные принципы и нормы, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируется на высших моральных ценностях и предписывает человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей.

3. Теоретическая этика – исследует сущность морали, ее основные принципы и категории, функции и закономерности.

Все три структурные части этики относительно самостоятельны и одновременно связаны между собой. Основной частью, выражающей сущность науки как науки является теоретическая этика.

         Основные понятия, категории и концепции этики

Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» (обычай, порядок, традиция). Основоположником этики считается древнегреческий философ Аристотель, который в IV в. до н.э. создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей («Никомахова этика», «Большая этика», «Евдемова этика» и др.). Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания, а также выделения этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». В ряде языков существуют свои собственные слова аналогичные греческому термину «этика» и латинскому «мораль». Например, в русском языке равнозначным аналогом этих слов является слово «нравственность». Происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, существовавшие в народе. За содержанием термина «нравственность» закрепилось обозначение того, как люди ведут себя в обществе, как они выполняют моральные нормы поведения.

Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) разделял содержание понятий «моральность» и «нравственность». В содержании термина «моральность» он выделяет такие понятия, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание термина «нравственность» он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства, их влияния на нравственность.

Мораль и нравственность

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - это один термин. Однако со временем за этими словами начинает закрепляться разный смысл. Этика – область научных знаний, предметом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания.

Нравственность – сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.

Мораль – существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования поведения человека. Мораль – один из основных способов нормативной регуляции поведения и деятельности людей. В то же время мораль представляет особую форму сознания (моральное сознание) и вид отношений между людьми (моральные отношения), составляющие предмет специального изучения этики.

Как вид сознания и способ поведения мораль возникла из необходимости совместной жизни людей и обусловлена самой природой человека, уникальной по своему характеру и отличающей его от других живых существ. При этом нравственность, человеческие добродетели могут реализовываться, как отмечал Аристотель, только в конкретной деятельности человека, в его отношениях с другими людьми, без чего невозможно само существование морали. Все это указывает на общественную функцию морали как регуляторе отношений в обществе, в котором люди живут по некоторым общим правилам, следуют общим принципам и нормам поведения. Традиционно мораль рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек способен отвечать за все, что делает. Именно так понимается совесть как наиболее совершенная форма самоконтроля, сознание и чувство моральной ответственности за свои поступки перед самим собой и внутреннюю потребность поступать справедливо.

Мораль апеллирует к сознанию человека и опирается на его внутренние установки, убеждения и силу общественного мнения. Моральные оценки касаются всех отношений личности (к долгу, людям, коллегам, семье), подвергая их либо общественному поощрению, либо порицанию. Важным компонентом системы моральной регуляции являются моральные принципы, представляющие собой как наиболее общие требования, регулирующие отношения между людьми. В этом значении принципы выступают своеобразным духовным ориентиром человека в его практических действиях. В то же время они представляют собой наиболее общее обоснование существующих норм и служат критерием выбора правил поведения. Опираясь на выработанные предшествующими поколениями людей нравственные представления и ценности, человек способен самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами, требующими следовать общепринятыми стандартами поведения и базирующимися на признании несовершенства человеческих нравов.

Мораль и нравы

Понятие «мораль» (как должное, как проявление в мире и в каждом из нас абсолютного морального закона) и понятие «нравы» (как сущее, как реальные поступки и формы поведения, устоявшиеся общественные привычки) находятся в сложном диалектически противоречивом единстве. Этим объясняется наличие различных подходов к пониманию задач этики.

Как проявление сущего, реально существующего в данном обществе поведения, нравы могут не соответствовать морали (например, дурные нравы). Сама мораль формируется в соответствии с существующими в обществе традициями и обычаями как устойчивыми нормами поведения, соответствует требованиям общества.

Изучение нравов особенно важно в практике государственной и политической деятельности. Учет особенностей индивидуальных и общественных нравов является необходимым условием при принятии решений органами власти и управления. В то же время органы государственного управления и политические деятели посредством целенаправленного воздействия на общество могут оказывать влияние на изменение нравов людей.

Для государственного служащего важно знать и учитывать этническую составляющую нравов, связанную с особенностями национальных нравов. Поэтому наряду с требованиями индивидуальной этики, обращенной к личности, большое значение в жизни людей имеют нормы социальной этики, характеризующие особенности функционирования морали на уровне общества, в сфере социальных отношений. Ориентируясь на разумное начало в человеке, мораль стремится ограничить присущие ему агрессивные и эгоистические устремления. Ее основными средствами являются средства духовного воздействия, осуществляющие контроль за выполнением моральных требований через чувство долга, который каждый человек осознает и делает мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку своих поступков.

Категории этики

Натуралистическая этика - исходит из природных особенностей людей. Нравственность понимается как развитие в человеке его определённых естественных качеств, и всё человеческое по своей природе, или сущности, есть естественное, «животное».

Гедонизм – этическое учение, широко применявшийся в истории этической мысли при обосновании морали и истолковании ее природы и целей, предписывающий людям стремление к земным радостям, противоположен аскетизму.

Эвдемонизм - отождествляет добро со счастьем, возникает в античной этике, крупнейшим представителем был античный философ Эпикур (341 - 270 до н.э.).

Абсолютизм (этический) (лат. absolutus — безусловный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. Концепция абсолютизма – определение морального долга как высшего мотива поведения.

Этика утилитаризма – отождествляет добро с пользой, ведущая роль в поведении человека считается полезность его поступков. Утилитаризм стал в Новейшей истории одним из самых распространённых этических учений, что определяется утверждением капитализма, ориентирующего человека на получение максимальной прибыли от всего, с чем он имеет дело.

Релятивизм – это принцип, выражающий протест против канонизации и догматизации господствующей морали.

Пуританство – в основе проповедь накопительства, бережливости, крайнего ограничения потребностей, фанатическое отрицание роскоши и расточительства, пышных церемоний и празднеств, абсолютизированная строгость моральных и нравственных норм, мелочная регламентация жизнедеятельности индивида.

Деонтическая этика - основана на понятии «права».

Моральный формализм (разновидность морального догматизма) - проявляется в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

Волюнтаризм - практический принцип поведения выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и, в конечном счете, ведет к аморализму.

 

Автономная этика - основу морали составляет врождённый принцип практического разума, нравственного сознания (представителем автономной этики является И. Кант).

Религиозная этика - основана на особенностях религиозного вероучения, религиозных традиций в поведении и отношениях между людьми.

Эволюционная этика – признает эволюцию нравственных норм от высших животных инстинктов к сознательным поступкам человека.

Биологическая этика - выводит добро и зло из биологии и психики человека. Так, выдающийся этолог XX века К. Лоренц отстаивал тезис об определённой морали, присущей животному миру в целом.

Марксистская этика - выводит мораль из противоречий общих и частных интересов: добро по своему содержанию есть общий интерес, но общий интерес выражается в классовой форме, и потому мораль имеет в классовом обществе классовый характер.

Этика справедливости» - основные положения связаны с тем, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Моральным долгом в «Этике справедливости» является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Концепция конвенционализма – в основе концепции необходимость применения принципов согласия ученых при определении содержания этики.

Этика руководствуется такими принципами, как объективность, нормативность и историзм.

Принцип объективности означает, что этика должна заниматься объективным анализом реального содержания нравственных отношений между людьми.

Принцип нормативности выражается в том, что этика должна рассматривать мораль и нравственность через содержание определенных норм, принципов, ценностей.

Принцип историзма характеризуется тем, что этика должна изучать мораль и нравственность с позиции их исторического содержания.

 

Таким образом, в содержании этики можно выделить три основных аспекта: содержательный аспект (этика определяется как философия морали и нравственности); исторический аспект (этика рассматривается исторически в рамках тех или иных концепций); прикладной аспект (роль и значение этики в общественной жизни).

Функции морали

Общие понятия морали

Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. По способу своего существования - это система норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Мораль связана с проявлениями человечности, гуманизма, ориентирована на идеалы, образцы совершенства, по которым человек может сверять свои поступки. Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Суть морали можно выразить одним словом – «взаимность». Мораль должна быть прежде всего регулятором внутреннего состояния души человека. Если нравственные душевные качества человека не развиты, то о нравственности говорить не приходится. Человек вне морали не сможет преодолеть в себе неразумное животное начало. Мера продвинутости человека собственно к человеческому состоянию выражается в морали.

Этика как теория о морали изучает ее генезис, сущность и специфику, раскрывает ее место и роль в жизни общества, выделяет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного развития. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явления и процессы, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство – добродетель. Главный вопрос этики, объектами которой являются человек, система человеческих взаимоотношений, – определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Этическая система включает в себя более или менее детализированную программу достойного поведения. Этика является научным обоснованием того, как человеку следует поступать в тех или иных обстоятельствах, как ему надлежит жить и какие законы соблюдать. В морали воплощается единство теоретического и практического: с одной стороны, она служит основой нравственной культуры личности, а с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Как форма общественного сознания мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Мораль помогает людям обрести адекватные формы взаимоотношений. Достижению баланса в человеческих отношениях служит система моральных принципов, норм и идеалов.

Моральные принципы, нормы, идеалы и ценности

Мораль как система норм. Основные принципы морали проявляются в моральных нормах - конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к другим людям, самому себе. В моральных нормах особенно отчетливо просматривается императивно-оценочный характер морали; они затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, корректность. Нравственными нормами каждого человека в любой жизненной ситуации являются вежливость, порядочность, честность.

Мораль как система идеалов. Нравственный идеал занимает значительное место в системе морали. Это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным; образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами; все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Это обусловливает исторический и социальный характер идеала, проявляющийся в том, что в разное время разные социальные группы и отдельные личности имеют свой нравственный идеал.

Мораль как система ценностей. Наиболее значимые идеи принято называть ценностями. Они составляют основу ориентаций человека. Мораль в качестве средств для таких ориентаций предлагает, прежде всего, представления о смысле жизни, свободе, счастье. Именно эти представления составляют высшие моральные ценности. Вопрос о смысле жизни в этом ряду ценностей–наиболее сложный. Не одно поколение мыслителей билось над его разрешением. Этим вопросом задается и современный человек. Но на него до сих пор нет окончательного ответа. Утверждая осмысленность жизни, ее ненапрасность, человек тем самым как бы раздвигает границы своего конечного существования. По мнению многих исследователей, поиск смысла жизни – это борьба за бессмертие (хотя бы в моральном плане, так как физически человек смертен).

Смысл жизни нельзя отождествлять с конкретной целью. В противном случае, достигнув цели, человек всякий раз терял бы жизненный ориентир. Очевидно, что надо не столько получить информацию о смысле жизни, сколько пережить смысл, почувствовать его. Смысл бытия нужно постигать практически, реально живя. Смысл жизни надо создать своей жизнью и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. Своей судьбой надо подтвердить правильность выбора жизненного пути. В этом, наверное, и состоит главный смысл человеческого бытия. Смысл жизни не задан, его надо утвердить и доказать, если человек хочет быть. Это значит, что вне реализации моральная ценность как бы не существует.

Свобода – наиболее существенная ценностная ориентация личности. В разных этических учениях даются свои определения свободы:

1)  возможность достижения выгоды (прагматизм);

2) абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интересов (экзистенциализм);

3) постижение Бога, следование законам божественной морали (религиозная этика);

4) определение человека целью деятельности (антропоцентризм).

Но человек не может быть абсолютно свободным. Он ограничен множеством необходимостей, подчинен законам: природным, социальным, юридическим, правилам поведения и т.д. Все это данность, необходимость, предзаданная человеку. Свобода человека заключается в осознании объективных границ деятельности, попытке их расширения. Взаимосвязь свободы с необходимостью зафиксирована в трех наиболее общих подходах:

5) детерминизм, абсолютизирующий всевластие необходимости;

6) индетерминизм, противопоставляющий свободу необходимости;

7) принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости.

Исследователи считают наиболее конструктивным третий подход, рассматривающий проблемы свободы и необходимости диалектически. Например, можно вести речь об абсолютной и относительной свободе, имея в виду под первым понятием обозначение некоторого идеального, существующего всегда в перспективе состояния, связанного с предельной самореализацией субъекта. Абсолютная свобода в качестве регулятивной идеи может оказывать ощутимое влияние на реальность, в которой, однако, наиболее явно представлена свобода относительная. Субъект всегда так или иначе ограничен, многие обстоятельства его бытия находятся за пределами его власти. Следовательно, полной независимости свободы от необходимости не бывает. Познание моральной необходимости – обязательное, но не достаточное условие реализации нравственной свободы, хотя в процессе этого познания индивид может реализовывать свою нравственную суверенность. Непременным условием реализации нравственной свободы является моральный выбор. Часто человек готов отказаться от свободы, только бы не реализовывать мучительный для него выбор. При выборе позиции (особенно между добром и злом) высока степень риска, сопровождающего свободную деятельность. Важным является также умение предвидеть возможные последствия выбора. Выбор возможен при наличии альтернатив и ориентиров (ценностей, идеалов). В случае если человек не имеет позитивных ориентиров, он может оказаться не в состоянии воспользоваться свободой во благо. Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством достижения личных целей. Свобода одного человека ограничена свободой другого человека. Поэтому человеку важно оставаться в границах принятых норм, не допускать произвола. Степень и специфика реализации нравственной свободы прямо связаны с моральной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой.

Непосредственное отношение к проблемам моральной свободы имеет проблема взаимосвязи цели и средств деятельности. Нравственные требования, определяющие соотношение целей и средств деятельности, прежде всего, касаются их содержательной гармонии: положительная нравственная цель предполагает соответствующие ей по характеру (т.е. положительные, высокоценные) средства достижения. При нарушении этого правила, когда выбираются небезупречные средства, может измениться сущность цели или же она окажется практически недостижимым идеалом. Ориентация на неправедные средства, как бы она ни мотивировалась субъектом, всегда чревата негативными для его морального бытия последствиями.

Счастье – одна из нравственных высших ценностей для человека. Неоспоримость счастья как нравственной высшей ценности обусловило



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.013 с.)