Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие служебного коллектива, основные профессионально-нравственные характеристики его становления, развития и функционирования.

Поиск

В научной литературе под служебным коллективом понимается специально сформированное (созданное на правовой основе) объединение людей, в котором каждый из его членов связан едиными и общезначимыми целями либо интересами, с четко обозначенными функциональными обязанностями и которое реализует свои полномочия в процессе повседневной совместной деятельности при научно разработанном ресурсном обеспечении. В таком служебном коллективе играют важную роль различные личностно-качественные характеристики его членов и мотивация их поступков, а также правовая основа их деятельности. Другими словами, как принято сейчас говорить, помимо внешней среды функционирования такого коллектива большое значение придается и внутренним условиям его деятельности. Каждый служебный коллектив является постоянно и динамично изменяющимся социальным организмом, проходящим различные этапы и стадии его организации, становления, развития и реорганизации. На каждом из таких этапов достигается соответствующий уровень развития, который определяется своими нравственно-этическими, психолого-педагогическими и организационными качественными характеристиками. Выделение каждого из названных элементов на различных этапах развития находит свое естественное и закономерное проявление, выделяет их очередность и создает определенную систему приоритетов. Таким путем служебный коллектив достигает своей оптимальной организационной структуры, а его члены морально-этического единства, т.е. создаются необходимые условия для совершенствования у членов коллектива профессиональных навыков и умений, высокой общей и профессиональной культуры. На первом этапе организации коллектива, при его формировании власть руководителя осуществляется преимущественно через проявление его властных полномочий. По устоявшейся в научной литературе точке зрения, служебный коллектив в своем развитии на каждом этапе проходит нов сколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессионально-нравственного развития его членов.

Первая стадия — стадия формирования, на которой руководитель формулирует свои основные цели и требования, определяли задачи, порядок и последовательность работы, место действия каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение. На этой стадии особенно заметны различные интересы членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению основных функциональных обязанностей ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечные результатам. Поэтому здесь, как правило, преобладают жесткие требования правового регулирования, авторитарный стиль управления и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. На этой стадии последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные члены коллектива начинают поддерживать руководителя, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную, социально запущенную часть коллектива. Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добросовестные, творчески настроенные на работу лица и группа, активно противодействующая им. В число последних обычно входят лица, склонные к нарушению дисциплины труда, халатно относящиеся к выполнению служебных обязанностей, нравственно деформированные, имеющие пристрастие к спиртным напиткам. На этой стадии зримо проявляется актив коллектива и происходит индивидуализация подхода к оценке каждого члена коллектива по конкретным результатам его труда и отношения к нему. Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подавляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанавливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаимопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений. К руководителю со стороны актива все чаще предъявляются обоснованные справедливые требования, а его негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов коллектива.

Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня развития коллектива. Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости, порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение проявления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководителю со стороны коллектива предъявляются определенные требования и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и становятся менее жесткими отношения, закрепленные нормативными актами. Точнее сказать, проявление таких отношений начинает как бы уходить в тень, и их замещают нравственно-этические нормы. На этой стадии заканчивается этап формирования служебного коллектива. Дальнейшее его развитие осуществляется на последующих этапах. На втором этапе происходит стабилизация достигнутого уровня профессионально-нравственной целостности коллектива. На третьем этапе осуществляется нахождение оптимального сочетания служебного долга и личных интересов членов служебного коллектива. На четвертом этапе достигается максимальное сочетание требований службы и личных интересов членов коллектива на основе сочетания морально-этической зрелости коллектива и нормативно-правовых требований к выполнению служебных обязанностей. Можно указать еще на один этап, который наступает при трансформации (распаде) служебного коллектива в силу различных обстоятельств (при существенном изменении уголовной политики государства, при изменении профиля учебного заведения, переводе ряда служб в другое ведомство и т.д.). Каждый из вышеперечисленных этапов имеет стадии развития и на ином уровне качественных характеристик повторяет стадии развития первого этапа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.005 с.)