Собор в честь Святой Живоначальной Троицы   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собор в честь Святой Живоначальной Троицы  



Отсюда же с площади можно войти в самый большой, самый высокий, самый молодой и одновременно самый древний храм монастыря.

Деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в Раифе еще в середине XVII века.

Ныне существующий собор, вместимостью около 3000 человек, заложен в 1903 году по проекту епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского[68] на месте старого храма и освящен 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором[69].

Троицкий собор был последним из возвращенных монастырю в 1990-е годы храмов. В советское время станки, располагавшиеся внутри собора и работавшие в две смены, постоянной вибрацией нанесли стенам прекрасного храма почти непоправимые повреждения. Каменные стены не вынесли варварского обращения и покрылись трещинами. Но в ходе реставрации стены были укреплены, и опасность полного разрушения собора миновала.

Троицкий собор был последним из возвращенных монастырю в 1990-е годы храмов. Шаймиев из своего личного фонда выделил средства на пять крестов для главного в монастыре храма - Троицкого.

Храм был освящен после реставрации 2 июня 1996 года, ко дню праздника Святой Троицы.

 

Интерьер храма   

 

К сожалению, в начале XX века в обители не было достаточно средств на роспись стен, и Троицкий собор так и не был расписан, вот уже около 100 лет его своды ожидают своих живописцев.

В советское время храм использовался частью как гараж и частью как станочный цех. В соборе разместили станки, в алтаре – слесарную мастерскую. И воспитанники Раифской колонии начали выпускать вначале паяльные лампы, станки для работы по дереву, а позже – водяные насосы.

От вибрации тяжелых долбежных станков на стенах храма появились трещины, вызвавшие опасения реставраторов храма. Было даже предложение разобрать храм и построить его заново. Но более тщательные исследования и основанные на них работы позволили, укрепив фундамент и восстановив целостность стен, сохранить для потомков этот чудесный храм.

Возвращенный Церкви в 1995 году, в течение года он был практически полностью отреставрирован и освящен 2 июня 1996 года, ко дню праздника Святой Троицы.

Достопримечательностью храма является литая фигурная загородка перед солеей. Она выполнена мастерами Казанского моторостроительного объединения в дар обители. Позолота выполнена на средства монастыря[70].

 

Иконостас

Иконостас храма отличается от традиционного. Рассматривая его, мы видим кроме Царских врат в центре и относящихся к ним двух боковых дверей, называемых диаконскими, еще две пары Царских врат меньшего размера слева и справа от основных также с боковыми дверями. Можно поэтому подумать, что храм состоит из трех самостоятельных. Действительно, при проектировании храма предполагалось сделать его трехпрестольным...

Расположение икон на иконостасе подчинено определенным правилам. Они располагаются в несколько рядов-ярусов по высоте. В Троицком храме их три...

На нижнем местном ряду, справа от Царских Врат располагается икона Иисуса Христа, а слева — Пресвятой Богородицы «Всецарица». На самих царских вратах – иконы четырех апостолов-евангелистов и икона Благовещения Пресвятой Богородицы, состоящая из двух частей — по обеим створкам врат. На диаконских дверях изображены архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа). На диаконских дверях у боковых Царских врат: слева — святой мученик Евпл и святой мученик архидиакон Стефан; справа — святой Лаврентий и святой мученик Ермил.

Справа от Царских врат после боковой двери располагается икона, соответствующая названию храма. В Троицком храме это икона Святой Животворящей Троицы, написанная в традиции Андрея Рублева. Слева — Грузинская икона Божией Матери.

Второй ярус — это праздничный ряд. В Троицком соборе двенадцать праздничных икон располагаются по всей длине иконостаса, перекрывая и боковые приделы. В центре, над Царскими вратами, помещается икона «Тайная вечеря».

В третьем ярусе в центре – икона Святой Троицы, называемая «Новозаветной», на ней изображены Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой — в виде голубя. Справа икона Иоанна Крестителя, апостола Павла; слева – Богородицы, апостола Петра.

Над боковыми Царскими вратами справа: Антоний Печерский, святой Алексий Митрополит Московский; слева: Василий Великий, Иоанн Златоуст.

 

На стенках у солеи справа преподобный Серафим Саровский, слева преподобный Сергий Радонежский.

Почти весь огромный иконостас Троицкого собора создавал первый иконописец возрожденной обители – выпускник Казанского художественного училища Алексей Рябко[71]. За спиной этого художника также иконы храма в честь архангела Михаила в колокольне монастыря, картины в трапезной.

Около его работ подолгу стоят посетители Троицкого собора — у икон преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца, благоверного князя Александра Невского, выполненных в полный рост.

 

Резьба иконостаса

Во всех храмах Раифского монастыря обращают на себя внимание удивительные, совершенно фантазийной работы иконостасы в храмах. Делали их зеленодольские мастера под руководством Игоря Гатина[72].

Интересно, что мастер родился в татарской семье: его настоящее имя – Ильдар. Закончив с отличием Казанское училище №16 по специальности резчика по дереву, он поступил на дизайнерские курсы при КИСИ. В 1989 году Отец Всеволод, тогда еще настоятель храма Петра и Павла в Зеленодольске, пригласил его вместе с братом помочь в храме — весной и летом там делали ремонт. Вскоре Ильдар Гатин принял крещение с именем Игорь…

Без привлечения других художников мастер выполнил эскизы и разработал сложнейшие элементы резьбы, украшающей храмы. Работы резчика имеют очень большую художественную ценность. Директор государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, побывав в Раифском монастыре, высоко оценил уровень кропотливого труда мастера...

Сейчас кроме Игоря, в бригаде работают резчики Александр Марьин, Евгений Марков, Сергей Егоров.

 

Плащаница

Один из немногих сохранившихся в Раифе предметов церковной утвари – Плащаница слева от иконостаса. Ей около 200 лет.

«Плащаница» — древнерусское слово, соответствующее нынешнему «простыня». Обычно это полотно с вышитым изображением «Положения Христа во гроб» или «Оплакивания Христа», символизирующее погребальную пелену, в которую было завернуто тело Спасителя после Распятия. Эта плащаница используется во время богослужений на Страстной неделе, когда верующие вспоминают страдания Иисуса Христа, предшествующие его Воскресению (Тайная вечеря, предание суду, Распятие). Во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы плащаницу торжественно выносят из алтаря на середину храма для поклонения верующим и оставляют там до пасхальной полуночи, после чего возвращают в алтарь.

В церквях можно увидеть и плащаницу с образом усопшей Богородицы. Она используется во время празднования дня Успения Богородицы[73].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.009 с.)