Возрождение Раифского монастыря   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрождение Раифского монастыря  



Восстановление Раифского Богородицкого монастыря началось в июне 1990 года, когда игумен Всеволод[39], настоятель Петропавловской церкви в городе Зеленодольске, возвращался со священниками своего храма из Казани. В тот день он решил осмотреть древнюю Раифскую обитель, находящуюся в четырех километрах от трассы. Батюшка давно уже слышал об этом месте от своих прихожан, которые помнили обитель еще до ее упразднения.

Приближаясь к монастырю, священники увидели высокую стройную надвратную колокольню, устремившуюся в небо обезглавленным верхом. Ниже виднелись черные от ржавчины циферблаты башенных часов, полуразрушенные стены с обвалившимися зубцами и развалившиеся башни. «Через лес шла дорога к храму, только вот самого храма не было, – вспоминал отец Всеволод. – Тут располагалась колония для малолетних правонарушителей. Вышки, колючая проволока, собаки»[40].

Пройти внутрь было непросто – на территории обители уже много лет располагалось Специальное производственное техническое училище, и вход был только по спецпропускам.

Внутри монастырь имел плачевный вид: осыпавшиеся стены, разрушенные кровли, купола без крестов. Но никакое запустение не могло уничтожить былое величие и красоту монастырского ансамбля – даже разрушенный, он был прекрасен. В беседе отца Всеволода с директором зашел разговор о том, что хорошо было бы вновь открыть этот монастырь, и советский чиновник отозвался на такое предложение с одобрением.

С того времени игумен Всеволод стал хлопотать об открытии монастыря и срочно принялся собирать необходимые документы[41].

В конце декабря 1990 года была получено официальное разрешение на открытие первого храма. А в 1991-м монастырь был возвращен Русской православной церкви. Его земля была передана Казанской епархии. Именно земля, потому что назвать их монастырем в ту пору было невозможно. Это были руины. По оценкам экспертов, на момент передачи церкви сохранность комплекса монастырских построек составляла всего 16%.

Отец Всеволод рассказывал, что первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем он называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для Троицкого храма[42].

Больше 15 лет ушло на восстановление и реставрацию Раифской обители. Но уже в 1991 году в монастыре отслужили первую литургию. Тогда же в Раифскую пустынь вернулась его главная святыня – Грузинская икона Божьей Матери.

 

Богородица Благодатная

Прямо у въезда в монастырь нас встречает редкая по эмоциональному воздействию скульптура – Богородица Благодатная. Она словно выходит нам навстречу и приглашает в обитель[43].

Раифский монастырь считается открытым, учительным. Его миссия – проповедническая, учительская, апостольская, поэтому монастырь ежедневно посещают сотни, а в праздники тысячи туристов и паломников.

Специально для паломников в 2008 году в Раифском монастыре был открыт Дом паломника, на который стоит взглянуть поближе.

 

Дом Паломника Раифского монастыря

«Дом паломника» словно сошел с полотна художника – голубые башенки и белокаменные стены подстать архитектурному ансамблю древней Рaифской обители.

Слово «паломник» произошло от лат. palma «пальма». Паломник – старинное название странников-богомольцев, ходивших на поклонение к святым местам (в Иерусалим) и приносивших оттуда на родину ветки пальмы, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа во время входа его в Иерусалим[44]. Обычаи паломничества имеются и в других религиях. Мусульмане, например, совершают хадж в Мекку. В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество православных верующих в святые места.

Дом паломника был открыт в 2008 году. Проект создан архитектором, художником Инной Нестеровой. Большую часть материальных вложений взял на себя казанский банк «Зенит». Строительство и отделку здания выполняли рабочие предприятия «Когорта» (рук. И. Оюшин), бригада мастеров Раифской обители (руководитель А. Червяков), дизайнерские разработки и витражи выполнила казанская студия предметного дизайна (руководитель Г. Ураз), ковку – мастерская художественной ковки при Раифском монастыре «Левша» (руководитель Е. Гусев).

Гостиница рассчитана на 80 человек. В ней 25 номеров. Они двух-, трех- и четырехместные. Кроме того, есть большие комнаты, рассчитанные на прием групп до 12 человек. Предусмотрены и комнаты повышенной комфортности. Все помещения освящены, в каждой комнате имеется икона. В коридорах – цветные витражи со святыми образами Грузинской и Казанской икон Божией Матери, большое панно с сюжетом Благовещения Пресвятой Богородицы.

Паломники могут провести здесь несколько дней, неся определенные послушания. Пожертвование на проживание установлено от 400-600 рублей. Предусмотрено двухразовое бесплатное питание в монастырской трапезной, в самой же гостинице – уютная кухня для чаепития. Еда и кров оплачиваются посильным трудом на благо обители. Возможно заселение с детьми

Около «Дома паломника» располагаются частные кафе, для детей обустроена детская площадка.

«Дом паломника» расположен на берегу живописного озера.

Первым «паломником от политики» здесь побывал Борис Ельцин. Но на монастырь только краем глаза взглянул, зато к озеру как прикипел! Было это еще в начале 90-х. На глазах у изумленной публики Борис Николаевич устроил показательный заплыв, молодцом выбрался на берег, отошел чуть в сторонку... снял плавки, отжал и презентовал тому из зевак, кто ближе всех к телу оказался. Теперь, говорят, реликвия хранится под стеклом у директора местного СПТУ.

Актриса Ольга Остроумова привезла в подарок вышитые ее мамой воздухи - особые покрывала для богослужения.

Удивил всех Березовский. Монахи повели его в храм, рассуждая об иудаизме по дороге. Вышел конфуз - БАБ оказался самый что ни на есть христианин. На чудотворную икону перекрестился, помолился и свечку поставил. Чем потряс даже свое окружение, записал в книге отзывов загадочную фразу «вера внутри нас» и оставил монастырю три компьютера.

 

Раифское озеро

Со времени основания обители изменились люди, заново отстроены стены, восстановлены храмы, но раифская природа осталась такой же, какой была почти 400 лет назад и какой ее видели первые скитники, поселившиеся здесь.

На территории Волжско-камского заповедника расположено более 10 больших и малых озер[45].

Самое крупное – Раифское. Это – один из нескольких самых крупных стоячих водоемов Татарстана. Оно превосходит все остальные по площади зеркала, глубинам и объему воды... в настоящее время площадь его составляет 32 гектара, а максимальная глубина – 19 метров.

Озеро изогнуто, как полумесяц. С берега оно смотрится почти как река – примерно с Дон или Оку шириной. Благодаря изгибу, конец озера не виден и кажется, будто оно утекает далеко, в лесные края. В действительности, длина его около 2 км.

Озеро когда-то называлось просто Сумкой, как и речка, протекающая сквозь него, теперь, как и обитель, именуется Раифским.

Даже от стен Раифского монастыря здесь можно увидеть водоплавающих птиц, услышать «бухание» большой выпи или увидеть охотящегося за рыбой черного коршуна. На утренних и вечерних зорях, рассекая водную гладь, проплывают бобры и ондатры, озабоченные поиском корма, а в июне и июле изредка появляются лоси, кормящиеся сочными водными растениями и спасающиеся в воде от гнуса.

Здесь не случайно расположена веселая фигурка бобра. Дело в том, что бобры спасают Раифское озеро.

Одна из серьезных проблем заповедника заключается в том, что со всех сторон он окружен сельхозземлями, и как только весеннее солнце начинает пригревать, поток талой воды с взвешенными частями почвы устремляется в реки, а потом – в озера, в том числе и в Раифское. Оно мелеет. Для того чтобы задерживать воду нужны небольшие плотины. Такие плотины строят, например, бобры. Когда-то они во множестве обитали и на территории Раифы. Но проблема в том, что в Российской империи еще к началу ХХ столетия эти животные были практически полностью истреблены. На территории Казанской губернии последний бобер был добыт в 1803 году в Спасском уезде.

Поэтому была разработана программа восстановления популяции бобра и использования его как лесного мелиоратора[46]. Несколько лет назад бобров специально завезли в заповедник, и теперь они расселились по его территории. Особенно понравилась им речушка Сер-Булак. В прежние годы к осени она нередко пересыхала, а теперь, благодаря бобрам и их запрудам, стала довольно полноводной.

Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. По преданию, однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.

 

Кот Казанский

На берегу озера стоит памятник Коту Казанскому из светлого песчаника.

Идею украсить зону отдыха на берегу озера фигурами животных подал скульпторам[47] сам настоятель монастыря, отец Всеволод. Он же подвел их к груде бесхозных больших камней, в одном из которых мастера почти сразу признали кота.

Такому «сходству» в монастыре порадовались: будет свой «кот» да еще с легендой!

Дело в том, что у казанских котов есть своя увлекательная история, уходящая корнями далеко в прошлое. Коты Казани славились своими качествами мышеловов. Когда-то, по указу императрицы Елизаветы Петровны, 30 казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург с целью охраны царских покоев Зимнего дворца от грызунов. Вместе с другими котами они составили пушистую лейб-компанейскую гвардию императрицы (котов при императрице было ровно 300, столько же, сколько лейб-компанейцев, которые возвели ее на престол). Котов поставили на особое довольствие, вначале им выдавалась баранина, затем – по особому указанию императрицы – тетерева и рябчики.

Потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов после революции защищали от крыс и мышей произведения искусства в Государственном Эрмитаже. Правда, во время блокады Ленинграда в годы Великой отечественной войны всех котов Эрмитажа… съели. После блокады в город завезли котов из Сибири и Ярославля и теперь уже их потомки продолжают в Эрмитаже доблестную службу котов казанских.

Кстати, кошка – единственное животное, которому позволено входить в храм, поэтому в Раифе живет множество кошек.

В Раифе живет много кошек. Их подкармливает один монах. Кормит своих подопечных три раза в день. Покупает им путассу и курятину. Что не мешает котам с аппетитом лопать то, чем угощают их сердобольные туристы.

Оказывается, у раифских кошек - три группировки: монастырские, кормящиеся в кафе у озера и базирующиеся у шашлычной возле парковки. Там свои кормильцы. На территорию чужого прайда коты не ходят.

Монастырские все стерилизованы. Старшая - кошка Муся во время кормежки следит, чтобы соплеменники не отнимали друг у друга еду. Зимуют в подвале храма - там бойлерная.

Все обитатели монастыря с ностальгией вспоминают легендарного Ваську. Его фото в кошачьей юности и небольшое эссе о нем можно найти в 4-м номере "Раифского альманаха" за 2014 год.

Старого и больного Васю унесла из монастыря какая-то женщина. Так что случаются здесь и кошачьи драмы...

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.012 с.)