Есть он и в Раифском Богородицком мужском монастыре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Есть он и в Раифском Богородицком мужском монастыре.



Николе Угоднику, или Николе Чудотворцу молится те, кто по жизни или по работе много путешествует или часто находится в пути. Его образу молятся моряки, рыбаки, лётчики, путешественники и мореплаватели. Кроме того, Николай Чудотворец – заступник несправедливо обиженных, женщин, детей, нищих, несправедливо осужденных и заключённых.

 

Список иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица»

В 204 году в храме появилась новая икона — «Всецарица», к помощи которой прибегают люди, страдающие тяжкими недугами. Список был выполнен одним из лучших иконописцев России, бывшим послушником Раифского монастыря Максимом Шешуковым. Бригада мастеров под руководством Игоря Гатина изготовила для нее киот[97].

Чудотворная икона «Всецарица» (Пантанасса) была прославлена в Греции в XVII веке. В настоящее время чудотворная икона находится в соборе обители Ватопеди на Афоне.

Икона Божией Матери «Всецарица» имеет особое свойство исцелять раковую болезнь. Да и само имя иконы — Все-госпожа, Все-повелительница — говорит об особой всеобъемлющей силе образа.

Списки с чудотворной иконы ныне есть в Алексеевском и Новоспасском монастырях и в Детском онкологическом центре в Москве.

Заключение 

 

О сегодняшнем дне Раифского монастыря можно прочесть на его официальном сайте – https://www.raifa.ru/.

Ну а мы свою экскурсию в Раифский Богородицкий мужской монастырь закончили.

 

Список использованной литературы и Интернет-источников

 

1. Архангельский А. Там - чудеса... Там даже Чубайс сентиментален, а Березовский набожен// Источник: http://izvestia.ru/news/249126#ixzz3zydykp28

2. Архимандрит Даниил (Сивиллов) Путешествие в Раифскую пустынь в Казанской епархии с описанием ея в древнем и новом состоянии, основанным на свидетельстве исторических преданий, обогащенных разными топографическими и другими замечаниями. 1830 год. / Раифский альманах. – 2011, № 1. – с.34 - 87

3. Архитектор Михаил Петрович Коринфский 1788 – 1851. – Казань, 1928.

4. Баженов Н. Поездка в Раифскую пустынь // Записки о Раифской пустыни, кресте в Аках и Казанском монастыре. — Казань: [Б. и.], 1845// https://dlib.rsl.ru/viewer/01003560928#?page=1

5. Бикбулатов Р. «Быстроходный как птица летящая»// Источник: http://www.xn----8sbarmcoc4a6a.xn--p1ai/stati/41-bystrokhodnyj-kak-ptitsa-letyashchaya

6. Богословский Г. К. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. — Казань, 1893.

7. «Волга – русская река…» (из народной песни)/ Источник: Портал православной газеты «Благовест»// http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_8445

8. Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник// Источник: http://www.zapoved.ru/catalog/21

9. Володягина А. Свидетель сталинской эпохи / Раифский вестник. – № 4 (11) июнь 2002 г. – http://raifa.ru/numbers/articles/?ID=12

10. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888.

11. Горшкова Т.А. «Раифа – Свияжск». – Казань, 2001.

12. Даниил (Сивиллов). Путешествие в Раифскую пустынь в Казанской епархии (1830) // Раифский Альманах: сборник. — Раифа: Издательский отдел Раифского монастыря, 2019. — Вып. 9. — С. 12// http://flipper.pressa-online.com/issue.aspx?aid=fefc00c4-da06-47bc-a4ae-ef15d8667770&iid=251117#page=14&kw=

13. Девятых Л. Раифская обитель/ Источник: Республика Татарстан. Архив официального сервера// http://1997-2011.tatarstan.ru/?node_id=322

14. Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. – Казань, 2004.

15. Желтухина А. Купец Михаил Атлашкин-творец добрых дел/ Источник: Информационный портал фонда «Русский мир»// http://www.russkiymir.ru/fund/projects/1150th/roboty/soch/116757/

16. Журавский А.В. Казанская церковь в эпоху гонений: струпицы истории. – Казань, 1994.

17. Журавский А. Трагедия в Раифском монастыре. – Раифский вестник. – 2002, № 2 февраль/ http://raifa.ru/numbers/hist/?ID=215

18. Завалишина Т. Юрий Горшков: «Специалисты считают, что Раифский лес древнейший в Европе»/ Деловая электронная газета Татарстана «Бизнес онлайн»// http://www.business-gazeta.ru/article/85160/

19. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. – Казань, 2005.

20. Иванычева О. Шестизвучно гремит колокольня/ Сайт «Казанские ведомости»// http://www.kazved.ru/article/1991.aspx

21. Игумен Филарет (Златоустов), иеродиакон Иоанн (Сидоренко), Кристинина О.М. Раифская Богородицкая пустынь/ Источник: Журнал Московской Патриархии. 4 – 2005// http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/05/04-05/05.htm

22. Иеромонах Владимир (Овчинников). Откровенная необычность Раифы/ Раифский альманах. – 2013, № 3. – 106-111ю

23. Иеромонах Владимир (Овчинников). Раифская классика/ Раифский альманах. – 2014, № 4. – 92-102.

24. Иеромонах Владимир (Овчинников). Раифская классика/ Раифский альманах. – 2015, № 5. – 84-100.

25. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни. В кн.: Колокола: История и современность. М., 1985.

26. Казаков В. С. 210 лет на службе Родине: Казанский пороховой завод //Казань. – 1998.

27. Как в Казани закладывались основы русского флота/ Старая Казань// http://www.xn----8sbarmcoc4a6a.xn--p1ai/stati/32-kak-v-kazani-zakladyvalis-osnovy-rossijskogo-flota

28. Каргин Д. Благоговейно искусство мастера/ Источник: Сайт Раифского Богородицкого монастыря//http://www.raifa.ru/numbers/lud/?ID=497

29. Ключевская Е.П. Кресты Раифы – хранители православного предания/ Раифский альманах. – 2014, №. – с. 28-41.

30. Ключевская Е.П. Церковь во имя Грузинской иконы Божьей матери/ Раифский альманах. – 2013, № 3. – с. 60-87

31. Колина С. Раифский ренессанс. О скульпторах Владимире Савельеве и Анатолии Винокурове// http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=5323

32. Кристинина О.М. Образцовое правило духовника Раифской пустыни/ Источник: http://www.pravchelny.ru/publications/?ID=8705

33. Крестинина О. «Пожарное» послушание/ Раифский вестник. – № 3 (18) март 2003 г.// http://raifa.ru/numbers/articles/?ID=201

34. Кузнецова К. Интервью с монахом в Раифе: отец Сергий, 91 год, известный ученый, помнит войну, встречался с Папой Римским/ http://7kazan.prokazan.ru/ls/view/1040

35. Культрегер Леонид Абрамов составил маршрут для велопрогулок// Источник: http://www.sobaka.ru/kzn/lifestyle/travel/22275

36. Липаков Е.В. Архипастыри казанские: 1555-2077. – Казань, 2007.

37. Лобанова Т.Б. Как перестали стесняться капитаны/ Старая Казань// http://www.xn----8sbarmcoc4a6a.xn--p1ai/stati/34-kak-perestali-stesnyatsya-kapitany

38. Любарский П. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств, старанием и трудами Спасоказанского Преображенского монастыря архимандрита Платона составленный, 1782 года. – Казань, 1868.

39. Мамаева Т. Чаепитие по-раифски/ Источник: http://www.raifa.ru/numbers/news/?id=729

40. Маханько М.А. Раифа: иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких/ Раифский альманах. – 2013, № 3. – с. 4-11.

41. Маханько А.М. Раифа: иконы святителя Николая Чудотворца, архиепископо Мирликийского/ Раифский альманах. – 2014, № 4. – с.14-25

42. Мюллер Г.А. Три чудотворные Святыни Казанской земли/ Раифский альманах. – № 1. – с. 4-31.

43. Образ преподобного Сергия в церковном искусстве Казанского края XVI-XIX веков/ Источник: http://www.stsl.ru/news/all/obraz-prepodobnogo-sergiya-v-tserkovnom-iskusstve-kazanskogo-kraya-xvi-xix-vekov

44. Память о спасителе Казани// Источник: http://nik-rech.narod.ru/album_kazan_dostoprim/general_luknicky/

45. Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем. – Казань, 2005.

46. Подольская М. Тайна монаха Филарета. – Раифский вестник. – № 3 (18) март 2003 г.// http://raifa.ru/numbers/lud/?ID=185

47. Покровский И.М. Казанский архиерейский дом. – Приложение к «Православный собеседник». – 1906.

48. Покровский И.М. К истории казанских монастырей до 1764 года //ИОАИЭ. Казань, 1902. - Т.18. - Вып. 1-3.

49. Путешествие в Раифу//Портал «Казань тысячелетняя»/ http://nik-rech.narod.ru/album_kazan_dostoprim/raifa_monastir/page01.htm

50. Рощектаев А.В. Новый Иерусалим и Раифа/ Раифский альманах. – 2013, № 3. – с. 112-133.

51. Рощектаев А.В. Путеводитель по святыням Казанской епархии/ Источник: http://samlib.ru/r/roshektaew_a_w/putevoditel.shtml

52. Рыбушкин М. С. О святых местах в Казани и Казанской губернии // Краткая история города Казани. — Казань: Типография Л. Шевиц, 1849. — Ч. 2. — Гл. 9. — С. 119—127. — 150 с.// https://books.google.co.uk/books?id=sxVLAAAAcAAJ&pg=RA1-PA119#v=onepage&q&f=true

53. Субботкин А. Раифская трагедия: правда и вымысел//Интернет-проект i16.ru/ http://i16.ru/arhiv-mt/raifskaya-tragediya-pravda-i-vymysel

54. Тихонов С. Как побег из плена на самолете летчика Девятаева изменил ход войны//Источник: http://expert.ru/2014/02/8/kto-unichtozhil-fau-2/

55. Хорев П.М. О чем звонит Раифский колокол// Источник: http://www.nn.ru/community/gorod/novichkam/moy_otpusk_v_solnechnom_tatarstane_chast5_o_chem_zvonit_raifskiy_kolokol.html?archive=1

 


[1] 5,334 км

[2] Шипов Сергей Павлович (1842 – 1846) – один из самых энергичных губернаторов Казанской губернии. Н.П. Загоскин писал, что Шипов «был как бы строителем по призванию, строительство всех родов и всех видов было его страстью, его манией, а пожар 1842 г. открыл ему на этом поприще широкий путь» (Спутник по Казани: Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города /Под ред. Н.П. Загоскина. - Казань, 1895. – с. 481). При Шипове строились Губернаторский дворец в Кремле, здание Дворянского собрания, комплекс Духовной академии. К числу заслуг губернатора можно отнести засыпку Банного озера, торги на очищение Черного озера, реконструкцию Кузнечной площади.

[3] Проект памятника создал архитектор Николай Федорович Алферов, ученик А.Н. Воронихина и Ч. Камерона. Надзор за строительством осуществляли губернский архитектор Александр Кириллович Шмидт.

[4] Как побег из плена на самолете летчика Девятаева изменил ход войны/ http://expert.ru/2014/02/8/kto-unichtozhil-fau-2/

[5] Лобанова Т.Б. Как перестали стесняться капитаны/ www.иске-казан.рф/stati/34-kak-perestali-stesnyatsya-kapitany

[6] Государев боярин и воевода князь Петр Андреевич Булгаков – находился в казанском походе 1552 г., потом — в войске бывшего царя казанского Шиг-Алея.

[7] Загоскин Н. П. Спутник по Казани. – с. 354.

[8] Память о спасителе Казани// Источник: http://nik-rech.narod.ru/album_kazan_dostoprim/general_luknicky/

[9] Лукницкий происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии. Родился он 25 мая 1845 года. Образование получил сначала в кадетском корпусе, затем в Михайловской артиллерийской академии, которую закончил по первому разряду (то есть с отличием). Получил назначение на Охтинский пороховой завод. Лукницкий возглавлял предприятие целых 32 года (редкий случай трудового долголетия!), вывел его в передовые производства тогдашней отечественной оружейной отрасли.

[10] 11 августа на Малой Охте в Петрограде сгорело четыре завода с большими запасами снарядов, 16 августа сгорел петроградский завод «Вестингауз», 18 августа загорелась Прохоровская мануфактура в Москве.

[11] Всего в России свыше 450 школ олимпийского резерва. Их история начинается с 30-х годов XX века, когда был создан детский спортивный клуб при спортивном обществе «Динамо».

[12] Архимандрит Даниил. Путешествие в Раифскую пустынь/ Раифский альманах.- 2011, № 1. – с. 36.

[13] Миазм или миазма (от др.-греч. μίασμα — загрязнение, скверна) — устаревший медицинский термин, которым вплоть до конца XIX века обозначались обитающие в окружающей среде «заразительные начала», о природе которых ничего не было известно.

[14] В состав Кировского района входят крупный посёлок-эксклав Юдино и ещё 10 поселков – Залесный, Новое Юдино (Беляевский), Займище, Куземетьево, Красная Горка, Новое Аракчино, Калинина, Старое Аракчино, Игумново-Лагерная, Лебяжье.

[15] Жилой комплекс «Залессный-сити»/ Источник: http://zalesnyy.suvarholding.ru/o-komplekse/

[16] На ДЖД в г. Казани шесть классов: «Локомотивное хозяйство»; «Вагонное хозяйство»; «Путевое хозяйство»; «Сигнализация, централизация, блокировка и связь»; «Организация управления движением»; «Пассажирское хозяйство».

[17] Обычно это многовековые дубы или липы, которые верующие украшали особым поясом из лыка с привязанными веточками рябины или черемухи. На концах лыка, свисавшего со священного пояса онапу, наносились сакральные знаки в виде специальных насечек. Онапу располагаются в центре рощи; возле них устанавливается своеобразный алтарь из жердей, покрытый хвойными лапами, и разводится огонь.

[18] Кугу-Юмо («Великий бог») – в марийской мифологии высший бог. Обитает на небе, где у него много скота. Возглавляет иерархию небесных богов (боги солнца, грома и т.д.) и низших земных богов (боги хлеба, скота и т.д.).

[19] Архимандрит Даниил (Сивиллов) Путешествие в Раифскую пустынь / Раифский альманах. – 2011, № 1. – с. 66.

[20] Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий (26 июля 1657 г. – 11 ноября 1672 г.). Мирское имя, дата рождения и пострига будущего Казанского архипастыря неизвестны. Своей карьерой Лаврентий был обязан патриарху Никону. Известно, что в 1652 или 1653 г., в начале правления Никона Лаврентий стал патриаршим ризничим. В 1655 г. Лаврентий был рукоположен на Тверскую кафедру, с возведением в сан архиепископа, а 26 июля 1657 г., переведен в Казань. Это произошло через год после смерти от чумы митрополита Корнилия. Достаточно длительное пребывание Лаврентия в Казани запомнилось, в основном, в связи с прославлением двух местных икон – Смоленской-Седмиезерной и Грузинской-Раифской.

[21] Елим – название седьмого стана израильтян на пути из Египта. Слово «Елим» означает теревинфы, или пальмовые деревья (Исх 15:27; Чис 33:9). (Исх.15:27, Исх.16:1, Чис.33:9, 10). В настоящее время город носит название Эт-тур (Эль-тур) – административный центр провинции Южный Синай в Республике Египет. Расположен на берегу Суэцкого залива Красного моря, на юге Синайского полуострова, примерно в 100 км езды о Шарм-эль-Шейха.

[22] Имеется в виду Исход, т.е. библейское предание о порабощении евреев (израильтян) египтянами и их массовом выходе из Египта под предводительством Моисея. Эти события изложены в Пятикнижии Моисея (главным образом в книге Исход).

[23] Всенощное бдение — торжественное, праздничное, общественное богослужение, которое должно продолжаться от захода солнца до рассвета.

[24] Синайские и раифские преподобные пострадали от кочевых арабских племён дважды. Первое избиение произошло около 312 года (пострадало 40 синайских подвижников и 39 раифских). Оно описано очевидцем этих событий, египетским монахом Аммонием. Второе избиение произошло через сто лет и описано христианским святым, преподобным Нилом Постником.

[25] Черемисы – предки современных марийцев. Недаром Раифский монастырь вплоть до наших дней особо почитается марийцами, поскольку сыграл колоссальную роль в их обращении в христианство.

[26] При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине XVIII века – 30, в 1764 году – 25, в 1833 – 35, в 1880 – 42, в 2001 году – 60 человек.

[27] Заповедник образован в 1960 г. для сохранения и изучения природных комплексов древней долины Волги в ее среднем течении. Расположен в восточной части Республики Татарстан и состоит из двух участков – Раифского и Сараловского, который находится в Лаишевском районе, где Кама впадает в Волгу. Общая площадь заповедника – свыше 10 000 га. Сараловский участок знаменит тем, что там высока плотность орлана-белохвоста, который занесен в международную и российскую Красные книги. Там даже установлена web-камера в гнезде орлана, чтобы в режиме online отслеживать его жизнь в период гнездования.

[28] Заповедник – федеральное государственное бюджетное учреждение, финансирование идет из федерального бюджета. Объем финансирования составляет 16 - 20 миллионов рублей в год. В первую очередь это экскурсионная деятельность, работа дендрария, музея природы, визит-центра «Заповедный теремок». Не менее 10 тысяч человек в год посещают открытые объекты. Остальная территория закрыта для посещений. В последнее время очень популярными стали фотосессии на территории дендрария, включая свадебные.

[29] Биосферный резерват – это особо охраняемая природная территория, выделяемая для сохранения природных экосистем и генофонда растений и животных. Биосферные резерваты отличаются от природных заповедников тем, что они включают в свой состав биосферные полигоны – территории, на которых защита природных комплексов сочетается с глобальным экологическим мониторингом и научными исследованиями. В соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера» биосферные резерваты образуют международную сеть. На территории Российской Федерации насчитывается 39 биосферных заповедников.

[30] Завалишина Т. Юрий Горшков: «Специалисты считают, что Раифский лес древнейший в Европе»/ Деловая электронная газета Татарстана «Бизнес онлайн»// http://www.business-gazeta.ru/article/85160/

[31] В 1957 году директор Раифского лесхоза Владимир Константинович Веткасов отказался выполнить приказ о вырубке раифских сосняков, за что был снят с должности. Этот инцидент и ускорил создание заповедника. Выдающийся русский химик Александр Ерминингельдович Арбузов, спас Волжско-Камский заповедник в 1961 году – во время массового закрытия заповедников в СССР.

Очень много сделал для изучения фауны Волжско-Камского края в 50-70-е годы В.А. Попов — организатор первой в стране кафедры охраны природы в Казанском университете, один из инициаторов и активных создателей Волжско-Камского заповедника.

[32] Дендрарий заповедника находится у посёлка Садовый. Его площадь 0,46 га.

[33] Уже в 1978 г. дендрарий вошел в каталог российских Ботанических садов, а с 2003 г. – в Международный совет ботанических садов по охране растений.

[34] Музей природы и Дендрарий заповедника открыты для посещени с 10-00 до 17-00, обед с 13-00 до 14-00 со вторника по пятницу, в субботу и воскресенье без перерыва на обед. Продажа билетов осуществляется до 16-00. Выходной день - понедельник//Официальный сайт Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника: http://vkgz.ru/

[35] Завалишина Т. Юрий Горшков: «Специалисты считают, что Раифский лес древнейший в Европе»/ Деловая электронная газета Татарстана «Бизнес онлайн»// http://www.business-gazeta.ru/article/85160/

[36] Несмелов Виктор Иванович (1863 – 1937) – выдающийся религиозный философ и богослов, профессор Казанской духовной академии. Автор трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии

[37] Колокольня – пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, но по близости с ней, сооружение, в котором повешены колокол или колокола, служащие для призыва к богослужению.

[38] Игумен Филарет (Златоустов), иеродиакон Иоанн (Сидоренко), Крестинина О.М. Раифская Богородицкая пустынь/ Источник: Журнал Московской Патриархии. 4 – 2005// http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/05/04-05/05.htm

[39] Архимандрит Всеволод (в миру – Вячеслав Александрович Захаров) (1959 – 2016). После окончания средней школы поступил в Московскую Духовную семинарию. Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем сельского храма. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма святых Петра и Павла г. Зеленодольска. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1993 году был возведен в сан архимандрита. Архимандрит Всеволод – Почетный Академик Российской Академии Гуманитарных наук, кавалер ордена Дружбы Народов. Имел высшее юридическое образование: окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте РФ. В 2916 году скончался.

[40] Там - чудеса... Там даже Чубайс сентиментален, а Березовский набожен/ Источник: http://izvestia.ru/news/249126

[41] Игумен Филарет (Златоустов), иеродиакон Иоанн (Сидоренко), Крестинина О.М. Раифская Богородицкая пустынь/ Источник: Журнал Московской Патриархии. 4 – 2005// http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/05/04-05/05.htm

[42] Ключевская Е.П. Кресты Раифы – хранители православного предания/ Раифский альманах. – 2014, №. – с.39.

[43] Это работа профессионального скульптора, послушника Раифского монастыря Владимира Николаевича Савельева. На территории монастыря много его работ, а эту он считает одной из самых удачных.

[44] Вход в Иерусалим описан во всех четырех канонических евангелиях. В них рассказывается, как Христос, сопровождаемый своими учениками, торжественно въезжает в город Иерусалим. Он сидит верхом на молодом осле, исполняя тем самым древнее пророчество: Мессия, несущий мир иудейскому народу, должен въехать в город на молодом осле. Народ встречает Иисуса Христа как царя. В это время в Иерусалим пришло множество людей на ожидаемый вскоре праздник иудейской Пасхи. Среди них было много тех, кто слышал проповедь Иисуса и видел совершенные им чудеса, в том числе и последнее – воскрешение Лазаря. Путь Христа устилают одеждами, под ноги ему бросают пальмовые ветви (в русской традиции – ветки вербы).

[45] Озера Раифское, Линево, Илантово, Гнилое, Карасиха, Долгое, Казанское, Круглое, Моховое.

[46] На выполнение этой программы был получен грант INTAS Европейского союза: «Восстановление европейского бобра: 50-летняя история». В проекте принимали участие ученые из Швеции, Финляндии, Норвегии и России/ Завалишина Т. Юрий Горшков: «Специалисты считают, что Раифский лес древнейший в Европе»/ Деловая электронная газета Татарстана «Бизнес онлайн»// http://www.business-gazeta.ru/article/85160/

[47] Создатели памятника – йошкар-олинские художники Алексей Клюкин, Станислав Горбунов и скульптор Владимир Савельев.

[48] Сегодня икона преподобного Сергия Ра­донежского, происходящая из Свияжского Троице-Сергиева монастыря, является по­читаемой святыней казанской церкви во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладби­ще.

[49] Источник: Официальный сайт Раифского Богородицкого мужского монастыря// http://www.raifa.ru/news/?ID=203

[50] Колина С. Раифский ренессанс. О скульпторах Владимире Савельеве и Анатолии Винокурове/ http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=5323

[51] Архимандрит Даниил (Сивиллов) Путешествие в Раифскую пустынь / Раифский альманах. – 2011, № 1. – с. 55

[52] Мамаева Т. Чаепитие по-раифски/ Источник: http://www.raifa.ru/numbers/news/?id=729

[53] После освящения первой деревянной церкви во имя чудотворца Евфимия, архиепископа Новгородского, вокруг монастыря была возведена стена с двумя надвратными церквами: во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и во имя преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных. Позднее была построена соборная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, так как митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года).

[54] В 1690 году он был возведен на Патриарший престол и был последним Патриархом Московским и всея Руси до упразднения Петром I Патриаршества.

[55] Официальный сайт Раифского монастыря: http://www.raifa.ru/temples/

[56] Придел – в православном храме либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

[57]Купец Михаил Тимофеевич Атлашкин происходил из крестьян. Родился в селе Лушмар Царевококшайского уезда (ныне территория Республики Марий Эл). Торговал зерном, сельскохозяйственной продукцией, имел свои суда, в том числе, пароход и баржу, вел большую торговлю лесом. Но самое ценное в его деятельности - это широкая благотворительность. Атлашкин никогда не отказывал в помощи бедным, давал деньги и продукты. Будучи глубоко религиозным человеком, он много жертвовал на устройство храмов, школ и больниц. Атлашкин категорически запрещал рекламировать в газетах акты своих многочисленных благодеяний, считая, что благотворительность должна быть тихой.

[58] Рощектаев А. Путеводитель по святыням Казанской епархии. – Часть 4: монастыри вне Казани/ Источник: Татарская электронная библиотека// http://kitap.net.ru/roshcektaev4.php

[59] 8190 кг

[60] И зазвонят опять колокола/ Источник: http://1997-2011.tatarstan.ru/?full=859&node_id=1185

[61] В Раифскую обитель пожертвован колокол// Сайт Казанской епархии/ http://www.kazeparhia.ru

[62] Через год, в 1709 г. над ним была возведена маленькая церковка пяточисленников мучеников Евстатия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Они жили в Армении Каппадокийской (провинции Римской империи) в конце III – начале IV вв. и были одними из первых, кто пострадал за открытое вероисповедание христианства во времена правления императоров Диоклитиана и Максимилиана. Все пятеро были подвергнуты жестоким мучениям и казнены. Перед иконами святых мучеников пяточисленных возносят молитвы в любых жизненных затруднениях для правильной оценки ситуации, при необходимости сделать выбор, принять верное решение.

[63] Вместе с ними были расстреляны послушник Петр Тупицин и двое мирян из деревни Белая Безводная, которые отстояли в монастыре на престольный праздник Всенощное бдение.

[64] Святые новомученики и исповедники российские появились в нашей стране в конце XX века. К ним церковь причисляет мучеников, погибших в застенках ГУЛАГа и расстрелянных в ЧК, безвинно казненных просто за принадлежность к определенному классу или сгинувших в режимных психиатрических больницах.

[65] Пострижение — в православной и католической церквях символическое и обрядовое действие, состоящие в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. Является основным действием посвящения в монашество и его степени.

[66] Псалти́рь, Псалты́рь — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 песен (псалмов) и содержащая молитвы на все случаи.

[67] Архимандрит Даниил (Сивиллов) Путешествие в Раифскую пустынь / Раифский альманах. – 2011, № 1. – с. 42.

[68] Малиновский Федор Николаевич (род. 1864, Одесса –?). В 1887 Малиновский закончил Институт гражданских инженеров с правом на чин 10 класса. С 1893 по 1907 – Казанский губернский, а затем Казанский епархиальный архитектор. 1902 - 190 7годы – преподаватель Казанского промышленного училища. В 1907-1911 – Казанский губернский инженер. По проектам Ф. Н. Малиновского построены собор Божией Матери «Всех скорбящих радости» Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске, Троицкая церковь в г. Лаишево, церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в д. Смолдеярово Лаишевского района РТ и др.

[69] Архиепископ Никанор (в миру Никифор Тимофеевич Каменский) – родился в 1847 г. в селе Солодовниково Астраханской губернии в семье диакона. По окончании Астраханской духовной семинарии был рукоположен в иереи. Вскоре, овдовев, поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1874. Последовательно занимал кафедры Архангельскую, Смоленскую, Орловскую, Екатеринбургскую, Гродненскую, Варшавскую и Казанскую; был неутомимым миссионером и эрудированным ученым.

[70] Иконы Троицкого собора// http://www.raifa.ru/numbers/holidays/?ID=842

[71] Фоторепортаж. Портал ProKazan.ru побывал в мастерской иконописца/http://prokazan.ru/newsv2/96591.html

[72] Каргин Д. Благоговейно искусство мастера/ Источник: Сайт Раифского Богородицкого монастыря//http://www.raifa.ru/numbers/lud/?ID=497

[73] После Вознесения Иисуса Христа Богородица осталась на попечении святого апостола Иоанна Богослова. К моменту своей смерти она проживала в Иерусалиме. Однажды во время молитвы Богородице явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдет ко Христу Богу». Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и случилось чудо: ангелы принесли апостолов на облаках в Иерусалим, к ее одру. Простившись со всеми близкими, Богородица приготовилась к смерти. Когда Успение свершилось, у одра Богородицы явился Христос, окруженный ангелами, и принял ее душу. Это – очень большой церковный праздник. В народе его еще называют «Богородичная Пасха». Ведь, когда Богородица умерла, Иисус Христос вознес ее на небо к своему престолу, и она стала Царицей Небесной. Поэтому Успение, как и Пасха – это победа над смертью.

[74] На Руси христианское церковное пение начинает широко культивироваться в конце X начале XI столетия. После женитьбы на византийской царевне Анне, князь Владимир привез из Херсона в Киев так называемый «Царицын хор», целый клир греческих певчих. И скоро на Руси появились учителя и мастера богослужебного пения. Особенно активно подготовка певчих осуществлялась в монастырях. Святые отцы понимали и всю силу музыки, и все очарование, которое производит она на душу человека. Устав монастырских служб предусматривал множество песнопений на каждый день. Богослужебная музыка исполнялась на Руси певцами, имевшими специальное посвящение от епископа и принадлежавших к сословию церковнослужителей. Каждый певчий обязан был не только хорошо владеть вокальным искусством, но и блестяще знать весь репертуар.

[75] Володягина А. Свидетель сталинской эпохи/ Раифский вестник. – № 4 (11) июнь 2002 г. – http://raifa.ru/numbers/articles/?ID=12

[76] В состав коллектива входят регент, второй тенор и художественный руководитель диакон Сергий Уренцев, первый тенор инок Александр Темираев, а также послушники: баритон Денис Осянин и бас, директор квартета Федор Гарипов. Кстати, Сергей Уренцев и Федор Гарипов – тоже заслуженные артисты Республики Татарстан.

[77] Святой Алексий – пример величайшего христианского смирения. После долгих лет странничества он вернулся в родительский дом, где, выдав себя за нищего, неузнанный, жил до самой кончины в неустанных молитвах, терпеливо перенося скорби.

[78] Страшный суд, Судный день — последний суд Иисуса Христа над всеми жившими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при его Втором пришествии. При этом мертвые воскреснут, а живущие изменятся (1 Кор.15:51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф.25:31-46, 2 Кор.5:10) и словам (Мф.12:36).

[79] Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь жили в Риме во II-м веке. Они были дочерьми благочестивой Софии, воспитавшей их в духе непоколебимой веры в Бога. В это время царствовал император Адриан – злейший враг христиан. Узнав о праведной жизни Софии и ее дочерей, он приказал привести их во дворец. Здесь он пытался совратить с истинного пути христианок сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Девочки, несмотря на свой юный возраст (Вере было 12 лет, Надежде 10, Любови 9 лет) были тверды в христианской вере. Тогда Адриан приказал их истязать, а потом обезглавить. Софии изверг выбрал самое тяжелое мучение – видеть страдания и смерть дочерей. София, не выдержав увиденного, скончалась.

[80] Кузнецова К. Интервью с монахом в Раифе: отец Сергий, 91 год, известный ученый, помнит войну, встречался с Папой Римским

http://7kazan.prokazan.ru/ls/view/1040

[81] Крестинина О. «Пожарное» послушание/ Раифский вестник. – № 3 (18) март 2003 г.// http://raifa.ru/numbers/articles/?ID=201

[82] Крестинина О.М. Образцовое правило духовника Раифской пустыни/ Источник: http://www.pravchelny.ru/publications/?ID=8705

[83] Великая схима – третья степень монашества, при которой монах дает обет отречения от мира и всего мирского, при этом ему снова изменяют имя. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. В древности великосхимники давали дополнительный обет — закрыться в одинокой пещере, как в гробу, и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с Богом. Впоследствии это перестало быть обязательным обетом для схимонахов. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме служения литургии и духовничества.

[84] По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия (Путеводительница). Особым признаком данной иконы является характерный способ изображения мафория, ниспадающего с головы Богоматери. Складки его открывают на груди треугольный участок хитона и симметричные отвороты накидки. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу.

[85] Коринфский Михаил Петрович, настоящая фамилия Варенцов (1788 — 1851) — российский архитектор, представитель позднего классицизма. В 1833 году Коринфский возглавил Особый строительный комитет в городе Казани. Он возводит по своим проектам здания обсерватории, анатомического театра для учебного комплекса Казанского университета. Похоронен на Арском кладбище вместе с женой Анастасией Александровной (1862?) под надгробием, которое, по семейному преданию, сам и спроектировал.

[86] Архимандрит Даниил (Сивиллов) Путешествие в Раифскую пустынь / Раифский альманах. – 2011, № 1. – с.43 - 44

[87] Раифский вестник. – 2002, № 2 февраль// Источник: http://raifa.ru/numbers/vozr/?ID=221

[88] Народная молва приписывает чудотворному образу Грузинской Пресвятой Богородицы особую благодать исцелять от многих неизлечимых болезней, например, от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных заболеваний, освобождать одержимых нечистыми духами, а также помогать женщинам, страдающим бесплодием.

[89] Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 2005. – с. 246

[90] Мюллер Г.А. Три чудотворные Святыни Казанской земли/ Раифский альманах. – № 1. – с. 29

[91] Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города.

Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божией Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Предание, дошедшее до наших дней, повествует о том, что в тот год была страшная засуха, и люди молили Грузинскую Богородицу о дожде. Во время молебствования на небе появилась страшная туча, из которой хлынул дождь с градом, но на поле с посеянным хлебом не упало ни одной градины, хотя рядом с полем в лесу под натиском стихии ломались ветки на деревьях.

[92] Рощектаев А.В. Путеводитель по святыням Казанской епархии/ Источник: http://samlib.ru/r/roshektaew_a_w/putevoditel.shtml

[93] В 20-х годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу.

[94] Девятых Л. Раифская обитель/ Источник: Республика Татарстан. Архив официального сервера// http://1997-2011.tatarstan.ru/?node_id=322

[95] «Волга – русская река…» (из народной песни)/ Источник: Портал православной газеты «Благовест»// http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_8445

[96] Художник Пугачёв Юрий Владимирович (1933 – 1998) окончил факультет монументально-декоративной живописи Ленинградского Высшего Художественно-промышленного Училища им. В. Мухиной. Многогранный талант позволил ему работать в разных художественных жанрах. Он делал всё: фрески, мозаики, витражи, скульптуру и памятники, портреты, картины, графику станковую и книжную, занимался прикладным искусством, выполнял интерьеры кораблей, кафе и ресторанов, расписывал храмы, оформлял кинофильмы и театральные постановки. Член Союза художников России с 1972 года. Многие частные коллекции и галлереи содержат работы Ю. Пугачёва. Есть они в Германии, Японии, Финляндии, Франции, Венгрии, Польше, Италии, Великобритании, Сирии, Швеции и в США.

[97] «Всецарица» – новая икона Грузинского собора/ Источник: http://www.raifa.ru/numbers/news/?id=510



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.097 с.)