Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.



Пересказ рассказа детьми.

Итог занятия.

- Почему две косы выглядели по-разному?

- Объясните: о каком человека говорят «труже­ник», а о каком бездельник»!

 

Занятие 18.

Тема: Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;

коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарь по теме;

- развивать у детей умение грамматически пра­вильно строить свое высказывание;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать самоконтроль за речью.
     Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб.

Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пуш­кина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучь­ему велению».

Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Кто где живет?»

Воспитатель называет место обитания рыб, а ребе­нок должен выбрать и назвать из предметных кар­тинок, которые расположены на столе, соответству­ющую рыбу.

- Море —... (акула).

- Река —... (карась).

- Аквариум —... (гурами) и т.д.

Объявление темы.

Как называется суп, который варят из рыбы? (Уха.) Сегодня мы узнаем, как ловил рыбу для ухи Юра в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка».

Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Первая рыбка Е. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрос­лые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в боль­шой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

 

- О ком говорится в этом рассказе?

- В какой семье жил Юра?

- Куда отправилась Юрина семья?

- Сколько рыбы поймал Юра?

- Что сварили из рыбы?

- Почему все стали хвалить уху?

- Чему радовался Юра?
4. Физкультминутка.

Рыбка плавает в водице, Дети стоят в кругу.
Рыбке весело играть. Волнообразные движения руками.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Бегут друг за другом.
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.                  М. Клюкова Далее по тексту.

Повторное чтение рассказа.

После повторного чтения рассказа воспитатель гово­рит, что сейчас ребятам нужно будет его переска­зать. А пересказывать нужно так: сначала расска­зать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра.

Затем воспитатель обращается к детям: «Как вы будете рассказывать?» (Один-два ребенка повто­ряют план пересказа.)

Рассказы детей.

Итог занятия.

- Как называлась рыбка, которую поймал Юра?

- Кто варил уху для Юры и его семьи?

- Чем понравилась Юре рыбалка?

 

Занятие 19.

Тема: Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять рассказ по серии сюжет­ных картин по цепочке и в целом;

коррекционно-развивающие:

- активизировать и расширять словарь по теме;

     - закреплять знания детей о военных профессиях;
     коррекционно-воспитательная:

- воспитание патриотических чувств.
Оборудование: серия сюжетных картин «Собака- санитар».

Предварительная работа: чтение художествен­ных текстов А. Твардовского «Рассказ танкис­та», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному,

лепка по теме «Пограничник с собакой».

Встреча с ветера­ном войны или поход к памятнику «Защитникам Родины».

Ход занятия

Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет военные профессии:

- В артиллерии служат (кто?) — артиллеристы.

- В пехоте —... (пехотинцы).

- В танковых войсках —... (танкисты).

- В море несут службу —... (моряки).

- В воздухе охраняют Родину —... (летчики).

- На границе —... (пограничники).

- В ракетных войсках —... (ракетчики) и т.д.

Объявление темы.

Сегодня мы с вами узнаем еще об одной военной профессии — профессии санитара. Но санитар у нас будет необычный. Это собака. О ней мы и будем составлять сегодня рассказ.

Беседа по картинкам.

Воспитатель предлагает детям разложить картинки в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

- Как вы думаете, когда случилась эта история? (Во время войны.)

- Что случилось с солдатом?

- Куда он был ранен?

- Кто пришел на помощь солдату?

- Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

- Почему собака оставила солдата?

- Кого она привела с собой?

- Что сделали санитары?

- Как вы думаете, что будет с солдатом?

- Кого он должен благодарить?

- Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? (Пехотинцем.)

- Как можно сказать о  солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)

- Как можно сказать по-другому: солдат... (боец).

Составление рассказа.

воспитатель  просит 2—3 «сильных» детей сразу после беседы составить рассказ по картинкам.

Физкультминутка.

 

Возле детского двора Снега целая гора.   Дети стоят в круге и держатся за руки.               
Мы на той горе вчера Были с самого утра. Все вместе поднимают руки вверх.
В пограничников играли, Землю нашу охраняли. Идут друг за другом, мар­шируя.

Рассказы детей.

Примерный рассказ, составленный детьми

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог пере­двигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевя­зал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

Итог занятия.

- Кого можно назвать защитником Отечества?

- Как нужно относиться к ветеранам войны?

 

Занятие 20.

Тема: Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение подробно объяснять свои действия;

- развивать у детей умение рассказывать по плану;

- закреплять у детей знания по теме;
       коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение следовать прави­лам дорожного движения.

Оборудование: сюжетная картина «Случай на улице» (рис. 20); модель перекрестка из конс­труктора; три светофора, с выделенным красным (первый светофор), желтым (второй) и зеленым (третий) светом.

Предварительная работа: провести экскурсию на перекресток (наблюдать за движением транспор­та и пешеходов), с дальнейшим анализом увиден­ного;

чтение художественных текстов И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик»;

работа с конструктором по теме «На улице» (изготовление модели пере­крестка).

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель собирает детей у модели перекрестка, которая была построена детьми в группе и прово­дит игру «Красный, желтый и зеленый»: у некоторых детей в руках по маленькой машинке, и они «проезжают» перекресток, а воспитатель выставляет перед ними светофоры. Дети должны правильно среагировать на свет светофора и объяснить, поче­му они так сделали: «Я остановился, потому что зажегся красный цвет», «Я поеду дальше потому, что горит зеленый» и т.д.

Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о случае, который произошел на улице. Выставляется картина.

Беседа по картине.

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Весна.)

- Чем вы можете доказать, что это весна? (Люди одеты в пиджаки, куртки, кофты; на головах у них шляпы и береты.)

- Чем удивлены и перепуганы прохожие?

- Почему мальчики решили так покататься на машине?

- Как вы думаете, машина стояла на месте или двигалась?

- Можно ли так поступать детям (и не только)?

- Чем может закончиться такое развлечение?

- А чем закончилась история Вити и Жени?
     - Попробуйте придумать окончание истории.

- Какие советы вы можете дать другим детям о поведении на улице?

4. Составление плана рассказа.

Воспитатель просит детей еще раз рассмотреть кар­тину и задает следующие вопросы:

- Как можно назвать наш будущий рассказ?

- О чем вы будете говорить в начале рассказа?

- Как вы его продолжите?

- Чем закончите рассказ?

- По ответам составляется план, например:

- Пришла весна.

- Прогулка друзей.

- Так делать нельзя!

План повторяется несколькими детьми, а затем по цепочке дети составляют рассказ.

Физкультминутка.

Игра «Шофер» с воображаемым предметом.

Вращая руками воображаемый руль, дети быс­тро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, жел­тый свет (цветные кружки).

Рассказы детей.

Составлять рассказы можно как по цепочке, так и индивидуально. Главным выводом из рассказа должна быть мысль, что шалить на дороге опасно для жизни.

Примерный рассказ, составленный детьми

Наступила долгожданная весна. Витя и Женя после школы решили прогуляться. Они вышли на улицу и увидели машину, которая отъезжала от тротуара. Витя предложил прокатиться, и Женя согласился. На ходу Витя запрыгнул на машину, а Женя немножко отстал. Витя стал ему помогать. Тут их заметили прохожие. Они с ужасом наблюда­ли за происходящим. Некоторые из пешеходов стали кричать и подавать знаки водителю остановиться. Водитель понял, что что-то не так, и остановил машину. Он вышел из машины, а перепуганные дети соскочили с машины и стали убегать. Им стало не только страшно, но и стыдно за свой поступок.

Итог занятия.

- Как называется рассказ, который вы сочинили?

- Почему нельзя поступать так, как поступили Витя и Женя?

 

Занятие 21.

Тема: Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение логически выстраи­вать свое высказывание;

- активизировать словарь прилагательных;

- упражнять детей в работе над деформирован­ной фразой;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.

Оборудование: текст рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изоб­ражением четырех времен года.

Предварительная работа: чтение художественных текстов А.К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...», Г.К. Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает...»,

игры: «Подбери признак», «Наоборот».

Ход занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.051 с.)