К теме №6. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Современные тенденции в развитии культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме №6. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Современные тенденции в развитии культуры.



 

Задание №1

Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором, есть:

а) сознание

б) ноосфера

в) глобализация

г) экология

Задание №2

К глобальным проблемам не относится:

а) вымирание дальневосточного леопарда

б) потепление климата

в) рост народонаселения Земли

г) угроза ядерной войны

Задание №3

Наука о сохранении целостности естественной среды перед лицом угрозы со стороны современной индустрии и технологий – это:

а) философия

б) биология

в) синергетика

г) экология

Задание №4

Авторы понятия «ноосфера»:

а) Т. де Шарден и В.И. Вернадский

б) А. Н. Бердяев и А. Камю

в) К. Маркс и В. И. Ленин

г) Ж. Делѐз и Ф. Гваттари

Задание №5

Автором утверждения «Философия – культура ума» является:

а) Цицерон

б) И. Г. Гердер

в) Ф. Ницше

г) К. Леви-Стросс

Задание № 6

 

1. Воспринимал цивилизацию как смерть культуры

а) П. Сорокин,

б) О. Шпенглер,

в) Н. Я. Данилевский,

г) А. Тойнби.

 

Задание № 7

Особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе права, морали, образования, науки, техники и технологий:

а) ноосфера

б) религия

в) государство

г) цивилизация

 

Задание № 8

Процесс возникновения и становления человеческой культуры:

а) культурогенез

б) культурная идентификация

в) ассимиляция

г) культурная диффузия

 

Задание № 9

Международная общественная организация, созданная с целью изучения глобальных проблем:

а) ЮНЕСКО,

б) Римский клуб

в) БРИКС

г) Киотское Соглашение

 

Задание № 10

Жанр художественного творчества, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития:

а) утопия

б) футурология

г) антиутопия

д) миф

 

Задание № 11

Исторически сложившаяся форма не инстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного, упорядоченного, символического поведения, в котором способ и порядок действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению:

а) традиция

б) тотем

в) табу

г) ритуал

 

Задание № 12

Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени:

а) обряд

б) ритуал

в) обычай

г) традиция

 

Задание № 13

Особо торжественная ритуальность, обрядность именуется:

а) церемония

б) мобильность

в) инаугурация

г) агональность

 

Задание № 14

В концепции М. Мид не описан тип обмена знаниями между взрослыми и детьми:

а) постфигуративный

б) кофигуративный

в) антифигуративный

г) префигуративный

 

Задание № 15

Специализированный способ трансляции и освоения культурного опыта:

а) ассимиляция

б) образование

в) традиция

г) повседневность

 

Задание № 16

Отсутствие норм поведения:

а) аномия

б) массовая культура

в) этика

г) девиантное поведение

 

Задание № 17

В традиционной культуре переход человека из подготовительного состояния в полноправные члены того или иного сообщества:

а) инициация

б) инновация

в) карнавализация

г) катарсис

 

Задание № 18

Изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям:

а) интеграция

б) модернизация

в) инновация

г) прогресс

 

Задание № 19

Функцией традиции не является:

а) секуляризация культуры

б) содействие устойчивости социума

в) легитимизация социального порядка

г) объединение социума

 

Задание № 20

Система учений о морали и нравственности:

а) этика

б) эстетика

в) эпистемология

в) этология

 

Задание № 21

 Завершите определение соответствующим понятием

1) Философско-мировоззренческая ориентация, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума и означающая веру в способность науки разрешить все социальные проблемы, – …

2) Научное направление, возникающее на стыке таких наук, как социология, экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем, – …

3) Совокупность представлений о будущем человечества – …

4) Психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса – …

5) Процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействия культур, протекающий во всемирном масштабе – …

 

Задание № 22

Завершите определение соответствующим понятием

1) Слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо, –...

2) Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и животными, –...

3) Исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определённое время и в определённом месте, – …

4) Междисциплинарная наука о ценностно-смысловых, нормативно регулятивных и знаково-коммуникативных механизмах, организующих совместную жизнедеятельность людей, – …

5) Субъектно-объектные отношения, отражающие значимость чего-либо для человека, социальной группы и общества в целом, – …

Задание № 23

Комментарии

· Познакомьтесь с отрывками из работы В. И. Вернадского «Несколько слов о ноосфере».

«Исходя из геологической роли человека, А. П. Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой. Он не учитывал возможности тех разрушений духовных и материальных ценностей, которые мы сейчас переживаем вследствие варварского нашествия немцев и их союзников, через десять с небольшим лет после его смерти, но он правильно подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.

Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) положения человека на нашей планете.

В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937-1938 гг. на плавучих льдах Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелёты и перевозки достигли скорости нескольких сот километров в час, и на этом они ещё не остановились.

Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету.

Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах».

· Какого нового состояния достигло человечество в своём развитии?

· Что называет В. И. Вернадский ноосферой?

· Что требует формирование ноосферы от человека?

·

Задание № 24

Комментарии

·

Познакомьтесь с отрывками из работы М. Элиаде «Аспекты мифа».

«Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем «творении», нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа – существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена «начала всех начал». Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания мира, и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть,

– смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой…

Мифы действительно сообщали не только о происхождении мира, животных, растений и человека, но и о важнейших событиях, вслед за совершением которых человек стал тем, чем он является в настоящее время, смертным существом того или иного пола, организованным в общество и вынужденным, чтобы выжить, работать в соответствии с определенными правилами. Мир и человек существуют только потому, что сверхъестественные существа творили «в начале всего». Но после образования мира и появления человека произошли другие события, и человек, в его настоящем виде, есть прямой результат этих мифических событий, он создан этими событиями. Он смертен, так как что-то произошло в то время. Если бы этого не произошло, человек не был бы смертным: он мог бы существовать сколь угодно долго, как камень; мог бы, подобно змее, периодически сбрасывать кожу и, следовательно, мог бы обновлять свою жизнь, то есть бесконечно начинать ее вновь…

В большинстве случаев знать миф о происхождении недостаточно, его надо воспроизводить, демонстрировать его, показывать. Но это ещё не все: повторяя или прославляя миф о происхождении, исполнители проникаются той сакральной атмосферой, в которой развёртывались необычайные события. Мифическое время «начала» – «сильное» время, так как оно преобразовано активным, творческим присутствием сверхъестественных существ. В повторении мифов восстанавливается во всей целостности забытое время и, как следствие, в определённой мере человек становится «соучастником» упоминаемых событий, современником богов или героев. Короче говоря, можно сказать, что «проживая» мифы, мы выходим из времени хронологического, светского и вступаем в пределы качественно другого времени, времени «сакрального», одновременно исходного, первоначального и в то же время бесконечно повторяющегося…

Проживание мифа предполагает наличие истинно «религиозного» опыта, поскольку он отличается от обычного опыта, от опыта каждодневной жизни. Религиозный характер этого опыта есть следствие того факта, что актуализируются легендарные события, события возвышенного характера и наполненные чрезвычайной значимостью. Мы как бы заново присутствуем при творческих актах сверхъестественных существ. Мы покидаем мир обыденности и проникаем в мир преображенный, заново возникший, пронизанный невидимым присутствием сверхъестественных существ. Речь идёт не о коллективном воссоздании в памяти мифических событий, но об их воспроизведении. Мы ощущаем личное присутствие персонажей мифа и становимся их современниками. Это предполагает существование не в хронологическом времени, а в первоначальной эпохе, когда события произошли впервые. Именно поэтому можно говорить о временном пространстве мифа, заряженном энергией. Это необычайное, «сакральное» время, когда обнаруживаются явления новые, полные мощи и значимости. Переживать заново это время, воспроизводить его как можно чаще, заново присутствовать на спектакле божественных творений, вновь узреть сверхъестественные существа и воспринять их урок творчества – такое желание просматривается во всех ритуальных воспроизведениях мифов. Вообще мифы показывают, что мироздание, человек и жизнь имеют сверхъестественное происхождение и сверхъестественную историю, и что эта история значима, обладает большой ценностью и является образцом для подражания…

Космогонический миф можно рассматривать как образцовую модель для любого творчества…

Трудно найти более красноречивый пример верования: каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии и мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того: ребёнок, который только что родился, приобщается к целому ряду «начал». А «начать» что-то можно только если знаешь о «происхождении», если знаешь, как это что-то возникло в первый раз. Когда ребёнок начинает сосать грудь, пить воду или есть твердую пищу, он как бы ритуально возвращается к «истокам», когда молоко, вода и зерновые явились на свет».

· Как понимает миф М. Элиаде?

· Какую особенность мифологического мышления описывает М. Элиаде?

· Почему, по мнению автора, человек постоянно возвращается к «началам»?

· Каково значение мифа в культуре?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.034 с.)