Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лист согласований рабочей программы↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание разделов и тем Тема 1. Специфика культурологи как комплексной гуманитарной науки и её место в системе социо-гуманитарных дисциплин. Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманизации высшей школы. Философские основы научного анализа культуры. Предмет культурологии как изучение сущности, структуры и основных функций культуры. Разделы культурологии: история культурологии, философия культуры, социология культуры, психология культуры, история культуры. Возрастание роли культурологии в исследовании духовных процессов современности. Противоречивость культуры XX в. Методы изучения культуры. Источники изучения культуры. Междисциплинарные связи культурологии: философия, история, этнография, антропология, искусствознание, социология и др. Тема 2. Культура как предмет философского осмысления. Развитие представлений о культуре в зарубежной и отечественной философии. Просветительское понимание культуры (И.Г.Гердер, Ж.-Ж. Руссо). Понимание культуры в немецкой классической философии (И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель). Переоценка ценностей в трудах А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Проблемы культуры в марксизме (А.Грамши, Д.Лукач, Б.Брехт, М.Лившиц и др.). Культура в философии и социологии «серебряного века» (В.С.Соловьев, С.Л.Франк, Л. П.Карсавин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, Д.С.Мережковский и др). Теории культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций» (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин). Эволюционизм в культурологии. Структурно-функциональный анализ культуры. Символическая теория культуры (М.Вебер, Э.Кассирер, Л.Уайт). Игровая концепция (Й.Хейзинга). Проблемы культуры в философской антропологии, социологии, экологии и других гуманитарных науках. Современные культурологические исследования.
Тема 3. Основные понятия культурологи. Культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Основные дефиниции (определения) культуры и их концептуальные основания. Уникальное и общепринятое в культуре. Культурные ценности. Культура и антикультура. Культура как система. Материальное и духовное в культуре. «Душа» и «тело» культуры. Сферы культуры. Культура и субкультуры. Культурогенезкак самообновление культуры. Трансформация уже существующих систем и форм. Процесс создания новых артефактов. Динамика и статика культуры. Теория культурных изменений: переходные процессы в культуре, взаимовлияние культур, диагностика и предвидение кризисов и путей выхода из них. Причины динамики культуры. Понятие коммуникации. Общение личностное, групповое, социальных институтов. Передача информации, ее толкование, понимание, использование. Типы, формы и функции коммуникации. Структура коммуникаций. Диалог в процессе коммуникации. Виды и причины конфликтов. Средства и формы коммуникации в истории общества. Язык. Письменность. Печать. Радио. Телевидение. Массовая коммуникация и массовая культура. Теории массовой культуры. Роль массовых коммуникаций в дифференциации и интеграции культур.
Тема 4. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе. Основание построение типологии культуры. Единство и многообразие культур. Этнографическая типология культур. Хозяйственно-бытовая типология культур. Историко-этнографический тип культуры. Этнос как единство природного, социального и культурного. Циклические закономерности в жизнедеятельности этногенеза. Понятие нации. Формирование наций и национальных культур. Взаимодействие национальных культур. Национально-этнические стереотипы и предрассудки. Культурные аспекты проблем миграции. Адаптация в инонациональной среде. Взаимовлияние народов и культур России. Проблемы национального и общечеловеческого в культуре. Языки-посредники. Роль русского языка как средства межнационального общения.
Задание №1 Культурология – это: а) интегративное знание б) философская дисциплина в) социальная наука г) гуманитарное знание
Задание №2 К первоначальным значениям слова «культура» не относится: а) обработка б) поклонение в) воспитание г) украшение
Задание №3 Подход, рассматривающий культуру как систему знаков, называется: а) деятельностный б) семиотический в) аксиологический г) технологический Задание №4 Процесс зарождения культуры: а) культурогенез б) сублимация в) этногенез г) цивилизация Задание №5 Противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»: а) З. Фрейд б) О. Шпенглер в) А. Тойнби г) П. Сорокин Задание № 6 Порождением поточно-конвейерной индустрии является культура: а) элитарная б) народная в) массовая
Задание № 7
Уподоблял культуру живому организму: а) Г. Спенсер б) Э. Кассирер в) Х. Ортега-и-Гассет г) Т. Парсонс
Задание № 8
Первое научное определение культуры принадлежит: а) В. фон Гумбольдту б) И. Канту в) К. Марксу г) Э. Б. Тайлору
Задание № 9 Автором работы «Закат Европы» является: а) Н. Я. Данилевский б) Н. А. Бердяев в) А. Тойнби г) О. Шпенглер
Задание № 10 С критикой культуры и цивилизации выступил: а) М. Т. Цицерон б) Ж.-Ж. Руссо в) Ф. Боас г) М. Вебер
Задание № 11 Завершите определение соответствующим понятием 1) Особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения, – … 2) Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, – … 3) Способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения – … 4) Совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержания человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой, – … 5) Процесс повышения роли городов в развитии общества – …
Задание № 12 Комментарии • Познакомьтесь с отрывком из работы Т. Маккены «Пища богов». • «Я утверждаю, что вызывающие мутации психоактивные химические соединения в пище древних людей воздействовали на быструю реорганизацию способности мозга к переработке информации. Растительные алкалоиды, особенно галлюциногенные соединения… могли быть теми химическими факторами в диете первобытных людей, которые являлись катализатором возникновения человеческой саморефлексии. Действие галлюциногенов, присутствующих во многих распространѐнных растениях, увеличивало активность переработки информации, а значит, чувствительность к среде, и таким образом способствовало внезапному увеличению размеров человеческого мозга. На более позднем этапе того же процесса галлюциногены действовали как катализаторы в развитии воображения, обеспечивая появление внутренней сноровки и способности предвидения, которые могли находиться в хорошей синергии с возникновением языка и религии». • Скажите, как объясняет автор изменения в поведении древнего человека. • Подумайте, какие недостатки существовавших теорий культурогенеза восполняет Т. Маккена в своей работе.
Задание № 1 В переводе с латинского «культура» означает: а) очеловечивание б) украшение в) отдых г) обработка
Задание № 2 Подход к исследованию культуры с точки зрения ценностей называется: а) семиотический б) аксиологический в) диалогический г) гносеологический
Задание № 3 Передача социально значимого опыта от поколения к поколению: а) традиция б) новация в) норма г) идеал
Задание № 4
Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется: а) аккультурация б) антропоморфизм в) антропосоциогенез г) дегуманизация Задание №5 П. Сорокин выделял типы культур: а) аполлоническая и диониснийская б) кризисная, бескризисная и внекризисная в) сырая и варѐная г) идеационная, смешанная и сенситивная
Задание № 6 Возникновение культурологии связывают: а) с Аристотелем б) Л. Уайтом в) К. Марксом г) К. Юнгом
Задание № 7 Отождествлял понятия «культура» и «цивилизация»: а) Н. Бердяев б) О. Шпенглер в) Л. Морган г) Э. Тайлор
Задание № 8 Автором игровой концепции культуры был: а) Й. Хейзинга б) Э. Кассирер в) Г. Риккерт г) Ф. Энгельс Задание № 9 Согласно концепции креационизма человек: а) сотворен Богом б) является продуктом деятельности внеземных цивилизаций в) является результатом природной эволюции г) возник в результате мутаций
Задание № 10 Базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни, – это: а) архетипы б) ценности в) верования г) знания
Задание № 11 Завершите определение соответствующим понятием 1) Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения, – … 2) Исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте, – … 3) Переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому – … 4) Впервые появляющиеся в данной культуре объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур – … 5) Сфера деятельности человека, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности, – …
Задание № 12 Комментарии • Познакомьтесь с отрывками из работы Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре». «...во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления и созданы. Или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком; и наоборот, всѐ, что возникло и выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, а если оно и на самом деле есть не что иное, как природа, то и должно быть рассматриваемо таким образом. В объектах культуры, следовательно, заложены (haften) ценности. Мы назовем их благами (Guter), чтобы таким образом отличить их как ценные части действительности от самих ценностей как таковых, не представляющих собой действительности, и от которых мы здесь можем отвлечься. Явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, и если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью простой природы. Благодаря такому либо наличному, либо отсутствующему отнесению к ценностям мы можем с уверенностью различать два рода объектов, и мы уже потому имеем право делать это, что всякое явление культуры, если отвлечься от заложенной в нѐм ценности, необходимо может быть рассмотрено как стоящее также в связи с природой и, стало быть, как составляющее часть природы. Что же касается рода ценности, превращающей части действительности в объекты культуры и выделяющей их этим самым из природы, то мы должны сказать следующее. О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только, что значат (gelten) или не имеют значимости. Культурная ценность или фактически признается общезначимой, или же ее значимость и тем самым более чем чисто индивидуальное значение объектов, с которыми она связана, постулируется, по крайней мере, хоть одним культурным человеком. При этом, если иметь в виду культуру в высшем смысле слова, то речь должна идти не об объектах простого желания (Begehren), но о благах, к оценке которых или к работе над которыми мы чувствуем себя более или менее нравственно обязанными в интересах того общественного целого, в котором мы живем, или по какому-либо другому основанию. Этим самым мы отделяем объекты культуры как от того, что оценивается и желается инстинктивно (triebartig), так и от того, что имеет ценность блага, если и не на основании одного только инстинкта, то благодаря прихотям настроения… …Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в значимости, а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью, и связь эта… имеет два смысла. Ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается, тем самым, благом, и она может также быть связанной с актом субъекта таким образом, что акт это становится, тем самым, оценкой. Блага же и оценки могут быть рассматриваемы с точки зрения значимости связанных с ними ценностей, т.е. когда стараются установить, заслуживает ли какое-нибудь благо действительно наименования блага и по праву ли совершается какаянибудь оценка. Однако я упоминаю об этом только для того, чтобы сказать, что исторические науки о культуре при исследовании благ и людей – оценивающих субъектов, не могут дать на подобные вопросы никакого ответа… Следовательно, тот метод «отнесения к ценности», о котором мы говорим и который должен выражать собой сущность истории, следует самым резким образом отделять от метода оценки, т.е. значимость ценности никогда не является проблемой истории, но ценности играют в ней роль лишь постольку, поскольку они фактически оцениваются субъектами и поскольку поэтому некоторые объекты рассматриваются фактически как блага. Если история, следовательно, и имеет дело с ценностями, то все же она не является оценивающей наукой. Наоборот, она устанавливает исключительно то, что есть…» • Какое различие между объектами природы и культуры выделяет автор? • Что такое ценности культуры? • Каким образом ценности связаны с действительностью?
К теме № 3. Основные понятия культурологии. Задание №1
Автором термина «культурология» является: а) Ж.-Ж. Руссо б) И. Гердер в) Э. Б. Тайлор г) Л. Уайт
Задание №2 Представителями эволюционной школы в культурологии являются: а) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер б) Г. Риккерт, В. Виндельбанд в) Э. Б. Тайлор, Л. Морган г) И. Гердер, Д. Вико Задание №3 Процесс освоения человеком содержания культуры своего общества называется: а) социализация б) инкультурация в) аккультурация г) инициация Задание №4 В Древней Греции словом «пайдейя» обозначали: а) культуру б) образование в) науку о культуре г) искусство Задание №5 Феноменом первобытной культуры является: а) схоластика б) мифология в) рационализм г) метафизика Задание № 6 Орудийно-трудовая теория происхождения человека разработана: а) Ч. Дарвином б) З. Фрейдом в) И. Павловым г) Ф. Энгельсом Задание № 7 Разработал концепцию «Вызова истории»: а) О. Шпенглер б) А. Тойнби в) Ф. Ницше г) Х. Ортега-и-Гассет Задание № 8 Не является разделом культурологии: а) история культуры б) теория культуры в) философия культуры г) эволюция культуры Задание № 9 Реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне – это: а) бескультурье б) антикультура в) контркультура г) цивилизация Задание № 10 Понимание человека как микрокосма характерно: а) для античности б) Возрождения в) Нового времени г) современности
Задание №11 Завершите определение соответствующим понятием 1) Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящее в определѐнных обществах и социальных группах в течение длительного времени, – … 2) Процесс освоения человеком – членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении – … 3) Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение, – … 4) Мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, – … 5) Стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном, – …
Задание №12 Комментарии • Познакомьтесь с отрывком из работы Н. А. Бердяева «Философия неравенства». • «Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки еѐ сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Еѐ происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идѐт сверху вниз, путь еѐ аристократический. Цивилизация идѐт снизу вверх, путь еѐ буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия». • Выделите в отрывке из работы Н. А. Бердяева черты, характеризующие культуру и цивилизацию. • Чем, по мнению автора, принципиально отличаются культура и цивилизация.
Задание №1 Идея общественного прогресса получила широкое распространение в эпоху: а) Древнего мира б) Античности в) Средневековья г) Просвещения Задание №2 Чередование в культуре века богов, века героев и века людей описал: а) Платон б) Дж. Вико в) Вольтер г) О. Конт Задание №3 Понятие «душа культуры» является центральным в теории: а) Н. Я. Данилевского б) О. Шпенглера в) П. Сорокина г) К. Ясперса Задание №4 Стимулом для формирования цивилизации А. Тойнби считает: а) Вызов истории б) солнечную энергию в) творчество широких народных масс г) Провидение Задание №5 Сущность социально-культурного кризиса составляет: а) ненормативное поведение б) появление новых обычаев в) ценностная дезориентация общества г) вульгаризация языка Задание № 6 Осевое время охватывает период: а) VIII-II вв. до н. э. б) I-II вв. в) XIV-XVI вв. г) XX-XXI вв.
Задание № 7 Несистемное неструктурированное образование: а) душа культуры б) ризома в) этнос г) флуктуация
Задание № 8 Сенситивной в концепции П. Сорокина является культура: а) Древней Индии б) IX-XI вв. в) Возрождения г) современная
Задание № 9 Александр Македонский, по мнению Л. Н. Гумилѐва, относится: а) к пассионариям б) субпассионариям в) лунариям г) сверхлюдям
Задание № 10 Концепцию «последнего человека и конца истории» обосновал: а) К. Леви-Строс б) Ю. Хабермас в) Ж. Делѐз г) Ф. Фукуяма
Задание №11 Завершите определение соответствующим понятием 1) Общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы и виды их деятельности, – … 2) Система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, – … 3) Нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, – … 4) Обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения – … 5) Совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса – …
Задание №12 Комментарии • Познакомьтесь с отрывком из работы П. Сорокина «Кризис нашего времени». «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации. Возьмем, например, культуру Запада Средних веков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность, как он формулируется в христианском Credo… Архитектура и скульптура Средних веков были «Библией в камне». Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер… Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким является Бог. Наука была всего лишь прислужницей религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала всю ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям. Чувственный мир рассматривался только как временное «прибежище человека», в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себя достойным того, чтобы пойти туда. Короче говоря, интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога, Бога вездесущего, всемогущего, абсолютно справедливого, прекрасного создателя мира и человека. Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной. Такая же в основном сходная посылка, признающая сверхчувственность и сверхразумность Бога, хотя воспринимающая отдельные религиозные аспекты по-иному, лежала в основе интегрированной культуры брахманской Индии, буддистской и даоистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI века до нашей эры. Все они были преимущественно идеациональными. Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался с конца XII века, когда появился зародыш нового, совершенно отличного основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или ничего нет, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это – эквивалент нереального, несуществующего. Как таковым им можно пренебречь. Таков был новый принцип, совершенно отличный от основного принципа идеациональной культуры. Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII – XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственная и частичного чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура XIII – XIV столетий в Западной Европе, так же как и греческая культура V – IV веков до нашей эры, были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее. Однако процесс на этом не закончился. Идеациональная культура средних веков продолжала приходить в упадок, в то время как культура, основанная на признании того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно с XVI века новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нем культура. Таким образом, возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей миру». Она может быть названа чувственной. Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл ее сенсорны. Именно этот принцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдо религии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей… …Основной принцип средневековой культуры делал ее преимущественно потусторонней и религиозной, ориентированной на сверхчувственность Бога и пронизанной этой идеей. Основной принцип идеалистической культуры был частично сверхсенсорный и религиозный, а частично светский и посюсторонний… Основной принцип нашей современной чувственной культуры – светский и утилитарный – «соответствует этому миру». Все эти типы: идеациональный, идеалистический и чувственный – обнаруживаются в истории египетской, вавилонской, греко-римской, индуистской, китайской и др. культур». • Что служит основанием типологии культур в работе П. Сорокина? • Какие типы культур выделяет автор? • Что является главной характеристикой каждого типа культуры? • Чем принципиально они отличаются друг от друга?
Задание №1 Имя древнеегипетского бога, олицетворяющего умирающую и возрождающуюся природу: а) Ра б) Сет в) Гор г) Осирис
Задание №2 Космоцентризм соответствует эпохе: а) античности б) средневековья в) Возрождения г) Нового времени и Просвещения Задание №3 Перевод слова «Библия»: а) книга б) Бог, в) вера г) знание Задание №4 Главной категорией теоцентрического мировоззрения является: а) Космос б) полис в) Бог г) знание Задание №5 Готический собор является артефактом культуры: а) Древнего Китая б) Древнего Рима в) средневековой Европы г) древних славян Задание № 6
Христианство стало основной формой интеграции средневековой Руси:
а) с X в. б) XII в. в) XIV в. г) XV в.
Задание № 7
Слово «карнавал» переводится как: а) «мясо, прощай» б) «все можно» в) «привет, весна» г) «разум, встретимся утром»
Задание № 8
Эпоха Возрождения охватывает период: а) сер. V- сер. XVII вв. б) XIV-XVI вв. в) XVII-XVIII вв. г) XIX в.
Задание № 9
XVIII в. получил название в истории западноевропейской культуры: а) век Возрождения б) Ренессанса в) Просвещения г) промышленности
Задание № 10
Понятие «рационализм» характеризует эпоху: а) ранних цивилизаций б) средневековой Руси в) Нового времени г) постмодерна
Задание № 11 Становление родовых отношений повлияло на возникновение: а) анимизма б) тотемизма в) фетишизма г) шаманизма
Задание № 12 Феноменом первобытной культуры является: а) мифология б) философия в) религия г) наука
Задание № 13 Появление первобытного искусства было обусловлено: а) желанием человека прославить себя б) жаждой творчества в) магическим мышлением г) наличием досуга
Задание № 14 Деление мира на «свой» и «чужой» присуще миропониманию: а) мифологическому б) религиозному в) научному г) философскому
Задание № 15 Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа: а) аккультурация б) антропоморфизм в) дегуманизация г) антропосоциогенез
Задание № 16 Вид искусства не свойственный первобытный культуре: а) живопись б) литература в) скульптура г) танец
Задание № 17 Инициация – это обряд: а) посвящения б) рождения в) приветствия г) погребения
Задание № 18 Предмет, которому приписываются сверхъестественные свойства: а) артефакт б) тотем в) фетиш г) символ
Задание № 19 Совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять на окружающую действительность: а) наука б) игра в) искусство г) магия
Задание № 20 Синкретичное отражение действительности в виде чувственно конкретных персонификаций: а) обряд б) миф в) культ г) язычество
Задание № 21 Практика расслаивания единого смысла написанного текста, чтобы продемонстрировать, как текст соединяет в себе множество предпосылок, которые не являются истинными смыслами написанного, называется: а) деконструкцией б) герменевтикой в) искусством г) обрядом
Задание № 22 Базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни, прообразы, образцы: а) обряды б) праздники в) символы г) архетипы
Задание № 23 Процесс и результат отрыва функции какой-либо системы от нее основы, ведущий к извращению нее сущности: а) смерть б) культура в) отчуждение г) познание
Задание № 24 Описал «прецессию симулякров»: а) Ж. Бодрийар б) Ф. Лиотар в) Ж. Деррида г) Ж. Делѐз
Задание № 25 Систему фиксированных смыслов, иерархию, характерных для традиционной культуры, Ж. Деррида называет: а) государством б) деконструкцией в) логоцентризмом г) децентрацией
Задание № 26 Постмодернизм понимается как экстремистское отрицание: а) классицизма б) реализма в) модернизма г) культуры
Задание № 27 Ценностные установки, ориентации, модели поведения, одновременно соотнесѐнные с различными культурными системами, но не интегрированные ни в одну из них полностью: а) футуршок б) маргинальность в) традиция в) субкультура
Задание № 28 Искусственно созданная обстановка, воспроизводящая реальность или вызывающая ощущение реальности: а) виртуальная реальность б) народная культура в) социальные сети г) карнавал
Задание № 29 Беспринципное соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и пр.: а) творчество б) искусство в) эклектика г) синтез
Задание № 30 Троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному: а) ирония б) метафора в) фразеологизм г) реминисценция Задание № 31 Завершите определение соответствующим понятием 1) Священный запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось – … 2) Животно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.012 с.) |