Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К теме № 2. Культура как предмет философского осмысления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание № 1 В переводе с латинского «культура» означает: а) очеловечивание б) украшение в) отдых г) обработка
Задание № 2 Подход к исследованию культуры с точки зрения ценностей называется: а) семиотический б) аксиологический в) диалогический г) гносеологический
Задание № 3 Передача социально значимого опыта от поколения к поколению: а) традиция б) новация в) норма г) идеал
Задание № 4
Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется: а) аккультурация б) антропоморфизм в) антропосоциогенез г) дегуманизация Задание №5 П. Сорокин выделял типы культур: а) аполлоническая и диониснийская б) кризисная, бескризисная и внекризисная в) сырая и варѐная г) идеационная, смешанная и сенситивная
Задание № 6 Возникновение культурологии связывают: а) с Аристотелем б) Л. Уайтом в) К. Марксом г) К. Юнгом
Задание № 7 Отождествлял понятия «культура» и «цивилизация»: а) Н. Бердяев б) О. Шпенглер в) Л. Морган г) Э. Тайлор
Задание № 8 Автором игровой концепции культуры был: а) Й. Хейзинга б) Э. Кассирер в) Г. Риккерт г) Ф. Энгельс Задание № 9 Согласно концепции креационизма человек: а) сотворен Богом б) является продуктом деятельности внеземных цивилизаций в) является результатом природной эволюции г) возник в результате мутаций
Задание № 10 Базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни, – это: а) архетипы б) ценности в) верования г) знания
Задание № 11 Завершите определение соответствующим понятием 1) Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения, – … 2) Исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте, – … 3) Переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому – … 4) Впервые появляющиеся в данной культуре объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур – … 5) Сфера деятельности человека, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности, – …
Задание № 12 Комментарии • Познакомьтесь с отрывками из работы Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре». «...во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления и созданы. Или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком; и наоборот, всѐ, что возникло и выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, а если оно и на самом деле есть не что иное, как природа, то и должно быть рассматриваемо таким образом. В объектах культуры, следовательно, заложены (haften) ценности. Мы назовем их благами (Guter), чтобы таким образом отличить их как ценные части действительности от самих ценностей как таковых, не представляющих собой действительности, и от которых мы здесь можем отвлечься. Явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, и если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью простой природы. Благодаря такому либо наличному, либо отсутствующему отнесению к ценностям мы можем с уверенностью различать два рода объектов, и мы уже потому имеем право делать это, что всякое явление культуры, если отвлечься от заложенной в нѐм ценности, необходимо может быть рассмотрено как стоящее также в связи с природой и, стало быть, как составляющее часть природы. Что же касается рода ценности, превращающей части действительности в объекты культуры и выделяющей их этим самым из природы, то мы должны сказать следующее. О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только, что значат (gelten) или не имеют значимости. Культурная ценность или фактически признается общезначимой, или же ее значимость и тем самым более чем чисто индивидуальное значение объектов, с которыми она связана, постулируется, по крайней мере, хоть одним культурным человеком. При этом, если иметь в виду культуру в высшем смысле слова, то речь должна идти не об объектах простого желания (Begehren), но о благах, к оценке которых или к работе над которыми мы чувствуем себя более или менее нравственно обязанными в интересах того общественного целого, в котором мы живем, или по какому-либо другому основанию. Этим самым мы отделяем объекты культуры как от того, что оценивается и желается инстинктивно (triebartig), так и от того, что имеет ценность блага, если и не на основании одного только инстинкта, то благодаря прихотям настроения… …Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в значимости, а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью, и связь эта… имеет два смысла. Ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается, тем самым, благом, и она может также быть связанной с актом субъекта таким образом, что акт это становится, тем самым, оценкой. Блага же и оценки могут быть рассматриваемы с точки зрения значимости связанных с ними ценностей, т.е. когда стараются установить, заслуживает ли какое-нибудь благо действительно наименования блага и по праву ли совершается какаянибудь оценка. Однако я упоминаю об этом только для того, чтобы сказать, что исторические науки о культуре при исследовании благ и людей – оценивающих субъектов, не могут дать на подобные вопросы никакого ответа… Следовательно, тот метод «отнесения к ценности», о котором мы говорим и который должен выражать собой сущность истории, следует самым резким образом отделять от метода оценки, т.е. значимость ценности никогда не является проблемой истории, но ценности играют в ней роль лишь постольку, поскольку они фактически оцениваются субъектами и поскольку поэтому некоторые объекты рассматриваются фактически как блага. Если история, следовательно, и имеет дело с ценностями, то все же она не является оценивающей наукой. Наоборот, она устанавливает исключительно то, что есть…» • Какое различие между объектами природы и культуры выделяет автор? • Что такое ценности культуры? • Каким образом ценности связаны с действительностью?
К теме № 3. Основные понятия культурологии. Задание №1
Автором термина «культурология» является: а) Ж.-Ж. Руссо б) И. Гердер в) Э. Б. Тайлор г) Л. Уайт
Задание №2 Представителями эволюционной школы в культурологии являются: а) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер б) Г. Риккерт, В. Виндельбанд в) Э. Б. Тайлор, Л. Морган г) И. Гердер, Д. Вико Задание №3 Процесс освоения человеком содержания культуры своего общества называется: а) социализация б) инкультурация в) аккультурация г) инициация Задание №4 В Древней Греции словом «пайдейя» обозначали: а) культуру б) образование в) науку о культуре г) искусство Задание №5 Феноменом первобытной культуры является: а) схоластика б) мифология в) рационализм г) метафизика Задание № 6 Орудийно-трудовая теория происхождения человека разработана: а) Ч. Дарвином б) З. Фрейдом в) И. Павловым г) Ф. Энгельсом Задание № 7 Разработал концепцию «Вызова истории»: а) О. Шпенглер б) А. Тойнби в) Ф. Ницше г) Х. Ортега-и-Гассет Задание № 8 Не является разделом культурологии: а) история культуры б) теория культуры в) философия культуры г) эволюция культуры Задание № 9 Реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне – это: а) бескультурье б) антикультура в) контркультура г) цивилизация Задание № 10 Понимание человека как микрокосма характерно: а) для античности б) Возрождения в) Нового времени г) современности
Задание №11 Завершите определение соответствующим понятием 1) Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящее в определѐнных обществах и социальных группах в течение длительного времени, – … 2) Процесс освоения человеком – членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении – … 3) Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение, – … 4) Мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, – … 5) Стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном, – …
Задание №12 Комментарии • Познакомьтесь с отрывком из работы Н. А. Бердяева «Философия неравенства». • «Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки еѐ сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Еѐ происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идѐт сверху вниз, путь еѐ аристократический. Цивилизация идѐт снизу вверх, путь еѐ буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия». • Выделите в отрывке из работы Н. А. Бердяева черты, характеризующие культуру и цивилизацию. • Чем, по мнению автора, принципиально отличаются культура и цивилизация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.007 с.) |