К теме № 2. Культура как предмет философского осмысления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме № 2. Культура как предмет философского осмысления.



Задание № 1

В переводе с латинского «культура» означает:

а) очеловечивание

б) украшение

в) отдых

г) обработка

 

Задание № 2

Подход к исследованию культуры с точки зрения ценностей называется:

а) семиотический

б) аксиологический

в) диалогический

г) гносеологический

 

Задание № 3

Передача социально значимого опыта от поколения к поколению:

а) традиция

б) новация

в) норма

г) идеал

 

Задание № 4

 

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется:

а) аккультурация

б) антропоморфизм

в) антропосоциогенез

г) дегуманизация

Задание №5

П. Сорокин выделял типы культур:

а) аполлоническая и диониснийская

б) кризисная, бескризисная и внекризисная

в) сырая и варѐная

г) идеационная, смешанная и сенситивная

 

Задание № 6

Возникновение культурологии связывают:

а) с Аристотелем

б) Л. Уайтом

в) К. Марксом

г) К. Юнгом

 

Задание № 7

Отождествлял понятия «культура» и «цивилизация»:

а) Н. Бердяев

б) О. Шпенглер

в) Л. Морган

г) Э. Тайлор

 

Задание № 8

Автором игровой концепции культуры был:

а) Й. Хейзинга

б) Э. Кассирер

в) Г. Риккерт

г) Ф. Энгельс

Задание № 9

Согласно концепции креационизма человек:

а) сотворен Богом

б) является продуктом деятельности внеземных цивилизаций

в) является результатом природной эволюции

г) возник в результате мутаций

 

Задание № 10

Базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни, – это:

а) архетипы

б) ценности

в) верования

г) знания

 

Задание № 11

Завершите определение соответствующим понятием

1)    Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения, – …

2)    Исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте, – …

3)    Переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому – …

4)    Впервые появляющиеся в данной культуре объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур – …

5)    Сфера деятельности человека, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности, – …

 

Задание № 12

Комментарии

•     Познакомьтесь с отрывками из работы Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре».

«...во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления и созданы. Или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком; и наоборот, всѐ, что возникло и выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, а если оно и на самом деле есть не что иное, как природа, то и должно быть рассматриваемо таким образом. В объектах культуры, следовательно, заложены (haften) ценности. Мы назовем их благами (Guter), чтобы таким образом отличить их как ценные части действительности от самих ценностей как таковых, не представляющих собой действительности, и от которых мы здесь можем отвлечься. Явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, и если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью простой природы. Благодаря такому либо наличному, либо отсутствующему отнесению к ценностям мы можем с уверенностью различать два рода объектов, и мы уже потому имеем право делать это, что всякое явление культуры, если отвлечься от заложенной в нѐм ценности, необходимо может быть рассмотрено как стоящее также в связи с природой и, стало быть, как составляющее часть природы.

Что же касается рода ценности, превращающей части действительности в объекты культуры и выделяющей их этим самым из природы, то мы должны сказать следующее. О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только, что значат (gelten) или не имеют значимости. Культурная ценность или фактически признается общезначимой, или же ее значимость и тем самым более чем чисто индивидуальное значение объектов, с которыми она связана, постулируется, по крайней мере, хоть одним культурным человеком. При этом, если иметь в виду культуру в высшем смысле слова, то речь должна идти не об объектах простого желания (Begehren), но о благах, к оценке которых или к работе над которыми мы чувствуем себя более или менее нравственно обязанными в интересах того общественного целого, в котором мы живем, или по какому-либо другому основанию. Этим самым мы отделяем объекты культуры как от того, что оценивается и желается инстинктивно (triebartig), так и от того, что имеет ценность блага, если и не на основании одного только инстинкта, то благодаря прихотям настроения…

…Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в значимости, а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью, и связь эта… имеет два смысла. Ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается, тем самым, благом, и она может также быть связанной с актом субъекта таким образом, что акт это становится, тем самым, оценкой. Блага же и оценки могут быть рассматриваемы с точки зрения значимости связанных с ними ценностей, т.е. когда стараются установить, заслуживает ли какое-нибудь благо действительно наименования блага и по праву ли совершается какаянибудь оценка. Однако я упоминаю об этом только для того, чтобы сказать, что исторические науки о культуре при исследовании благ и людей – оценивающих субъектов, не могут дать на подобные вопросы никакого ответа…

Следовательно, тот метод «отнесения к ценности», о котором мы говорим и который должен выражать собой сущность истории, следует самым резким образом отделять от метода оценки, т.е. значимость ценности никогда не является проблемой истории, но ценности играют в ней роль лишь постольку, поскольку они фактически оцениваются субъектами и поскольку поэтому некоторые объекты рассматриваются фактически как блага. Если история, следовательно, и имеет дело с ценностями, то все же она не является оценивающей наукой. Наоборот, она устанавливает исключительно то, что есть…»

•     Какое различие между объектами природы и культуры выделяет автор?

•     Что такое ценности культуры?

•     Каким образом ценности связаны с действительностью?

 

К теме № 3. Основные понятия культурологии.

Задание №1

 

Автором термина «культурология» является:

а) Ж.-Ж. Руссо

б) И. Гердер

в) Э. Б. Тайлор

г) Л. Уайт

 

Задание №2

Представителями эволюционной школы в культурологии являются:

а) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер

б) Г. Риккерт, В. Виндельбанд

в) Э. Б. Тайлор, Л. Морган

г) И. Гердер, Д. Вико

Задание №3

Процесс освоения человеком содержания культуры своего общества называется:

а) социализация

б) инкультурация

в) аккультурация

г) инициация

Задание №4

В Древней Греции словом «пайдейя» обозначали:

а) культуру

б) образование

в) науку о культуре

г) искусство

Задание №5

Феноменом первобытной культуры является:

а) схоластика

б) мифология

в) рационализм

г) метафизика

Задание № 6

Орудийно-трудовая теория происхождения человека разработана:

а) Ч. Дарвином

б) З. Фрейдом

в) И. Павловым

г) Ф. Энгельсом

Задание № 7

Разработал концепцию «Вызова истории»:

а) О. Шпенглер

б) А. Тойнби

в) Ф. Ницше

г) Х. Ортега-и-Гассет

Задание № 8

Не является разделом культурологии:

а) история культуры

б) теория культуры

в) философия культуры

г) эволюция культуры

Задание № 9

Реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне – это:

а) бескультурье

б) антикультура

в) контркультура

г) цивилизация

Задание № 10

Понимание человека как микрокосма характерно:

а) для античности

б) Возрождения

в) Нового времени

г) современности

 

Задание №11

Завершите определение соответствующим понятием

1)    Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящее в определѐнных обществах и социальных группах в течение длительного времени, – …

2)    Процесс освоения человеком – членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении – …

3)    Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение, – …

4)    Мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, – …

5)    Стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном, – …

 

Задание №12

Комментарии

•     Познакомьтесь с отрывком из работы Н. А. Бердяева «Философия неравенства».

•     «Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки еѐ сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Еѐ происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идѐт сверху вниз, путь еѐ аристократический. Цивилизация идѐт снизу вверх, путь еѐ буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия».

•     Выделите в отрывке из работы Н. А. Бердяева черты, характеризующие культуру и цивилизацию.

•     Чем, по мнению автора, принципиально отличаются культура и цивилизация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.032 с.)