Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор.



1. шалаш__к  
2. дождич__к  
3. звоноч__к  
4. крючоч__к  
5. пальч__к  
6. бочоноч__к  
7. колокольч__к  
8. бараш__к  
9. порошоч__к  
10. образч__к  
11. мешоч__к  
12. плеч__ко  
13. одеколонч__к  
14. дубоч__к  
15. кирпич__к  
16. нож__к  
17. ножич__к  
18. сад__к  
19. платоч__к  
20. шкафч__к  

Сложносокращённые слова

Упражнение 98

Преобразуйте словосочетания в сложносокращённые слова.

1. главный инженер  
2. дендрологический сад  
3. заместитель декана  
4. помощник режиссёра  
5. заведующий отделением  
6. канцелярские товары  
7. главный врач  
8. торговое представительство  
9. бортовой механик  
10. универсальный магазин  
11. государственный сектор  
12. главный бухгалтер  
13. высшее учебное заведение  
14. стенная газета  
15. Всесоюзный государственный институт кинематографии  

Упражнение 99

J Решите кроссворд.

      1                     2                              
              3   4                     5           6      
                                                           
                                                           
7                                 8                        
                        9                                 10
11                                     12                    
                                                           
                                                           
              13                   14                        
                                                           
                                                           
          15                       16                        
                                                           

 

  По горизонтали: 3.Раздел науки о языке, изучающий строение и образование слов. 11. Какое значение заключено в основе? 12. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова (кос –кас; рас- - раз-). 13.Часть слова без окончания. 14.То, что объединяет слова весело, веселье, веселиться, весёлый. 15.Способ образования слов диван-кровать, звездочёт, теплосеть. 16.Способ образования слов мороженое, учёный, военный.

  По вертикали: 1. Способ образования слов с помощью суффикса. 2.Какое значение заключено в окончании? 4.Как называются слова пешком, пешеход, пеший, спешиться? 5.Какие слова не имеют окончания? 6.Способ образования слов с помощью приставки. 7.Окончание в словах приятель, тень, ученик. 8.Часть слова, которая служит для образования слов ходьба, листва, тряпьё. 9.Что образуется при помощи окончания? 10.Гласные в корнях соберёшь – собрать, оттереть – ототри.

 

 

II. СИНТАКСИС

Словосочетание

P
Упражнение 100

Отметьте галочкой   глагольные словосочетания.

1.  птичьи голоса  
2.  сильный дождь  
3.  сажать в клетку  
4.  близко к школе  
5.  восход солнца  
6.  держать ружьё  
7.  рядом с лесом  
8.  куст боярышника  

 

P  
Упражнение 101

Отметьте галочкой  , в каком словосочетании неверно подчёркнуто главное слово.

 

1.   восход солнца  
2.  поставить самовар  
3.   далеко до луны  
4.  белая берёза  
5.  на узорных листьях  
6.   вершины сосен  
7.  свить гнездо  
8.   жалко птиц  

Предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске

Упражнение 102

Определите границы предложений. Прочитайте текст с нужной интонацией. Перепишите текст, ставя нужные знаки препинания. В третьем и четвёртом предложениях подчеркните грамматическую основу.

Вечер солнце над самым лесом чуть бормочут у гнёзд скворцы паутинки блестят на телеграфных проводах на голых ветках яблонь на заборе а в воздухе пляшут золотые от солнца комарики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 103

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.

Заколдованная роща.

Чего только не увид__шь из __кна д__р__венского дома Вот через пол__ б__жит тр__пинка ныря__т в б__рёз__вую рощ__ и сп__шит дальше Обыкновенная п__левая тр__пинка И рощ__ самая обыкновенная Только вот что странно: люди идут по тр__пинк__ вход__т в рощ___ но никто не выход__т Вошли в рощ__ две девочки – и не вышли въехал велос___педист – и не выехал проковылял старич__к – и пропал… Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч Смотрел я смотрел… Не выт__рпел и тоже пош__л в рощ__ Захожу, а там… всё красно от кост__ники

 

Устно объясните, почему текст так озаглавлен.

Упражнение 104

Расставьте знаки конца предложения. Определите вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

1. Ленивому и в будни праздник  
2. Книга – это просто чудо  
3. Приготовьтесь внимательно слушать учителя  
4. Ласковое слово что весенний день  
5. Для кого вы сделали кормушки  
6. Ты опять опоздал    
7. Убирайтесь вон    

 

Главные члены предложения

Упражнение 105

Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните подлежащее. Укажите, чем оно выражено.

1. В пр__хладном зеркал__ в__ды отр__жаются утренн__е звёзды.

2. Из кругл__го __кна каюты видно море.

3. Оно плещ__тся рядом с тобой.

4. Долго см__трели мы вслед ста__ птиц.

5. Каждый мож__т найти себе инт__ресное з__нятие.

6. Под пение птиц подн__мается над з__млёй солнце.

7. Мы бр__саем из __кна птицам хлебные крошки.

8. У кромк__ в__ды с__дели два м__двеж__нка.

9. Из __кна в__гона ты увид__ш__ много инт__ресн__го.

10. Никто не плава__т по опасной р__ке.

Упражнение 106

Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните подлежащее. Укажите, чем оно выражено.

1.  Ст__клянным д__ждём  брызнула рыбная мелоч__.

2. Много гнёзд пр__ютил__сь на высоких скалах.

3. Хлынули п__токи звуков и зат__пили лес.

4. Над т__йгой подн__лось со__нце.

5. Ж__ли на застав__ три погр__ничника.

6. См__лой пахнут набухш__е почки д__рев__ев.

7. Пр__мые и высокие сосны любят простор.

Упражнение 107

Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните сказуемое. Укажите, чем оно выражено.

1. Л__тература – учебник ж__зни.

2. Грянул в__сёлый майский гром.

3. Я люблю свой р__дной край.

4. Х__роши б__льшие гл__застые р__машки.

5. П__хуч в__сенний ландыш.

6. Вышла на край с__ла старая л__сиха.

7. Кудри б__рёз расч__сыва__т ветер.

8. Лес – наше сп__сение от засух и суховеев.

 

Упражнение 108

Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните сказуемое. Укажите, чем оно выражено.

1. Каша сладкая.

2. Зам__ч__тельный п__дарок мне пр__слал по почте брат.

3. Учен__е – путь к умен__ю.

4. Друга сп__сти – высшая честь.

5. Каждый зна__т прав__ла дорожн__го дв__жения.

6. Пёстрые баб__чки кр__сивы.

7. Праз__ность – пл__хой с__ветчик.

 

Упражнение 109

Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.

1. Я с инт__ресом рассматривал р__звалины крепости.

2. Красная р__кета – с__гнал к действию.

3. Компас с с__бой захв__тил пастуш__к.

4. Р__зведчики очень ост__рожны и опытны.

5. З__мля – наш общий дом.

6. Память о летн__м рассвете я в гор__д с с__бой ун__су.

7. Шлют птицы пр__щ__льный  пр__вет р__дным м__стам.

8. Окружающий нас мир огромен и уд__вителен.

 

P  
Упражнение 110  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.03 с.)