Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Довольствоваться ли тем, что уже добыто?

Поиск

Не стоит забывать и о тирании крайних сроков сдачи материала. Как часто репортеру не хватает времени для “самого последнего” звонка или для проверки еще одного нужного документа. Тогда перед ним (и перед редактором) открываются два выбора. Первый - “довольствоваться тем. что уже добыто”, обязательно поясняя читателю, каких фактов недостает (например, число погибших во время пожара). Это единственный выход в случае экстренных новостей. Второй выбор - отложить публикацию “развивающегося” материала до следующего выпуска. Умудренные опытом редакторы рекомендуют такой выход из положения, если необходима дополнительная проверка материалов-расследований.

Основной принцип репортера - ничего не принимать на веру. Здоровый скептицизм (но не цинизм) - ценнейшее качество журналиста, так как ситуация иногда оборачивается совсем не той, какой кажется на первый взгляд. Репортер должен “копать глубоко” и обличать недостатки и правонарушения.

Когда сбор информации завершен или по крайней мере близок к публикации, репортер должен рассортировать беспорядочную кучу собранных фактов (точнее, явных фактов), отбросить незначительные и не имеющие отношения к данному вопросу, свести все оставшееся в четкий рассказ-изложение и представить материал в редакцию в нужный срок. При всем этом журналист никогда не должен забывать о том, что самое главное качество опубликованного материала - его достоверность.

Обычно у тех, кто пришел в журналистику, многие из перечисленных качеств являются врожденными. Журналиста-новичка любое задание может поставить в тупик. Со временем это проходит - при условии упорной работы. Один уважаемый репортер - обладатель многих журналистских наград как-то сказал, что научился восьмидесяти процентам того, что умеет, за первые три года работы. А потом ему понадобилось еще десять лет, чтобы научиться оставшимся двадцати процентам. Он, конечно, имел в виду то, что репортер никогда не должен прекращать учиться.

В идеале репортеру требуется хорошее гуманитарное образование. Если он его не имеет, ему следует компенсировать это постоянным чтением и приобретением опыта выполнения заданий. Хорошее базовое образование для журналиста обычно включает язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки. Так как окружающий мир становится все более сложным, в крупных газетах были введены специальные постоянные тематические задания для репортеров - на темы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, бизнеса, религии и т. д. Журналисты никак не решат, что лучше - найти готового специалиста и научить его “быть репортером” либо просить хорошего репортера специализироваться в какой-то из упомянутых областей. На этот вопрос редакторы обычно отвечают: “Дайте мне хорошего репортера, который знает, как добывать информацию”.

Три источника

Репортеры добывают информацию из следующих трех источников: I) документы и записи, 2) интервью и 3) личные наблюдения. Каждая категория достаточно обширна и заслуживает отдельного рассмотрения.

Упоминание о документах и записях, вероятно, сразу наводит на мысль о брачных лицензиях, завещаниях, актах передачи недвижимости, свидетельствах о смерти, результатах вскрытия, дипломах, повестках в суд, ордерах на арест, полицейских отчетах об арестах и происшествиях, патентах, свидетельствах о разводе, стенограммах судебных заседаний, правительственных бюджетах и тому подобных вещах. Но под документами и записями подразумевается нечто гораздо большее. Вырезка из газеты - это тоже документ, как и информационное сообщение или пресс-релиз. Добавьте сюда справочники, любую публикацию по интересующему вас вопросу - и начало работы над материалом можно считать успешным.

Большинство репортеров быстро осваивают эти известные источники. Кроме всего прочего, репортер не должен забывать о том, что мы живем в мире записанных слов. Любое мало-мальски значительное событие имеет целый “шлейф” документов: заявка, монография, научное изыскание, доклад, изобретение, справка, банковский отчет, акт о ревизии. Иногда можно отыскать документы, проливающие свет на самые запутанные истории. Они могут скрываться под самыми непредсказуемыми названиями, но они имеются.
Итак, обязательный принцип: всегда предполагайте, что документ существует.

Вы скоро узнаете, где искать стандартные правительственные документы, вы будете отличать их по типичным названиям. Но поиск не будет легким в отношении разовых документов - например, докладной записки для внутреннего пользования. Поэтому, когда вы будете объяснять возможному владельцу документа, что именно вам нужно, вам придется опираться не на название документа, а на его описание. Очень часто бывает так: пока вы пребываете в замешательстве по поводу поисков “трудного” документа, тот, кого вы просите о нем, вдруг говорит: “Не имеете ли вы в виду такой-то материал о том-то?

Он как раз находится у меня в подшивке”. И разумеется, нужные документы часто можно найти в банке данных компьютера. Никогда не забывайте о существовании документа. Он представляет ценность сам по себе, подтверждая или подвергая сомнению ту информацию, которую вы набрали с помощью интервью или наблюдений. Далее, документ является необходимой поддержкой, если кто-то пытается опровергнуть ваш материал.

Второй источник информации - интервью - может быть любого размера и годится при любых обстоятельствах. Фраза вспотевшего после матча спортсмена в раздевалке - это интервью. Так же как и звонок служащему правительственного учреждения с просьбой проинформировать вас о повестке дня. Но, как правило, интервью означает некую последовательность вопросов-ответов, создающую цельный материал на заданную тему. Советам по проведению удачного интервью будет посвящена отдельная глава.

Во время любого интервью репортер должен быть уверен, что интервьюируемый знает, с кем говорит. С обычными информаторами проблем, как правило, не возникает. Они могут возникнуть при интервьюировании людей, которые редко (если вообще когда-либо) общаются с прессой. Им следует сообщить, что вы ищете информацию, которая будет опубликована.

И репортер, и информатор обязаны знать, на каких условиях предоставляется информация.

Официальные лица часто дают сведения, предполагая, что в качестве источника будет приведено не конкретное имя, а, например, ссылка на некое “высокопоставленное официальное лицо”, Они могут давать информацию и таким образом, что опознать их в опубликованном материале будет невозможно, а это означает, что вы вообще не сможете сослаться на источник. Очень часто информатор дает вам сведения “не для печати”, имея в виду, что вы не вправе ими воспользоваться. В этих случаях нужно быть очень осмотрительным. Как правило, такую информацию не стоит принимать, поскольку она свяжет вам руки. И если вам удастся в дальнейшем получить те же сведения где-то еще, первый информатор решит, что его предали, либо он запретит вам использовать ее.

Тем не менее бывают ситуации, когда информация “не для печати” может помочь вам строить материал. Необходим здравый смысл. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с редактором.

Иногда информатор излишне пуглив, но после необходимого разумного внушения может согласиться на опубликование предоставленных им сведений. Бывают случаи, когда репортеру нужно сразу предупредить информатора: “Если это не для печати, я не хочу этого слышать”. Отношения с информатором могут быть сложными из-за того, что в прошлом у него был негативный опыт работы с журналистами, и теперь он не верит ни одному из них. Это препятствие можно преодолеть только завоеванием вашей собственной доброй репутации, т. е. честностью и профессионализмом.

Третий важный источник информации - ваши личные наблюдения. Число примеров бесконечно: военный корреспондент на поле боя, репортер на пожаре, на спортивном состязании или репортер, берущий интервью у важного лица. В каждом из случаев необходимо уметь подмечать такие детали, которые помогут перенести воображение читателя на место события.

Репортерское задание

Репортерам даются либо обычные разовые, либо постоянные тематические задания. Тематическое задание подразумевает определенную специфическую область (или области) освещения. Типичные постоянные тематические задания: местное самоуправление, полиция, суд, образование, здравоохранение и больницы, бизнес и т. д. В маленькой газете одни репортер обычно совмещает несколько областей освещения. В больших газетах они более специализированы.

Обычные разовые задания даются редактором тем репортерам, которые не заняты в тематических заданиях. Темы первых, как правило, не подпадают под вышеперечисленные типы постоянных заданий и могут касаться самых разнообразных событий и явлений. Иногда репортер, работающий по разовым поручениям, может подменять репортера, имеющего постоянное тематическое задание.

Совершенно ясно, что все репортеры должны создавать свою сеть информаторов. Это, в частности, относится к репортерам с постоянными заданиями. Если репортер освещает деятельность муниципального совета, он должен быть знаком с мэром, начальниками отделов, секретарями и даже со сторожами.

Каждый из них является потенциальным источником информации или хотя бы намека на информацию. Репортеру следует знать должностные обязанности официальных лиц, а также насколько хорошо они этими лицами исполняются. Лучше не полагаться на официальные заявления, а писать о том, что происходит в действительности. Писать следует так, чтобы читатель понимал, какие последствия для него лично могут иметь те или иные действия мэра или муниципального совета.

Репортеры обычно “закреплены” за определенными отделами редакции - городских новостей, спорта, бизнеса и т. д. В небольших газетах, как правило, существует только отдел информации. Как правило, большая часть репортеров работает в отделе городских (столичных) новостей, который отвечает за освещение местных событий.

Репортер получает задание от редактора своего отдела, но он не должен ограничиваться только его выполнением. Репортеры - это “глаза и уши” газет, и им следует постоянно генерировать новые идеи помимо обычной работы. Такие идеи называются инициативным сбором информации.

Журналисты обладают большой властью в обществе, и осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры.

 

+ ПОСМОТРИТЕ НАШУ ЛЕКЦИЮ….

Модель публициста.

Публицист — писатель по общественно-политическим вопросам, писатель, создающий публицистические произведения, занимающийся публицистикой.

Публицистика — индивидуальная оценка актуальных событий и тем, выражаемая посредством литературы, искусства, истории, СМИ, театра, не всегда стремящаяся к трансляции на массовую аудиторию, но стремящаяся к широкому распространению в четко определенной социальной группе.

Для публицистики изучение, теория есть всегда лишь средство, ведущее к определённой цели — практическому выводу. Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением.

Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего.

Роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы начинало и начинает свою деятельность с публицистики, прибегая к её помощи и впоследствии.

Особенное значение имеет публицистика в России, где она является почти единственным и во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы, и где так важна руководящая роль литературы; авторитетное положение русской литературной критики объясняется тем, что она — в лице наиболее популярных своих представителей — занималась по преимуществу публицистикой.

Отсутствием иных органов для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей литературе социального романа с определённой, подчас партийной окраской, а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы публицистике такие яркие художественные таланты, как Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский, представители особого литературного жанра — соединения художественных образов с публицистикой.

Публицистический текст, безусловно, обладает всеми признаками исследовательского текста.

Его отличия следующие:

-автор опирается не на описание фактов, а на логический анализ их;

публицистика обязательно типизирует факты, журналистике это делать не обязательно; публицистика всегда стремится к глобализации проблемы, следовательно, подлинная публицистика – достояние человечества;

журналистика склонна к собирательству и неразборчивому накопительству фактов, публицистика такого позволить себе не имеет права, поэтому публицистические тексты зачастую выше, благороднее, качественнее журналистских;

-в центре повествования находится система рассуждений публициста, он позволяет себе даже абстрагироваться от конкретики, от факта, побудившего его к размышлениям;

авторская мысль в публицистическом тексте движется очень сложными путями: то от частного к общему, то от общего к частному; читать публицистику – значит узнавать больше; одной из нескрываемых задач публицистики и является просвещение;

-публицист чаще, чем журналист, использует не только факты, наблюдаемые либо обнаруженные лично, но и факты, почерпнутые из работ других авторов; публицист не боится, что его обвинят в плагиате, чужие факты он использует осознанно, ибо дает им свою трактовку, добавляет их к собственным фактам, задает им более стремительный полет к читателю;

забота публициста – показать общественное явление, тенденцию, реального героя как непрерывное течение фактов, событий и при этом дать всему и вся собственную оценку, поставить все и вся в контекст действительности, современности, истории; в результате публицистический стиль нередко приобретает усложненные формы, доступные не всякому читателю; усваивать п ублицистические тексты - нелегкая работа, поэтому публицистика не является массовым чтением, хотя в истории есть примеры, когда публицистические тексты вызывали в обществе бурю массовых эмоций;

-цитирование в публицистических текстах – обычная практика; иногда автор строит свое произведение исключительно на цитировании или созвучных ему мыслей или противоположных; в таком случае собственно авторский текст обладает особой четкостью формулирово к, настойчиво повторяемых публицистом; двусмысленность здесь недопустима;

-публицист всегда предвидит будущую полемику по поводу своих оценок и высказываний, поэтому в публицистическом тексте нередко присутствует предвосхищаемый оппонент, к которому публицист обращается с вопросами и сам на них отвечает; оппонент существует как один из публицистических приемов;

-публицистика, используя исследовательский текст, насыщает его образными картинками, превращает в цветной движущийся мультфильм, в итоге обобщенная публицистом действительность выступает как художественный образ; публицистика имеет эстетическую ценность;

-художественный образ действительности как зримая мысль автора активно воздействует на аудиторию, обогащает ее, доказывает, что обыкновенная жизнь может стать эстетической категорией;

-психологический контакт повествователя и читателя, особенно усиливающийся, когда публицист (эссеист) занимается исповедальным исследованием собственной личности, продлевает жизнь публицистического текста, приближает публицистику к Библии.

Побудительным импульсом публицистики служит глубочайшая озабоченность автора большой общественной проблемой, когда молчать больше нет сил, необходимо высказаться, привести веские аргументы своей озабоченности (тревоги, гнева, сарказма, разочарования), найти художественные средства для того, чтобы твои личные мысли и чувства соединились с мыслями и чувствами читателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.009 с.)