Структурная организация информационных жанров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная организация информационных жанров



Заметка. Основное функциональное назначение жанра за­метки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть под­чинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают замет­ку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выно­сится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет со­кращать материал без ущерба для смысла.

Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей данная часть текста обычно выделяется шрифтом.

Немаловажное значение имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. Трудность его создания заключается в том, что здесь журналисту необходимо решить сразу две задачи: во-пер­вых, сообщить о самом главном, а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя. В зачине журналист может обозна­чить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т. д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событий­ную канву, то в зачине он, как правило, посредством различ­ных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид — это стартовая позиция, а зачин — первый шаг в забеге. За зачином следуют подробности. Особенностью композиционно­го построения заметки является то, что в ней может отсутство­вать заключительная часть.

Итак, в структуру заметки входят следующие элементы: заголовок — лид — зачин — подробности. Приведем пример: «Ущерб от пиратства составил миллиард долларов» — так назы­вается заметка. Лид гласит: «Ущерб от всех видов пиратства при нарушении прав интеллектуальной собственности в РФ составляет около 1 млрд. долларов. Об этом сообщил на заседа­нии Госдумы заместитель председателя комитета по культуре М. Мень, сославшись на оценки экспертов». В зачине автор констатирует проблему, связанную с нарушением законодатель­ства об охране авторского права и развитием монополизма в сфере создания и распространения аудио- и видеопродукции. В качестве «говорящих» подробностей журналист приводит со­общение М. Меня о различных фактах пиратства, а также мне­ние депутатов о борьбе с данным явлением.

Принципы построения расширенной информации имеют такие же требования, как и в заметке. В начало ставится глав­ный факт, который в дальнейшем подвергается развернутому пояснению. Однако здесь необходимо позаботиться не только о привлекающем внимание лиде и зачине, но и о соразмернос­ти различных частей, так как в подобного рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги. Неизмен­ным остается одно — наличие событийного ядра. В расширен­ной информации должна присутствовать и заключительная часть.

Репортаж. По своей природе репортаж имеет синтетичес­кий характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Напри­мер, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисов­ки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т. п. Отличи­тельной же чертой репортажа является динамично развиваю­щееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложнос­ти сюжетно-композиционного построения репортажа. К ним можно отнести:

— выбор отображаемого отрезка события;

— выбор и расстановку участников события;

— отбор и расположение фактического материала в ре­портаже;

— отбор и компоновку наиболее ярких эпизодов для опи­сания;

— отбор характерных деталей;

— отбор авторских впечатлений.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста — создание целостного впечат­ления об эпизоде жизни. «Журналистский репортаж, — отме­чает В.В. Учёнова, — помимо исходного требования фикса­ции непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воп­лощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой "цепочки" впечатле­ний, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновре­менной передачей "сиюминутных" ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противо­речивых требований кроется, по нашему мнению, творческий "нерв" специфических сложностей репортажного жанра». Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, впечатления, мнения, интересные детали, зари­совки с натуры и пр., сталкивается с трудностями их струк­турной организации. Одна из них обусловлена необходимос­тью «свертывания» события до нескольких наиболее суще­ственных и значимых эпизодов. Только в этом случае стано­вится возможным показать определенный «срез» события, более выпукло обозначить его движущие силы. В ходе отбо­ра и компоновки фактов могут возникнуть сложности при «склейке» различных эпизодов в целостную картину. Как до­биться этого? С помощью каких средств и приемов? Как пре­одолеть «пустоты», неизбежно возникающие в ходе репортажного отображения действительности? Ведь «журналистс­кий репортаж, — замечает В.В. Учёнова, — вовсе не являет­ся прямой проекцией, точным слепком живого процесса на­блюдения как одного из ведущих методов познания. Как бы полно процесс живого наблюдения журналиста над действи­тельностью ни был развернут в том или ином репортажном произведении, между методом познания и его жанровым во­площением существует определенный "зазор". Он весьма нео­динаков в различных репортажных решениях, и эта неодноз­начность порождает многообразные оттенки жанровых ва­риантов».В том числе, добавим, и различных композици­онных решений. Например, в событийном репортаже журна­лист может следовать за событием, четко отражая все этапы его развития. В данном случае он может выстроить материал по хронологическому принципу. В репортажно-аналитической публикации во главу угла ставится некая проблема, пока­занная через внутренние или внешние противоречия. В силу того, что любое репортажное описание подчиняется времен­ным рамкам события, факты должны выстраиваться в некой заданной последовательности, а возникающие «пустоты» мо­гут заполняться авторскими отступлениями, раздумьями, ре­марками, зарисовочными вкраплениями и др.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, это яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки — привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различ­ные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впе­чатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти эле­менты способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору нужно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробно­сти, с помощью которых воссоздается отображаемая действитель­ность. Для придания репортажному описанию особой динамично­сти необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» дей­ствие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту но­сило активный характер.

В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки и мнения.

Такова структурно-композиционная схема репортажа, ко­торая при желании может быть видоизменена. Например, ре­портаж можно построить на ассоциативных связях или на ис­торических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного опи­сания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.

Интервью. Среди разновидностей интервью выделяют: со­бытийные, проблемные (аналитические), портретные, интервью-диалог и монолог. По постановке вопросов интервью делятся на стандартизированные (формализованные) и нестандартизирован­ные (свободные). С учетом этих особенностей и строится компо­зиция той или иной публикации. Например, в стандартизирован­ных интервью (имеются в виду прессовые или анкетные опро­сы) заранее продумывается логика вопросов, а полученные ответы выстраиваются в той последовательности, в которой они были заданы в вопроснике. «Структура познавательного процесса, — отмечает В.В. Учёнова, — в этом случае может почти без изме­нений перевоплотиться в структуру жанра».Более сложным представляется структурно-композиционное построение публи­кации, основанной на свободном интервью, которое организует­ся не четко обозначенными вопросами, а темой. Здесь респондент высказывает мысли по своему усмотрению. Журналист на­правляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником. Теоретики считают, что «исходный метод инфор­мирования читателя посредством сообщения ответов осведом­ленного лица на вопросы журналиста переживает в современ­ной журналистике заметную эволюцию по следующим направ­лениям:

1) увеличивается содержательно-смысловая роль журнали­ста в беседе;

2) отношение к собеседнику как источнику информации преобразуется в интерес к нему самому как личности;

3) локально-информационная, комментаторская задача бе­седы сменяется обменом мнениями как импульсом к постанов­ке проблемы, началу широкой дискуссии»[320][5]. На базе таких изменений жанр классического журналистского интервью пре­образуется в социально-проблемный, проблемно-психологичес­кий или историко-биографический диалог. С учетом этих осо­бенностей журналисту необходимо почерпнутые из беседы факты не только тщательно отобрать, но и структурно-компо­зиционно осмыслить. Здесь и начинаются так называемые муки творчества, когда из разнородных суждений человека необхо­димо создать некий целостный рассказ. Если автору необходи­мо «задокументировать» воспоминая человека, то целесообраз­но упорядочить факты по временному признаку. Если нужно отразить ход состоявшейся дискуссии, то лучше всего выстро­ить материал по принципу «тезис — антитезис». Если задачей интервью является раскрытие внутреннего мира человека, то следует представить монолог респондента в виде цельного рас­сказа, который может сопровождаться авторскими ремарками и комментариями. В жанре интервью возможны перестановки частей беседы по различным смысловым блокам, компоновка, исключение второстепенных суждений, подчинение всех отве­тов респондента единой концептуальной идее и т.п.

Таким образом, подходы в структурно-композиционном построении информационных жанров (заметка, репортаж, ин­тервью) могут быть весьма различными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.01 с.)