Упражнения для развития выразительности мимики, жестов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов



И движений

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мими­ки, жестов, движений.

Представьте себе, что мы пошли в лес за грибами. В руках у нас корзи­ночки. Будьте внимательны: грибы не всегда растут на видном месте, они прячутся под листочком, под кусточком. Ищите внимательно: разгребаем листья, заглядываем за пеньки, нагибаемся ниже, не мешаем друг другу. Нашли грибок — обрадовались. Ищем — лица сосредоточенные, вниматель­ные. Опять нашли — вот сколько грибов!

Пора домой. Корзинки полны грибов — тяжело. Возвращаемся медлен­но — мы устали. Как нам обрадовались дома! Как нам рады! И мы улыб­нулись.

Развитие речевого дыхания

Цель: формирование умения и навыков правильно пользоваться речевым дыханием; отработка длительного выдоха.

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рису­нок, на котором изображена «звуковая волна» красного цвета.

В процессе выполнения задания закрепляются правильная артикуляция звуков а, о, у, ы, э, и, синхронизация произнесения звуков с движениями пальцев рук, глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению.

(Смотри предыдущие занятия).

 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ № 5

Пятое занятие проводится аналогично предыдущему: цели, формулиров­ка заданий, последовательность реализации их такие же, как на занятии № 4. Однако вся работа детей осуществляется на более сложном материале, а именно: «волшебная открытка» состоит из 6-и частей, что заметно услож­няет мнестическую деятельность детей и позволяет активнее подключать их к формированию более развернутых вопросов и связных высказываний.

Материал: у каждого ребенка конверт, в котором находятся: «игровое поле» размером с почтовую открытку, разделенное на 6 частей. В каждой части наклеены различные геометрические фигуры разного цвета. Над каж­дой геометрической фигурой поставлены точки.

Кроме этого, детям дается разрезанная на 6 частей открытка, с обрат­ной стороны которой наклеены (нарисованы) аналогичные геометрические фигуры: желтый круг, зеленый треугольник, синий квадрат, красный пря­моугольник. Песочные часы (1 минута).

Задания:

—          Положите игровое поле так, чтобы точки были над геометрическими фигурами. Рядом с игровым полем, справа от него, положить 6 частей от­крытки рисунком вниз.

По сигналу педагога дети накладывают геометрические фигуры друг на друга. Если правильно наложить геометрические фигуры, то будет воспроиз­ведена разрезанная открытка.

На этом материале следует провести не менее 3—4-х занятий, варьируя вопросы, характеризующие цвет, форму геометрических фигур и место их расположения, а также вопросы, имеющие целью развитие фантазии и твор­ческого воображения ребенка, способствующие развитию навыков анализа, синтеза, сравнения и сопоставления.

Постепенно речемыслительная деятельность усложняется. Педагог сти­мулирует детей задавать вопросы, правильно формулировать их.

Кроме того, на этом и последующих занятиях дети все чаще самостоя­тельно конструируют связные развернутые высказывания (учебные).

В занятие вводятся и вопросы-задания, развивающие фантазию детей, например:

— Расскажи, на что похожа геометрическая фигура, которая находится в верхнем левом углу (солнышко, ёлку, платок) и т. д.

— Где находится геометрическая фигура, похожая на круглый спелый помидор? Назови эту фигуру и т. д.

Если у большинства детей вызывает затруднения воспроизведение открыт­ки из 6-и частей, педагог повторяет предыдущее занятие, т. е. использует «Волшебную открытку», состоящую из 4-х частей.

 


План проведения занятия № 6

На доске вывешиваются схемы, на которых изображена условными знаками последовательность реализации каждого занятия.

По мере реализации каждого пункта плана обозначавший его символ убирается.

(Смотри предыдущее занятие.)

Артикуляционные упражнения

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 1.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, всё внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет «два» фиксируем открытое положение рта.

На счет «три» рот закрыт.

Показ кистью руки: 4 пальца вместе ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Тренировка губных мышц

Упражнение 2.

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее; затем т же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки — неподвижна. Ладонь вверх — двигаются только пальцы Ладонь вниз — двигаются только пальцы.

Тренировка мышц языка

Упражнение 1.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы.

На счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов).

Упражнение повторяется 4—6 раз.

Кисть руки — движения ладонью вверх, вниз.

 

Интегративная отработка элементов интонационной выразительности                                                                                          (мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация)

 

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения звуков п, б; учить на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое восприятие, внимание и память; отработка умений и навыков выделять заданный звук, чётко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голо­са, выделять голосом ударный слог, изменять темп, тембр речи.

На занятии используется стихотворный текст:

Подарили бы мне пони,

Жил бы пони на балконе.

Схема проведения занятия

— Послушайте стишок.

— Послушайте внимательно: какие звуки я выделила голосом? Назови­те их.

— Обратите внимание, как правильно произносятся звуки п, б.

— Произнесите эти звуки, четко артикулируя (по двое, по одному).

— В каких словах вы услышали звуки п, 6?

— Выделите ударный слог в слове пони.

— Произнесите стишок, отхлопывая ритм.

— Произнесите стишок беззвучно, четко артикулируя каждый звук.

— Начните произносить стишок очень медленно и закончите быстро.

— Произнесите высоким голосом, средним, низким.

— Произнесите стишок очень весело, грустно, ласково.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов

и движений

Цель: формировать у детей выразительные средства мимики, жестов, дви­жений.

Нам нужно с вами пройти по улице, а кругом лужи. Осторожно, не про­мочите ноги! Лужи можно перепрыгивать, обходить. Старайтесь не обрыз­гать друг друга. Ой, в лужу попали! Испугались, но ничего страшного — вот и лужи кончились, ноги не промочили! Отряхните себя. Улыбнитесь друг другу.

Развитие речевого дыхания

Цель: формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием.

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рису­нок, на котором изображена «звуковая волна» красного цвета (т. к. отраба­тываются гласные звуки) со звуками я, ё, ю, е. (Описание задания смотри в предыдущих занятиях.)


ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ № 6

Цель: закрепление представлений детей о геометрических формах; формирование умений сопоставлять и сравнивать существенные признаки геометрических фигур с формами реальных предметов; развитие зрительного внимания, контрольных действий; формирование умственных действий сравнения, сопоставления, обобщения; закрепление и совершенствование навыков составления связного учебного высказывания с использованием не обходимой терминологии.

Материал: таблица размером в ½  листа ватмана. С левой стороны рас положены вертикально треугольник, круг, прямоугольник. Справа — пред­меты, в которых дети могли бы увидеть геометрические фигуры (книга, пор­тфель, телевизор, морковь, парус, яблоко, и т.д.).

С целью усложнения задания можно поместить на таблицу такие пред­меты, как шапка, похожая формой на треугольник, но с круглым помпо­ном; арбуз, рядом его кусочек, вырезанный в форме треугольника и т. д.

Задания:

— Рассмотрите таблицу. Какие геометрические фигуры расположены сле­ва? (Треугольник, круг, прямоугольник.)

— Найдите среди изображенных предметов, расположенных справа, та­кие, которые похожи на соответствующие геометрические фигуры.

— Расскажите, почему вы так думаете.

Витя: Я думаю, что парус похож на треугольник: у треугольника три угла и у паруса три угла.

Педагог: Согласны? Ещё какие предметы треугольной формы вы види­те?

Настя: Я нашла треугольник в арбузе. Арбуз круглой формы, а кусо­чек в арбузе вырезан — он треугольной формы. У него три угла.

Артур: Мне кажется, что морковка тоже похожа на треугольник. После того, как дети выполнят задания по таблице со всеми фигурами, педагог предлагает им найти среди находящихся в помещении предметы, похожие на геометрические фигуры. (Треугольник, круг, прямоугольник.)

Итог занятия: при подведении итога занятия педагог побуждает детей формулировать развернутые учебные высказывания.


План проведения занятия № 7

Занятие начинается с воспроизведения детьми его плана, который перед занятием педагог вывешивает на доске в виде схем.

Артикуляционные упражнения

Тренировка губных мышц

Упражнение 1.

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка».

На счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растя­гивать губы особенно сильно в стороны не следует — нужно больше трени­ровать их в движении вперед).

     Упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва.

Кисть руки — собрать все пальцы в щепоть; на счет «два» — пальцы врозь веером.

 

Тренировка мышц языка

Упражнение 1.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

      На счет «один» язык поднимается за верхние зубы.

На счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов).

Упражнение повторяется 4-6 раз.

Кисть руки — движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение 2.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки.

На счет «два» — внутренней стороны правой щеки.

Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва; при этом необходи­мо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки — двигается только указательный палец, остальные паль­цы собраны в кулак.

Интегративная отработка элементов интонационной выразительности                                                                                          (мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация)

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения звуков пь, бь; учить детей на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое восприятие, внимание и память; совершенствовать умение и на­выки детей выделять заданный звук, чётко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять темп, тембр речи.

С седьмого занятия появляется возможность формирования у детей пред­посылок к осуществлению коллективных форм учебной деятельности в про­цессе отработки элементов интонационной выразительности (темпа, тембра, голоса, эмоциональной окраски). Первоначально коллективные формы ра­боты формируются в работе парами. Педагог объясняет, в чём заключается эта форма деятельности, и вводит в план занятия новое звено, что иллюс­трируется схемой:

 

            — работа в паре.

 

Двум детям, сидящим за одной партой, предлагается договориться о том как они будут произносить текст (быстро, медленно; высоким, низким голосом; весело, сердито, ласково и т. д.). Договариваются все дети за то, время, которое отведет им педагог. На первом занятии можно дать 1 минуту по песочным часам. Далее время, отведённое на эту часть занятия, можно сократить.

После того, как дети договорились, они встают у своих мест. Произносят первыми текст те, кто договорился первым. Детям предлагается внимательно слушать, не мешать товарищам и определить, какой интонационный элемент воспроизводили говорящие дети.

По следам воспроизведения осуществляется оценка соответствия задуманного и произнесенного (коллективная и индивидуальная).

На занятии используется потешка:

Голуби летели — на пенёчки сели.

 

Схема проведения занятия

— Послушайте потешку.

— Послушайте внимательно: какие звуки я выделила голосом? Назовите их.

— Обратите внимание, как правильно произносятся звуки пь, бь.

— Произнесите эти звуки, четко артикулируя (по одному, по двое, хором).

— В каких словах вы услышали звуки пь, бь?

— Выделите ударный слог в слове голуби.

— Произнесите потешку, отхлопывая ритм.

— Произнесите потешку, четко артикулируя, сначала очень тихо, затем громче, громко.

— Произнесите потешку медленно, в среднем темпе, быстро.

— Произнесите высоким голосом, как маленький человечек; низким голосом, как великан; средним голосом, как мы с вами.

— Произнесите потешку, делая ударение на каждом слове.

— Произнесите потешку весело, ласково.

Затем дети работают парами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.051 с.)