Интегративная отработка элементов интанационной выразительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегративная отработка элементов интанационной выразительности



(мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация)

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения глас­ных звуков о, и; учить на слух воспринимать стихотворный текст, разви­вать слуховое восприятие, внимание и память, умения и навыки выделять заданный звук, четко его артикулируя, пользоваться силой голоса, выде­лять голосом ударный слог в слове; изменять темп и ритм речи.

На занятии используется стихотворный текст:              Ослик, ослик, дорогой,

                                                 Рот, пожалуйста, открой!

Схема проведения занятия

— Послушайте стишок.

— Послушайте внимательно, какой звук я выделю голосом. Назовите его.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук о.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя (хором, по одному).

— В каких словах вы услышали звук о?

— Выделите ударный слог в слове ослик.

— Произнесите стишок, отхлопывая ритм.

— Произнесите громко (тихо, умеренно).

— Произнесите быстро (медленно, умеренно).

 

Послушайте еще один стихотворный текст:               Может, ветер шаловливый

                                          За косичку дёрнул иву?

— Какой звук я выделила голосом? Назовите его.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук и.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя (хором, по одному).

— В каких словах вы услышали звук и?

— Прохлопайте ритм стишка.

— Выделите ударный слог в слове ветер.

Далее проводится работа, аналогичная предыдущей.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений

Цель: развивать и тренировать умение и навыки детей распознавать эмо­циональное состояние человека по его мимике.

Педагог выражает мимикой различные эмоциональные состояния.

В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей к развер­нутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека.

 

 — Вы радуетесь.

— Вы рассердились, потому что мы шумели.

— У вас обыкновенное, спокойное лицо.

— Вы удивились.

 

 

         

—Попробуем вместе обрадоваться, рассердиться, удивиться.

—Молодцы, хорошо!

Развитие речевого дыхания

Цель: формирование умения и навыков правильно пользоваться речевым дыханием; отработка длительного выдоха.

Материал: таблица с изображением звуковой волны (или рисунок на дос­ке).

На втором занятии закрепление навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунок, на котором изображена «звуковая волна» красного цвета (т. к. прорабатываются гласные звуки).

В процессе выполнения этого задания закрепляются правильная артику­ляция заданного звука, синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук и глаз, формирование зрительно-пространственной ориентации, способности к переключению.

Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе поставить на нее указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук а на одном дыхании, сопровождая его движением ука­зательного пальца правой руки в заданном (в умеренном) темпе до нижней (противоположной) точки.

Затем так же поставить в воздухе указательный палец левой руки на ниж­нюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук у, со­провождая его движением указательного пальца левой руки в заданном темпе до верхней (противоположной) точки.

Далее детям предлагается найти верхнюю точку и начать произносить, не прерываясь, звук а на одном дыхании, сопровождая его только движе­ нием глаз до верхней точки и, аналогично со звуком у, от верхней точки до нижней.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ № 2

Цель: развивать движение, слуховое внимание и память, умение ориен­тироваться в формах и цвете геометрических фигур; формировать умения и навыки свободно ориентироваться на листе бумаги; формировать предпо­сылки связного учебного высказывания.

Материал: у детей набор геометрических фигур разного цвета, лист бу­маги, песочные часы (1 минута) — далее на всех занятиях рекомендуется выполнять задание на время.

Задания:

— Поставьте указательный и средний пальцы правой руки в центр ли­ста.

— Пальцы побежали в правый верхний угол.

— Где находятся пальчики? (В правом верхнем углу.)

— Вернулись в центр.

— Пальчики побежали и встали в середине листа слева и т. д. (по всему пространству листа).

(Аналогичная работа проводится, с пальцами левой руки.)

— Пододвиньте к себе коробочку с геометрическими фигурами.

— Достаньте и покажите красный квадрат, синий треугольник, желтый круг, зеленый треугольник и т.д.

На данном занятии формируется умение воспроизводить последователь­ность учебных действий.

Педагог называет детям место на листе бумаги, куда они должны поме­стить геометрическую фигуру определенной формы и цвета. Расположение геометрических фигур может быть в левом, правом, верхнем, нижнем углу, между определёнными фигурами, выше, ниже определённых фигур.

По следам выполненного задания проводится проверка, в процессе кото­рой дети последовательно рассказывают о месте каждой геометрической фи­гуры.

На первых этапах занятия проводится коллективная проверка, позже — перекрестная и самостоятельная. По следам проверки каждый ребенок со­ставляет словесный отчет, например:

—          Я проверил, у меня все правильно. В верхнем левом углу красный
квадрат, в правом верхнем углу синий треугольник, в правом нижнем углу
жёлтый круг, в левом нижнем углу зеленый треугольник и т.д.

После проверки задания педагог может предложить детям закрыть гла­за и вспомнить, какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу и т.д.

Итог занятия.


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ № 3

Артикуляционные упражнения

Цель: развитие гибкости и подвижности отдельных частей речевого аппарата; совмещение движений артикуляционного аппарата и обеих кисте рук (биоэнергопластика).

На предыдущих занятиях дети выполняли артикуляционные упражнения, а педагог сопровождал движения артикуляционного аппарата движениями кистей рук. На этом занятии (и на последующих) дети, выполни артикуляционные упражнения, синхронно подключают кисти обеих рук, opиентируясь на показ педагога.

Тренировка нижней челюсти

      Упражнение № 1.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняй округлую форму, зубы не обнажаются.

       На счет «два» фиксируется открытое положение рта.

         На счет «три» рот закрыт.

Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, больше палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Упражнение повторяется 3—4 раза.

Тренировка губных мышц

Упражнение 1.

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка».

На счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов.

Кисти рук — пальцы собраны в щепоть, на счет «два» — пальцы веером.

Упражнение повторить 3-4 раза.

Тренировка мышц языка

Упражнение 1.

Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.                                                                                                   На счет «один» язык поднимается за верхние зубы.

На счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов).

Кисти рук: движения ладонями вверх, вниз.

Упражнение повторяется 4—5 раз.

Интегративная отработка элементов интонационной выразительности                                                                   (мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация)

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения глас­ных звуков ы, э; учить на слух воспринимать стихотворный текст, разви­вать слуховое восприятие, внимание и память, умения и навыки выделять заданный звук, чётко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голо­са, выделять голосом ударный слог, изменять темп, ритм речи.

На занятии используется скороговорка: Мышка мыла мылом нос,  

                                                                         Мыла уши, мыла хвост.

Схема проведения занятия

— Послушайте скороговорку.

— Какой звук я выделила голосом? Назовите его.

— Обратите внимание, как правильно произносится звук ы.

— Произнесите этот звук, четко артикулируя (хором, по одному, по двое).

— В каких словах вы услышали звук ы?

— Выделите ударный слог в слове мышка.

— Произнесите скороговорку, отхлопывая ритм.

— Произнесите скороговорку высоким голосом (низким, умеренным).

— Произнесите скороговорку медленно (быстро).

— Произнесите очень тихо, умеренно, громко.

Работа над звуком э аналогична работе над звуком ы и начинается с про­слушивания детьми стихотворных строк:

Где ты, эхо? Объявись!

 Где ты, эхо? Отзовись!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.017 с.)