Основные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми с тнр (онр) по профилактике и преодолению нарушений личностного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми с тнр (онр) по профилактике и преодолению нарушений личностного развития



 

Представленные подходы были определены на основании исследования особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова, 2003).

Психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:

► отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

► снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

►          коррекция агрессивных проявлений и     негативных черт характера, препятствующих общению;

► организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;

► обучение способам регуляции эмоциональных состояний; ► обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей); ►работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

Независимо от содержания все групповые занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.

1. Ориентировочный этап Задачи: сплочение группы;

раскрепощение участников;                        

установление доверительных отношений между детьми и психологом; снятие негативного настроения. 2. Коррекционно-развивающий этап Задачи: развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии; разрядка агрессивных импульсов;

коррекция страхов и негативных черт характера

(жадности, упрямства и т.д.); развитие мимики, пантомимики;

развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере; развитие психических процессов. 3. Релаксационный этап Задачи: снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности; развитие воображения, чувственного восприятия. 4. Заключительный этап Задачи:

подведение итогов (получение обратной связи); закрепление полученных навыков. 

Групповые психокоррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе, продолжительность каждого занятия 25-30 мин.

Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы, конкретными задачами обучения, а также психологическим настроем группы.

С этой целью рекомендуется использовать следующие приемы психологической коррекции:

1) приемы игровой психокоррекции;

2) приемы     элементарной      библиотерапии    с     использованием        произведений отечественных и зарубежных авторов;

3) приемы арттерапии и музыкотерапии;

4) приемы телесно-ориентированной психотерапии.

 

 

 

2.1.3 Планирование образовательного процесса

 

Тематическое планирование 

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

 на 2016 – 2017 учебный год

  Нед-я Дата Лексическая тема

Сентябрь
 

I 1-2 / 5-10 1.  

Диагностика индивидуального развития воспитанников

II 12-16 2.  
III 19-23 3.   Осень. Признаки осени.
IV 26-30 4.   Деревья осенью.

Октябрь
 

I 3-7 5.   Перелетные птицы.
II 10-14 6.   Огород. Овощи
III 17-21 7.   Сад. Фрукты
IV 24-28 8.   Лес. Грибы и лесные ягоды.

Ноябрь
 

I 31/10-4/11 9.   Одежда.
II 7-11 10.   Обувь.
III 14-18 11.   Игрушки.
IV 21-25 12.   Продукты питания.
V 28/11-2/12 13.   Посуда.

Декабрь
 

I 5-9 14.   Зима. Зимующие птицы.
II 12-16 15.   Дикие животные зимой.
III 19-23 16.   Домашние животные зимой.
IV 26-30 17.   Новогодние забавы.

Январь
 

I 2-8   Новогодние каникулы.
II 9-13 18.   Мебель.
III 16-20 19.   Грузовой и пасс-й транспорт.
IV 23-27 20.   Профессии на транспорте.

Февраль
 

I 30/01-3/02 21.   Детский сад. Профессии.
II 6-10 22.   Ателье. 
III 13-17 23.   Стройка.
IV 20-24 24.   Наша армия.

Март
 

I 27/02-03/03 25.   Комнатные растения.
II 6-10 26.   Мамин праздник.
III 13-17 27.   Рыбы.
IV 20-24 28.   Весна. Приметы весны.
V 27-31 29.   Наш город.

Апрель
 

I 3-7 30.   Космос.
II 10-14 31.   Откуда хлеб пришел?
III 17-21 32.   Почта.
IV 24-28 33.   Наша страна.

Май
 

I 1-5   День Победы. Индивидуальная работа.
II 9-12 34.   Лето. Цветы на лугу.
III 15-19 35.   Лето. Насекомые.
IV 22-31 36.   Правила дорожного движения.

«Перспективный план индивидуально-подгрупповой коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)» см. Приложение № 6.

 

Перспективное планирование изучения лексических тем в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР (ОНР) на 2016-2017 учебный год

  Неделя Дата   Лексическая тема

C
ЕНТЯБРЬ
 

I 1-2 / 5-10 1.  Семья.
II 12-16 2.  Ранняя осень.
III 19-23 3.  Осенние месяцы.
IV 26-30 4.  Деревья осенью.

ОКТЯБРЬ
 

I 3-7 5.  Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.
II 10-14 6.  Фрукты. Труд взрослых в садах.
III 17-21 7.  Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.
IV 24-28 8.  Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету
  I 31/10-4/11 9.  Поздняя осень. Грибы, ягоды

НОЯБРЬ
 

II 7-11 10.  Домашние животные и их детеныши. 
III 14-18 11.  Дикие животные и их детеныши. 
IV 21-25 12.  Осенние одежда, обувь, головные уборы.
V 28/11-2/12 13.  Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы.

ДЕКАБРЬ
 

I 5-9 14.  Дикие животные зимой.
II 12-16 15.  Мебель. Назначение мебели. Части мебели. 
III 19-23 16.  Посуда, виды посуды. Материал.
IV 26-30 17.  Новогодние забавы.

ЯНВАРЬ
 

I 2-8

      Новогодние каникулы.

II 9-13 18.  Транспорт. Виды транспорта. Профессии на тр
III 16-20 19.  Профессии взрослых. Трудовые действия
IV 23-27 20.  Орудия труда. Инструменты

ФЕВРАЛЬ
 

I 30/01-3/02 21.  Животные жарких стран, повадки, детеныши.
II 6-10 22.  Животные севера, повадки, детеныши.
III 13-17 23.  Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы
IV 20-24 24.  День Защитников Отечества.

МАРТ
 

I 27/02-03/03 25.  Наша Родина – Россия.
II 6-10 26.  Мамин праздник.
III 13-17 27.  Москва — столица России.
IV 20-24 28.  Наш родной город- Димитровград.
V 27-31 29.  Весна. Растения и животные весной. 

АПРЕЛЬ
 

I 3-7 30.  Мы читаем. С.Я.Маршак
II 10-14 31.  Мы читаем. И. Чуковский
III 17-21 32.  Мы читаем. С. В. Михалков
IV 24-28 33.  Обобщение. 

МАЙ
 

I 1-5

      День Победы. Индивидуальная работа.

II 9-12 34.  Мы читаем. А. Л. Барто
III 15-19 35.  Мы читаем. А. С. Пушкин
IV 22-31 36.  Скоро в школу. Школьные принадлежности

 

2.1.4 Взаимодействие педагога-психолога с участниками коррекционно-образовательного процесса

 

В устранении общего недоразвития речи у детей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ТНР (ОНР).

В группах компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание непосредственно образовательной деятельности, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.

Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ТНР (ОНР). Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные виды совместной деятельности с воспитанниками, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР (ОНР) в специально организованной пространственно – речевой среде.

 

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса

 

 

Семья
 
 
Учитель
-
логопед
 
Воспитатели
 
 
 
 
Ребёнок
 
 
 
 
 
Инструктор
по физ. воспитанию
 
 
Музыкальный
 
руководитель
 
 
 
Педагог
-
психолог
 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.016 с.)