Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления работы педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Основная задача коррекционно-развивающей работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Коррекционно-развивающие занятия в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) организованы как в групповой (фронтальной) и подгрупповой формах согласно циклограмме деятельности педагогапсихолога. Образовательная область «Познавательное развитие» Сенсорное развитие. - формирование рациональных приемов обследования предметов. Обучение восприятию предметов, их свойств через все органы чувств; - формирование умения сравнивать предметы; выбирать группу предметов по заданному признаку; - развитие цветовосприятия и цветопредпочтения, умения различать цвета по насыщенности, называть оттенки цветов; - формирование умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объемные геометрические фигуры. Развитие психических функций. - дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков в игровых упражнениях и играх. Формирование умения различать звучание нескольких игрушек или музыкальных инструментов, предметов- заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. - дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками (4-8 частей, все виды разрезов) и пазлами; -дальнейшее развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов и объектов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, качеству, материалу и т.д.) - развитие воображения и на этой основе формирование творческих способностей, творческого воображения, креативности. Формирование целостной картины мира. - расширение представления о родной стране как многонациональном государстве. Формирование чувства патриотизма. - совершенствование умения ориентироваться в помещении детского сада; - формирование представлений о родословной своей семьи; -расширение представлений о предметах, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; формирование самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.
-формирование первичных экологических знаний. Воспитание чувства ответственности; -формирование представлений о временах года, о существенных признаках сезонов, умению устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; - углубленное представление о жизни животного и растительного мира, умения различать деревья по листьям, расширение обобщенных представлений об овощах и фруктах. Педагог-психолог проводит диагностику в сентябре и проходит она в два этапа: групповая и индивидуальная. Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). Для групповой диагностики психо-эмоционального развития детей используется комплекс из периодического журнала «Справочник педагога-психолога» №4, 2013 год, стр. 29. Диагностируемые показатели в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР): - умение сосредотачиваться, распределять внимание; - уровень развития саморегуляции, внимания; - сформированность мышления; - умение сосредотачиваться, распределять внимание; - состояние памяти, утомляемости, активности внимания.
Диагностируемые показатели в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР): - уровень развития мелкой моторики - сформированность мышления - характер логических связей - умение сосредотачиваться, распределять внимание - объем воспринимаемой информации, уровень утомления - самооценка, самоконтроль Диагностика проводится на заранее подготовленных бланках. Затем проводится углубленная индивидуальная диагностика по комплексу Павловой, Руденко, результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту по предложенной форме. По результатам диагностики составляется аналитическая справка и даются рекомендации воспитателям, узким специалистам и родителям.
В апреле проводится повторная диагностика. При необходимости обследование может проводится по запросу как педагогов, так и родителей. Диагностический инструментарий педагога-психолога. Групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие и совершенствование личностной сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова), строится с учетом следующих методологических принципов. Принцип единства коррекции и развития, который означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррекция и компенсация - это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом - компенсацией нарушения. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.). Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями. Психокоррекционная работа с ребенком может дать положительную динамику только в том случае, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи специалистов ДОУ с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.007 с.) |