Принципы и подходы к реализации программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и подходы к реализации программы



 

Основополагающие принципы реализации программы:

- принцип сочетания научной обоснованности и практической применимости(детям представляется научно выверенный материал, который можно применить в практической деятельности);

- принцип построения образовательного процесса на основе комплексно-тематического подхода(еженедельно дети знакомятся с определенной темой через разные виды

деятельности);

- структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта;

- принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.

- принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается интеграцией усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает взаимодействие в работе учителялогопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников. 

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие педагоги подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед и воспитатели подключаются к этой работе, выбирая адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели и музыкальный руководитель при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по физической культуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Воспитатели, музыкальный руководитель, осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно- эстетическим развитием детей.

Планируемые результаты освоения программы

 (целевые ориентиры)

 

Старший дошкольный возраст

 

Главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДОцелевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. 

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социальнонормативные характеристики возможных достижений ребенка:

ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;

ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;

ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметамизаместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;

ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;

у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

 

        

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Обязательная часть

2.1.1. Учебный план реализации программы ООП ДО

 

Учебный план непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) на 2016-2017 учебный год

 

Образовательная область. Направление деятельности Количество занятий в неделю
Речевое развитие.  Развитие речи. 1
Познавательное развитие.  Ознакомление с окружающим миром. 1
Познавательное развитие.  Развитие математических представлений. 1
Художественно эстетическое развитие.  Рисование 1
Художественно-эстетическое развитие.  Лепка/аппликация 1
Художественно-эстетическое развитие.  Музыкальное развитие 2
Физическое развитие.  Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)
 Фронтально-подгрупповое занятие с учителем-логопедом 4

Итого:                                                                                                                         14  

Индивидуальные занятия с логопедом 2-3
Индивидуальное занятие с воспитателем 2-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) на 2016-2017 учебный год

 

Образовательная область

Количество часов на изучение дисциплин

в месяц в год

Основная комплексная программа для детей с 2 до 7 лет: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015г. 1

Познавательное развитие -ознакомление с окружающим миром -ФЭМП 12 108
Речевое развитие -развитие речи -чтение художественной литературы 4 4 ежедневно 36 36 Ежедневно
Художественно-эстетическое развитие Музыка Художественное творчество - рисование - лепка -аппликация 16   8   4 2 2 180   72   72 18 18
Физическое развитие -Физическая культура в помещении -Физическая культура на воздухе 12 8 4 108 72 36
Итого: 44 396

по « «Примерной адаптированной программе коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до7 лет» (под ред. Н.В.Нищевой).

Речевое развитие 16 144
Логопедические занятия 16 144
Итого: 8ч. 72ч.

 

 

2.1.2. Организация    образовательной   деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР (ТНР)

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период – декабрь, январь, февраль;        III период – март, апрель, май, июнь.

Как правило, две первые недели сентября отводятся для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы. 

В конце сентября специалисты, работающие в группе, обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и ОАОП ДО.

Затем начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами. 

В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.021 с.)