Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Историческая характеристика искусства 2-й половины хiх В. Товарищество передвижных художественных выставок. Жанровая и портретная живописьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные исторические события: кризис крепостнической системы, поражение в Крымской войне, отмена крепостного права, реакционный характер реформы и политики царизма. Разночинно-демократический этап народно-освободительного движения: развитие идей крестьянской революции, хождение в народ. Главная тенденция в культуре: борьба за освобождение личности от феодально-крепостнической зависимости. Искусство - главная и единственная общественная трибуна в период реакции. Сближение эстетической мысли с политической. Первенство публицистики. Прогрессивная роль литературы, театра. Влияние их на изобразительное искусство. Идеи эстетики Н.Г. Чернышевского: требование современности, демократизма, гражданственности и идейности искусства. Предпосылки передвижничества. Борьба за партикулярное (независимое от опеки государства, Академии художеств) искусство. «Народо-просветительная» и «народо-возбудительная» идеи, лежащие в основе деятельности народничества. Задачи объединения по программным убеждениям. Программа передвижничества: просветительство (социальные и нравственные вопросы – («проклятые вопросы» по Ф.М. Достоевскому), реалистическое познание мира, национальные формы творчества. Потребности разрешения проблемы выставок и реализации художественной продукции. Идея общинности - утопия коммунистического образа жизни и устройства труда. Предшественники передвижничества. Обращение к жизни крестьянского сословия художниками круга А.Г. Венецианова, но преобладание у них бытийного, поэтического аспекта отражения действительности, отсутствие социальной программы. Идея просветительской и реформаторской миссии художника у А.А. Иванова, попытка разрешения им задач создания народно-исторической картины, освоения пленэра и монументальной формы. Синкретизм положительно-поэтического понимания жизни с ее критическим анализом у П.А. Федотова. Проекты устройства общедоступных галерей (А.А. Иванов, А.С. Добровольский). Организация и деятельность Московского училища живописи ваяния и зодчества, больший, чем в Академии, демократизм и свобода, поощрение реалистических тенденций. Жанровая направленность московских живописцев 60-х гг. Публицистический пафос, острый критический анализ, в основе которого либеральная иллюзия народников – «искоренение зла, силою его разоблачения». Дифференциация и противопоставление положительного и отрицательного. «Метод описательной критики» (М.М. Алленов). Задача показа всех видов зла, отсюда склонность к натуральности, бытописательности, резонерству, утрата пафоса в мелочах описательной фактологии. «Сельский крестный ход на Пасхе» В.Г. Перова - количественная гипербола безобразного, образ беспросветной жизни, где попраны святыни. «Неравный брак» В.В. Пукирева - главные лица - персонификация добродетели, порока, резонерства. Возвращение к картинности через театральность, преобладание в сюжетах зрелищно-театральных форм: свадеб, шествий, трапез и чаепитий. И.М. Прянишников «Шутники», Л. Соломаткин «Славильщики-городовые», «Свадьба». Перелом в умонастроениях художников в середине 60-х гг. Переход от констатации к размышлению и подведению итогов. Изменение сюжета от повествовательно-дидактического к эмоционально-лирическому. «Проводы покойника», «Утопленница» В.Г.Перова - пафос не в уличении зла, а в сострадании, личностная оценка. «Последний кабак у заставы», «Портрет Ф.М. Достоевского» - скорбное раздумье о судьбах Родины, драма личности под грузом «проклятых вопросов». «Бунт 14» (1863) - отказ конкурентов на медали, выпускников Академии художеств писать на заданную тему. Главные задачи выступления: добиться свободы от академической опеки, осуществление антиакадемической демократической программы. Создание Артели петербургских художников (идеолог И.Н. Крамской) как трудового коллектива с уравнительной системой распределения доходов, как центра прогрессивного искусства. Слабость Артели: случайные художники, не выработаны принципы объединения, коммерческая задача - минимум для существования. Объединение московских «шестидесятников» и «артельщиков» в «Товарищество передвижных художественных выставок». Задачи Товарищества, закрепленные в уставе (1870): успешный сбыт картин, дающий условия для дальнейшей работы, пропаганда достижений демократического искусства, воспитание своего заказчика. Главные вопросы, решавшиеся в живописи 70-80-х гг.: кто, за что, с какими мыслями вступает на поприще искусства, поиски положительных ценностей жизни в современном мире. Портрет как «зеркало эпохи». Наджанровая, интегрирующая роль портрета. Способ восхождения от человека к миру. «Христос в пустыне» И.Н. Крамского - перекличка с поздними картинами В.Г. Перова, идея пути, одиночества, искушения мыслью. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Н.А. Некрасов в период создания последних песен» - жрецы общественного ареопага («идеологический портрет»). Портрет Л.Н. Толстого - сверхчеловеческая проницательность творца. Взаимопроникновение жанровой и портретной живописи. «Кочегар», «Курсистка», портрет Стрепетовой Н. А. Ярошенко - типизированные образы. «Протодьякон», портрет М.П. Мусоргского И.Е. Репина - динамический психологизм диалектика души. Создание хоровой монументальной картины в конце 70-х гг. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В.В. Максимова - панорамность события, красота народного быта. К.А. Савицкий «Встреча иконы», И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» - ценностные качества образа народа, России и конкретной индивидуальности. Активизация евангельской образности и отражение настроений российской интеллигенции в народовольческой серии И.Е. Репина («Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди»). «Всюду жизнь» Н.А. Ярошенко - иконографичность образов старика, матери с ребенком. Главная проблема «демократического реализма» (Д.В. Сарабъянов): соотношение положительного и отрицательного. Три этапа его развития: «поэтический реализм» (только положительное), «обличительный реализм» (дифференциация положительного и отрицательного), «объективный реализм» (аналитическое изучение и отражение сплава положительного и отрицательного).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.006 с.) |