Тема 2. Синтез классицизма и романтизма В портрете, пейзаже, исторической живописи 1-й половины хiх В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Синтез классицизма и романтизма В портрете, пейзаже, исторической живописи 1-й половины хiх В.



       Кризис классицизма как отражение упадка философии рационализма и просветительства. Утрата классицизмом идейной глубины и перерождение его в академизм, с преобладанием условно-каноничного, рассудочного начала, холодности, внешней красивости. Требование постижения и отражения смысла современных национальных событий, новых представлений о человеке.

Исторические, общественно-идеологические корни и краткая художественная характеристика французского романтизма (А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа), как особо влиятельного на искусство Европы и России. Настроения идейного подъема в момент Великой французской революции и начала наполеоновских войн. Разочарование в утопических идеях и упадок общественной жизни во время их поражения, реставрации и реакции. Кризис просветительских идеалов. Возвышение проблем личности, эмоциональных и творческих проявлений индивидуума. Интерес к средневековым, восточным и современным сюжетам с преобладанием мистических и экстремальных ситуаций. Усиление динамики композиции, контрастов. Романтизм не распространил свое влияние на все явления художественной культуры, слабо выразился в архитектуре как стилеобразующем виде искусства. Романтизм имел множество индивидуальных и национальных проявлений. Он не столько стиль, сколько способ мышления и самовыражения. Отличие русского романтизма от европейского. Большее спокойствие, гармоничность. Нет открытого выражения страстей. Внутренняя взволнованность. Идея надежды, а не разочарования. Показ лучших черт, богатства духовной жизни личности. В исторической живописи романтизм развивался рядом и в слиянии с классицизмом и реализмом, но ярче всего проявил себя в портрете и пейзаже.

       Периодизация русского романтизма. Ранний романтизм в творчестве О.А. Кипренского. Новаторство портрета А. Швальбе как результат отказа от традиций русского портретного искусства, обращение к урокам Караваджо, Рубенса, Рембрандта. Незрелость условий осознания личности как явления, противоречащего государству и обществу в период наполеоновских войн. Автопортреты О.А. Кипренского как способ самосознания и самовыражения. Портреты А.А. Челищева, Е. Давыдова, Д.Н. Хвостовой как разговор со зрителем. Открытие лучших сторон человека в портрете А.С. Пушкина. Утверждение внесословной ценности личности. Образ поколения на перепутьях истории. Индивидуальность портретных решений.

       Пейзажи С.Ф. Щедрина как преодоление установок ландшафтной видописи. Разработка пленэрного письма - следствие нового отношения к природе как к самоценному миру, с которым личность вступает в отношения. Пейзаж «Новый Рим. Замок св. Ангела». Романтическое, но лишенное аффектации противопоставление и единство прошлого и настоящего, поэзии и правды. Устойчивые группы «интерьерных пейзажей» Неаполя, Сорренто, о. Капри - образы благословенной Италии, края забвения от страстей и тревог, недостижимый идеал русского человека. Интенсивность переживания как выражение романтического разлада между мечтой и действительностью.

       Поздний романтизм периода последекабристской реакции. Компромисс академизма и романтизма, противопоставление чувства и разума в картинах В.К. Шебуева «Подвиг купца Иголкина» и Ф.А. Бруни «Медный змей», К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». Изображение жизни в патетически приподнятом, праздничном обличье в портретах-картинах  К.П. Брюллова. Антитеза «праздник-маскарад» в портрете Ю.П. Самойловой. Элегические настроения, мотив усталости, разочарованности в портретах Н.В. Кукольника, А.Н. Струговщикова, автопортрете К.П. Брюллова. Аллегорическая дидактика, ретроспективно-музейный оттенок в портрете Е.С. Авдулиной О.А. Кипренского. Пейзажи И.К. Айвазовского - отражение романтического восприятия моря как места сражений, бурь, идиллических фантазий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.005 с.)