Тема 1. Общий характер искусства петровской эпохи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общий характер искусства петровской эпохи



(1-я четверть XVIII в.)

Коренной, необратимый перелом, перестройка политической и культурной жизни страны. Культ государства с абсолютной властью монарха, конец ведущей роли церкви в общественной жизни. Формирование нового представления о личности, ценной не по родовитости, а по заслугам перед царем и отечеством. Главная тенденция культуры - секуляризация, обмирщение. Ускоренный переход от средневековья к Новому времени. Конфликтность, параллельное развитие многих стилей.

Характер искусства: новаторский, светский, пропагандистский, познавательный. Воплощение задач государственного строительства - причина развития гражданской архитектуры, в ее наиболее утилитарных (практически полезных) формах. До 1720 г. рациональность и деловитость продиктованы военными нуждами (идеал - культура буржуазной Голландии, могущественной морской державы). Строгость, сдержанность, простота. Интерес к реальному миру. Появление гравюры научного характера, светской станковой живописи и скульптуры разных жанров, освоение перспективы, анатомии, светотени - средств воспроизведения реальности. После победы в Северной войне - требование содействия славе молодой Российской империи. Строительство масштабных сооружений и дворцовых ансамблей, расцвет монументальных видов искусства. Усиление торжественности, роскоши. Образец - французский классицизм Людовика XIV как воплощение идеи централизованного государства. Пути проникновения европейских тенденций в искусство: приглашение иностранных мастеров, обучение русских талантов за рубежом за казенный счет (пенсионерство), приобретение произведений.

Смелость перемен и творческая свобода при строительстве Петербурга. Европейские принципы градостроительства: регулярный план с геометрической сеткой прямых улиц и типовая каменная застройка по коридорному типу (фасады зданий на красной линии улицы). Преобладание общественных и частных построек, военных и промышленных сооружений. Постройка порта и судостроительной верфи как доказательство промышленного и торгового значения. Административный центр огромной державы. Отличие новой столицы от средневековой Москвы с ее концентрическими поясами стен, кривыми улочками, свободной поместного типа частной застройкой. Невозможность воплощения плана Леблона, задавшего дух регулярности, но абстрактного, не учитывающего рельеф и климат, перспективы развития города. Типичное для национального зодчества единство архитектурных и природных особенностей, созданное усилиями Петра и русских архитекторов во главе с П. Еропкиным. Значение Невы, вокруг которой группируются административные здания.

  Петропавловская крепость - выразительный «далевой образ». Золоченый шпиль - вертикаль, утверждающая торжество русской земли. Собор Петропавловской крепости (Д.Трезини) - базилика зального типа с колокольней. Внутреннее убранство живописными панно и резным золоченым иконостасом. Петровские ворота, прославляющие силу победителя. Неприступная суровость, триумфальная пышность. Здание Двенадцати коллегий - административный центр государства. Идея целесообразности и деловитости. Одинаковые корпуса со скупым декором в виде накладных деталей. Кунсткамера (И. Маттарнови). Башня обсерватории - выразительный центр, контрастирующий с крыльями, вписанными в панораму набережной. Летний дворец Петра (А.Шлютер) - двухэтажное здание похожее на типовые дома для «именитых». Первый регулярный парк - Летний сад со скульптурами, фонтанами и гротами, придающий презентабельность. Загородный ансамбль Петергофа - наглядное выражение подчинения природы воле человека, прославления империи. Образец «петровского барокко». Большой дворец, стоящий на самом высоком месте. Верхний и Нижний парки французского типа. Малые дворцы и павильоны, к которым ведут прямые аллеи. Более 130 фонтанов, украшенных скульптурой. Несколько каскадов, вид на Финский залив, подчеркивающий связь с морем.

Аллегорический язык монументально-декоративной живописи и скульптуры в стиле барокко. Портрет как отражение облика дворянской верхушки. Парадная пышность и реализм – черты скульптурного портрета К.Б. Растрелли. Следование каноничным приемам возвеличения императора в первом конном памятник Петру.  

      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.171 (0.005 с.)