Специфика театрального искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика театрального искусства.



Специфика театрального искусства.

Режиссура как профессия

Театр существует более двух тысяч лет. Как только появилась в обществе потребность в сопереживании – появился театр.

       Театр появился в античном мире, в Древней Греции, как кульминация обряда, посвященного Дионисию. Первые представления были далеки от современных спектаклей или любых театрализованных действий. Но уже тогда было сформировано первое необходимое условие театрального искусства – это сиюминутность происходящего, действие, которое происходит здесь и сейчас, на глазах у зрителя. Другие виды искусства не обладали этой специфической чертой.

       Мы смотрим спектакли и видим людей на сцене – актеров. Актеры существуют в заданных предлагаемых обстоятельствах, отраженных через атмосферу и сценографию. Мы видим только актерскую работу, но осуществлена она может быть только благодаря многим людям, не выходящим на сцену. Художник по костюмам, звукорежиссер, режиссер по свету, бутафор, декоратор, гример, режиссер-постановщик – люди, создающие спектакль. Работа каждого их них подчинена единому замыслу, сверхзадаче. Без усилий каждого не осуществляем замысел, а значит вторая специфическая черта театрального искусства – коллективность.

       Третья специфическая черта театрального искусства существует неизменно много веков. Театральное искусство – синтетическое. Театр – это синтез, слияние многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Литература, живопись, музыка, архитектура, вокал, хореография и другие виды искусства могут быть составляющими любого спектакля. В число этих искусство входит и актерское искусство, принадлежащее только театру. Любое произведение иного вида искусств самостоятельно по своему значению, и только театр существует посредством актерского искусства. Через актера к нашей фантазии, к нашим эмоциям обращается и драматург, и режиссер.

       Актерское искусство – театральное, оно возникает здесь и сейчас, причем специфичность его в том, что актер сам и творец, и инструмент.

       Главное, что входит в природу актерского искусства – это не столько воплощение текста, написанного драматургом, сколько непосредственное воспроизведение, перевоплощение в героя, искусство переживания посредством сценического действия на подмостках.

       Мы говорим – актер играет, испытывает эмоции, показывает свои чувства. Нужного сопереживания от зрителя он добивается посредством действия. Каждый раз он воплощает свою линию поведения через действенность. Действие – основной материал театрального искусства, пятая специфическая черта и, возможно, самая главная. Именно в действии объединено в одно целое мысль, чувства, воображение и физическое поведение актера на сцене. Театр – это искусство, в котором течение жизни отражено в наглядном, живом, конкретном человеческом действии.

       Искусство театра имеет 7 принципов:

1. Театр – искусство коллективное.

2. Театр – искусство синтетическое.

3. Актер – носитель специфики театра.

4. Действие – основной материал театрального искусства.

5. Драматургия – ведущий компонент театра.

6. Творчество актера – основной материал режиссерского искусства.

7. Зритель – творческий компонент театра.

 

1. Произведение театрального искусства – спектакль – создается не одним художником, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актер, режиссер, гример, декоратор, балетмейстер, т.д. – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив – творческий ансамбль.


2. Театр – синтез многих искусств, взаимодействующих между собой. Здесь синтез многих искусств, которые тесно взаимодействуют друг с другом, но синтез получается только тогда, когда каждое из этих искусств будет выполнять театральную функцию, подчиняться театру. При выполнении этой театральной функции произведение любого из искусств приобретает новое для себя театральное качество.

3. Театр – это искусство актёра. Актёр неотделим от театра, а театр неотделим от актёра. Вот почему актёр – носитель специфики театра. Всё искусство говорит создателем только через актёра. Казалось бы, декорации, свет, оформление самостоятельно могут воздействовать на зрителя, но любой предмет, помещённый на сцене, но не оживлённый актёром, остаётся мёртвым и должен быть удалён со сцены.

В чём же заключается специфика театрального искусства? Главная разница искусств – материал. Действие – это волевой акт человеческого поведения, который имеет конкретную цель. Благодаря действию актёр создаёт образы.

Только актерское искусство театрально по своей природе. Все остальные составляющие спектакля могут существовать и отдельно от театра.

Часто бывает, и так, что публика, восторженно встретившая ту или иную декорацию в начале акта, бранит ее, когда действие кончилось. Это означает, что публика положительно оценила работу художника безотносительно к данному спектаклю как произведение искусства живописи, но не приняла ее как театральную декорацию, как элемент спектакля. Это означает, что декорация не выполнила своей театральной функции. Чтобы выполнить свое театральное назначение, она должна отразиться в актерской игре.

4. Материалом в актёрском искусстве, при помощи которого актёр создаёт свои образы, является действие, так как оно есть главный возбудитель сценического переживания. Именно в действии объединяются в одно целое – мысль, чувство, воображение и физическое поведение актёра. В действии наиболее наглядно проявляется единство физического и психического. И поскольку эти действия актёр извлекает из самого себя, то есть сам их производит, он сам для себя является инструментом.

5. Пьеса – основа спектакля, становится средством театральной выразительности – художественным словом и приобретает ведущие значение в театральном искусстве. Драматургия воздействует на театр, а театр воздействует на драматургию, образуется взаимодействие, каждой по себе не работает в театре (так прочитать можно пьесу, но это будет вид литературы, а в театре пьесу воплощают в ролях, в действии).

При постановке спектакля необходимо, пользуясь пьесой, воспроизвести действительную жизнь.

6. Главная задача режиссёра – это творческая организация целостного спектакля. Работа с актёром составляет самую большую часть режиссёрской работы по созданию сценического произведения.

Актёр – основной материал в искусстве режиссёра, но актёр не только материал, но и творец. Поэтому творческое взаимодействие между режиссером и актёром является основной режиссёрского метода в театральном искусстве. Режиссёр должен разбудить органическую природу актёра для полноценного творчества.

7. Любой вид сценического произведения окончательно формируется под прямым и непосредственным действием зрителя. В театре между актёром и зрителем происходит прямое, непосредственное взаимодействие (этим отличается от кино, телевидения). Каждое слово актёра и движение тут же находит отклик в зрительном зале. Это чувство связи со зрителем, как процесс самого творчества, так и процесс его восприятия, при этом процесс самого восприятия в театре является коллективным, массовым.

 

Режиссерское искусство (режиссура) – искусство создания единого, гармоничного, целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания (постановки) спектакля.

Режиссер – это художественный руководитель театральной постановки, объединяющий всю работу по подготовке спектакля.

Режиссер наравне с драматургом отвечает за правдивость, точность и глубину отражения жизни в спектакле, за его идейную направленность. Исходя из своего собственного знания жизни, собственного отношения к различным ее явлениям, режиссер творчески истолковывает действительность, находит сценические средства для ее воплощения. Необходимо, чтобы образы пьесы и ее идеи жили в сознании, как режиссера, так и актера, насыщенные их собственными наблюдениями, подкрепленные впечатлениями, извлеченными непосредственно из жизни или тех источников, которые могут помочь ее познанию.

Профессия «режиссер» появилась относительно недавно. До конца 19в. его функцию в театре при подготовке спектакля брал на себя руководитель труппы или антрепренер, любо самый опытный актер. Постановка спектакля представляла собой раздачу ролей и простую «разводку» мизансцен, что выводило на первый план мастерство и талант актеров. О слаженности, а, тем более, единой цели спектакля речи не шло. В кон. 19в. в историю театра вошли имена К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и ход развития театра существенно меняется.

Сущность профессии заключается в организации процесса, который приведет к результату – воплощению литературного материала на сцене.

Древняя Греция

Предпосылкой греческого искусства является греческая мифология, т.е. природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно – художественным образом, народной фантазией.

Необычайной красочностью, массовостью, организацией отличались праздники Древней Эллады. Их начало – традиционные религиозные хороводы с пением. Впоследствии эти хороводы утратили религиозный смысл, став принадлежностью народных гуляний. Процесс отхода от первоначальной религиозной основы в сторону демократизации являлся характерным для празднеств.

Празднества в Афинах в честь Диониса являли собой уже не просто песенно-танцевальные хороводы, а многодневное массовое действо.

Рождение театра как самостоятельного вида искусства относят к 6в. до н.э. Место рождения – Афины. Именно на Линеях родились первые театральные спектакли.

Массовые действа оставались детищем народного искусства Древней Эллады. Источники – в народных образах и обычаях, карнавальных игрищах и мифах.

Во второй половине 6в. до н.э. Пистрат, пришедший к власти в Афинах, возвел культ Диониса в культ государственный. Дионис стал не только символом вина и плодородия; он стал символом народного празднества, народного веселья и театральных представлений. По существу же, Великие Дионисии – праздник плодородия.

Исследователи отмечают, что Дионисии были «не днями праздности, а днями празднований», регламентированными различными обрядами и обычаями, гармонично сочетавшиеся друг с другом. Это были и торжественные шествия через весь город, и культовые церемонии, и специально предусмотренные моменты для непосредственного участия народа в веселье, где каждому из присутствующих предоставлялась полная свобода самовыражения, и, наконец, только в заключении – состязания драматических произведений.

Говоря об античных праздниках, следует упомянуть 4 ежегодных праздника Дионисия. Малые (Сельские) Дионисии в декабре-январе были приурочены к первой пробе молодого вина. В эти дни устраивались веселые процессии с песнями и танцами, играми и шутками, переодеваниями, шествиями ряженых и т.д.

Второй праздник Дионисий – Линеи (январь-февраль) сходен по характеру с первым, но проводились они значительно торжественнее – в самих Афинах – и продолжались несколько дней. Линеи характерны тем, что в них стали происходить театральные состязания, ставшие составной частью народного праздника.

Третий праздник – Анфестерий (февраль-март) продолжался три дня. Первый день посвящен детям: с утра афиняне с детьми спешили на площадь, где открывался рынок игрушек. Во второй день праздника по Афинам ходили горожане, устраивая импровизационные процессии ряженых, персонажи которых были заимствованы из мифологии – сатиры, нимфы, вакханки. Последний день посвящен памяти мертвых.

Самым главным был четвертый праздник – Великие Дионисии (март). Праздник длился около недели. Первоначально главной частью Великих Дионисий была торжественная процессия, во время которой деревянную статую Диониса переносили из Денейского святилища в храм близ рощи Академа.

Позднее главную роль стали играть пышные театрализованные представления, которые проводились раз в два дня. Организацию праздника и оплату городские власти брали на себя. В городе царила радость. Аресты на время праздников были запрещены, и даже преступников выпускали на поруки. Строгая кара ожидала каждого, кто оскорбит какого-либо гражданина. А оскорбление поэтов, хорегов, актеров и хоревтов приравнивалось к оскорбления самого бога – их личность считалась священной.

В первый день праздничная процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса. В процессе принимал участие весь город, сопровождали нимфы, вакханки, сатиры. Впереди шел распорядитель праздника, в его распоряжении были 10 граждан – организаторов шествия, которые оплачивали все расходы по процессии (с кон. 4в. до н.э. – выбирали по жеребьевке). Свита, окружающая статую, была одета в хламиды и вооружена копьями и мечами. Затем шли камефоры – носильщицы корзин, наполненных плодами. В сопровождении хоревтов шли хореги.

Хорег – в Древней Греции название богатого гражданина Афин, который в качестве общественной повинности и почетной обязанности брал на себя расходы по организации театральных представлений, подготовке хора и актеров во время общественных праздников.

Хоревт почетный гражданин, материально ответственный за подготовку хора.

Несли дорогие подарки и вели жертвенных животных. За группой следовали мужчины, несущие венки из плюща, фиалок. Юноши, переодетые в женщин, изображали спутниц Дионисия. Позади них в повозках неслась толпа в маскарадных костюмах и масках. Силены и сатиры пешком и на ослах двигались по улицам города. Участники этих действ надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, пели дифирамбы.

Дифирамбы – песни в часть Диониса, основа греческой трагедии.

Вечером статую Диониса переносили в театр, воздвигали посреди орхестры.

На четвертый день Великих Дионисий открывались трехдневные драматические состязания. Эти спектакли являлись кульминацией народных празднеств, ими заканчивали Великие Дионисии, вошедшие в историю как первые массовые театрализованные празднества.

Участие принимали шесть 6 драматургов – 3 трагедийных и 3 комедийных.

Исполнялись тетралогии – 3 трагедии (трилогия), связанные сюжетом, и сатирическая драма (комедия) – дополнение к ним.

Роли исполняли только мужчины.

Когда по окончанию Великих Дионисий созывали народное собрание, имена победителей увековечивали в дидаксалиях в Афинах. Особо отличались заслуги устроителей и организаторов праздников. Они имели право воздвигать статуи.

Во время Великих Дионисий проходили фаллические шествия в честь бога плодородия Диониса.

Элевсинские мистерии – печальные церемонии, связанные с плачами и траурными шествиями. Проводились 9 дней в конце сентября в честь Деметры.

 

Олимпийские игры

Проводились в честь Зевса в июле. Первые игры прошли 1 июля 776г. До н.э. Основателем считается Геракл. На время проведения игр между полисами устанавливалось священное перемирие. Игры проводились в течение 5 дней 1 раз в 4 года. Победителю вручались венок, пальмовая ветвь, ветка священной оливы с Акрополя. Виды соревнований: бег, прыжки, метание диска, метание копья, скачки, ристания колесниц.

 

Пифийские игры

Проводились в честь Аполлона. Игры проходили 15-19 августа в третий год олимпиад с 586г. до н.э. Место состязаний – равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыкальные, гимнастические, ристания колесниц. Награды – яблоко и лавровый венок.

 

Истмийские игры

Проводились в честь Посейдона раз в 2 года в июле. Место выбиралось в сосновом лесу на Истме. Виды соревнований: ристания колесниц, скачки, гимнастика, борьба. Награда – пальмовая ветвь и венок из сосновых ветвей или сельдерея.

О том, что частью Истмийских игр были музыкальные и поэтические соревнования, свидетельствуют древнегреческие поэты и их сочинения.

 

Немейские игры

Проводились в честь Зевса близ Немен по олимпийской программе. С 586г. до н.э. летом (во второй год Олимпиады) и зимой (в четвертый год Олимпиады).

 

Панафинеи Великие

Проводились в честь Афины. В программу входили музыкальные соревнования, соревнования хоров в театре, гимнастика, вечерний бег с факелами.

По окончанию – торжественная процессия в белых одеждах, с венками на головах и с оливковыми ветвями в руках. Сто избранных девушек несли подарки Афине в корзинах на головах. На статую Афины в Парфеноне надевали роскошный пеплос, на котором изображены ее подвиги.

Кульминацией Панафинейских игр была праздничная процессия всех жителей Афин. Во главе шествия двигался панафинейский корабль – специальная повозка, на которой стояла статуя богини. Несли фрукты, цветы, жертвенных животных. Панафинеи заканчивались ритуалом жертвоприношения и совместное застолье.

Во время Панафинейских игр проводили театральные представления, шествия, спортивные состязания атлетов. Празднества украшали поэтические и музыкальные состязания. Победителям вручали ветку оливы с Акрополя и амфору с маслом.

 

Древний Рим

В Древний Рим пришел опыт эллинских праздников, в частности справлялись «пятилетние игры» по образу Олимпийских.

В Риме в массовых праздниках народу отводилась более пассивная роль: исполнители и зрители отделены друг от друга. В ряду массовых зрелищ стоят римские триумфы – это были массовые традиционные парады-спектакли, где народ принимал участие лишь в качестве зрителя.

Триумфы всегда были связаны с победами над врагом и являлись массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу и могущество, мужество.

Этим праздникам придавали большое значение, и происходили они по специальным постановлениям римского сената. Центральная фигура парада – спектакли, где использовали песни, стихи, шествия, был триумфатор, в честь которого устраивали праздник. Перед торжественной колесницей триумфатора вели побежденных воинов во главе с царем или членами царствующей династии побежденной страны или же вождями вражеских племен.

Обязательным компонентом триумфа было участие победоносных римских легионов – театрализованные парады являлись одним из основных звеньев массового спектакля.

В числе массовых праздников Древнего Рима следует отметить «столетие торжества», которые справлялись каждые сто лет. Подготовка к этим праздникам начиналась задолго. Целые группы поэтов и композиторов создают специальные произведения.  

Популярными были в мире и луперкалии – праздники в честь Фавна, «праздник перепутий» - в честь богов ларов, покровителей перепутий», и «малые триумфы» - овации, во время которых триумфаторы входили в город пешком, а не въезжали на колеснице.

В овациях были специальные группы участников, назывались хлопальщиками. Во время шествия они бежали вокруг идущего триумфатора, шумно аплодируя. С того времени в обиход вошло слово «овация» - долгие аплодисменты.

Древнеримские массовые действия были последними явлениями подобного рода в древние века. Затем в Европе наступило затишье.

В Древнем Риме все знания о богах сводились к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.

Порядок проведения празднеств:

1. Торжественное шествия во главе с магистрантом – устроителем игр;

2. Непосредственно состязания, ристания колесниц, скачки и т.д.;

Сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

В честь своих богов устраивали праздники. Важнейшими были:

 

1. Виналии – посвященные Юпитеру (апрель и август)

2. Весталии – в честь Весты (9 юиня)

3. Квинкватрии – в честь Миневры – богини мудрости, искусства, войны. Устраивались во второй половине марта, длились 5 дней. Малые квинкватрии проходили с 13 июня и длились 3 дня. В первый день больших праздников прерывались военные действия, учащиеся освобождались от занятий и приносили плату за обучение, затем проводились гладиаторские игры.

4. Консуалии – августовский праздник жатвы.

5. Либералии – в честь бога Бахуса (Либера) – покровителя виноградников, и его супруги – Либеры – богини плодородия. Проводились 17 марта. Проходили театрализованные представления, шествия, пирушки.

6. Луперкалии – в честь Фавна – бога полей (15 февраля)

7. Матроналии – в честь Юноны – покровительницы брака и семьи. Праздновались замужними женщинами 1 марта.

8. Сатурналии – в честь Сатурна – бога земледелия, и его супруги – Опс – богини плодородия. Устраивались 17 декабря и длились неделю.

9. Терминалии – в честь бога границ Термина (февраль).

10. Фавналии – в честь Фавна (Луперка) – отмечался земледельцами и пастухами 5 декабря под открытым небом.

11. Флоралии – в честь Флоры. Проводились с 28 апреля по 3 мая. Женщинам разрешалось надевать разноцветные платья, что было запрещено в обычные дни.

12. Фонтиналии – проводились в честь бога фонтанов Фонса. Устраивались в октябре. Колодцы украшали гирляндами из цветов, а в родники бросали цветы.

13. Цереалии – в честь Цереды – богини урожая и плодородия (8 дней с 11 апреля)

 

Колизей и бои гладиаторов

В 105г. до н.э., благодаря растущей популярности, бои гладиаторов были объявлены частью публичных зрелищ. Они стали настолько популярными, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивали гладиаторские бои.

Гладиаторы – в Древнем Риме – рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями.

 

Карнавал

Центром возникновения карнавала считается Венеция. В хрониках Венецианской республики сохранились упоминания о том, что еще в Хв. В Венеции в честь военных побед над далматинскими пиратами были специальными указаниями определены народные игры и всевозможные развлечения на площади.

Начиная с XIв. Городские праздники приурочили к дням кануна Великого поста. Однако точных сроков празднеств не было, и они время от времени стихийно возникали на улицах и городской площади.

Венецианский карнавал – массовый народный праздник, полный ярких красок, музыки и танца. К XIIIв. Основным компонентом карнавала стали процессии, игры, акробаты и спортивные показы, маски.

Венецианские праздники не несли чисто развлекательную функцию, а представляли собой важный фактор политической и общественной жизни.

В XIVв. Карнавалы торжественно открывали церковной службой и выступлением представителей властей Венецианской республики.

XVв. внес своеобразие в карнавальное празднество. Появились мимы, жонглеры, буффоны.

Буффонада – сценическое представление, основанное на резком преувеличении, окарикатуривании действий, явлений, черт характера, благодаря чему создавался сатирический эффект.

В карнавальном веселье возникла такая профессия как зазывалы. При помощи забавных куплетов и прибауток, острот и анекдотов они сбывали товар доверчивым покупателям.

Зазывалы, равно как и жонглеры-мимы, а также и буффоны, явились предвестниками рождения итальянского народного театра.

В XVI на карнавальном празднестве возникло одно из самых значительных явлений искусства эпохи Возрождения – комедия дель арте. Жонглеры и буффоны, объединившись в маленькие коллективы, создали первый в Италии профессиональный театр (комедию дель арте). Она несла в себе лучшие черты народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающее начало, сатирическое отношение к власть имущим, к духовенству.

Комедия дель арте – вид итальянского народного театра, спектакли которых создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актеров, одетых в маски.

Количество масок в комедии дель арте очень велико (более ста), но большинство из них – родственные персонажи, отличающиеся только именами и незначительными деталями.

Мужские персонажи (Венецианский квартет):

- Панталоне – венецианский купец, скупой старик;

- Доктор – псевдо-ученый доктор права, старик;

- Бригелла – первый дзанни, умный слуга;

- Арлекин – второй дзанни, глупый слуга;

-Капитан – хвастливый вояка, трус;

- Лелло – юный влюбленный.

Женские первонажи:

- Изабелла – юная влюбленная;

- Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина – служанки.

 

К основным персонажам комедии дель арте относят два квартета мужских масок – северный (венецианский) и южный (неаполитанский), маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски – это девушки-дзани и влюбленные, а также все благородные дамы и кавалеры.

 

Карнавалы получают распространение по всей Европе.

Карнавалы были ненавистны церкви. Карнавальным весельем народ протестовал против ужасов инквизиции, противопоставляя жесточайшей церковной аскетичности здоровое жизненное начало, юмор, веселье и смех.

В XIV- XV в городские европейские карнавалы проникли традиции сельских праздников.

Карнавальные шествия стали устраиваться на масленичной неделе, появился традиционный сюжет, определяющий драматургию масленичного увеселения – «Битва Карнавала и Поста».

Масленичные массовые представления оказали влияние на возникновение так называемых «дурацких обществ», которые были распространены в Европе в XVв и стали заметным явлением в общественной жизни. Основные направления этих обществ была критика церкви, политического и государственного устройства, облаченное в сатирическую форму и нашедшие воплощение в шутовских пародийных представлениях. «Орден дураков», «Беззаботные ребята», «Рогоносцы» - эти шутовские общества устраивали «праздники дураков», пародийные маскарады, сатирически высмеивая религиозную обрядность, нравы королевского двора и т.д. В массовых играх пародировались торжественные королевские выезды, судебные споры, проповеди духовенства, за что «общества дураков» постоянно подвергались преследованиям и репрессиям.

Во Франции XVв. «общества дураков» объединялись несколько тысяч человек. Своей дерзостью и вольнодумием выделялось общество «Бадош», куда входили клерки – по тем временам наиболее образованная и передовая часть городского населения. Однажды за дерзкую сатиру власть упрятала в тюрьму целую группу «бадошцев».

Шутовские общества еще в XVв. создали особый вид комедии – соти (дурачества). Это было своего рода обозрение, составленное из многих сатирических эпизодов, и по форме оно приближалось скорее к эстрадному ревю, нежели к театральному спектаклю.

Соти (дурачество, шалость) – театральный жанр, популярный во французской литературе XV – XVI вв.; род сатирической и аллегорической комедии, пародия на церковную обрядность, чиновников и т.д.; разыгрывалась братствами «дураков» («sots»), отсюда и название.

Ревю (обозрение) – одна из разновидностей музыкального театра или тип популярных театральных развлечений, в которых сочетались музыка, танцы, скетчи.

В конце XVIв. и в XVIIв. в Лондоне большое распространение получили юридические школы, студенты которых были мастерами на всевозможные проделки, мистификации, розыгрыши и другие забавы. В 1688г. студенты одной из лондонских юридических школ Грейз-Инн выпустили книгу «Деяния грейанцев», где в пародийном стиле описали студенческие праздники. Из этой книги стало известно, что в 1594г. студенты организовали на Рождество многодневный «праздник дураков». Руководил дурачествами школяров Повелитель бесчинств (должность, придуманная студентами специально для этого праздника).

В «Деяниях грейанцев» рассказывается, как 20 декабря 1594 года в присутствии всей студенческой корпорации торжественно короновался Повелитель бесчинств. Потом многие студенты выступали с шутовскими пародийными речами не совсем пристойного характера.

28 декабря 1594 года Грейз-Инн праздновали сбор всех членов корпорации, где присутствовали многочисленные гости из других школ. На праздник были приглашены профессиональные актеры со своими спектаклями.

Как отнеслись к этому профессиональные актеры – неизвестно. Но можно предположить, что один из них веселился от души. Этот актер ценил остроумную шутку, полет творческой фантазии, веселье. Он был и автором пьесы, показываемой студентам, и ее постановщиком. Пьеса называлась «Комедия ошибок», а постановщика звали Вильям Шекспир.

Заключительный вечер «праздника дураков» назывался «Ночь ошибок». Студенты назначали судебное разбирательство – пародийное представление, высмеивающее средневековое судопроизводство.

Приведенный выше случай доказал, что «праздник дураков» создавался и проводился с большой выдумкой и размахом, и были не простым увеселением, а несли в себе критику в адрес государства и королевских властей.

Для нас здесь интересны два момента. Во-первых, в «празднике дураков» участвовали не только городская самодеятельность, но и профессиональные актеры. Во-вторых, о значении, которое придавалось подобным массовым празднествам, можно судить по тому, что в них принимала участие одна из лучших лондонских трупп.

 

Карнавал и связанные с ними карнавальные масленичные гуляния определили многое в городской жизни как средневековья, так и последующих эпох.

Сложились три основных жанра:

- комедия (стереотипный сценарий – близнецы, подмена детей, т.д.)

- трагедия (основатель – Сенека; кровавые трагедии; не стали популярны)

- пастораль (идиллическая любовь)

 

Для деятелей театра ориентиром была народная аудитория. Зрителей партера называли главными судьями, чьи оценки были справедливыми и разумными. Главными героями театра являлись представители народа. Положительный герой даже при трагической смерти не терял уверенности в победе гуманизма.

 

Театр Средневековья

 

Театр Средневековья подразделяется на 2 периода:

I (V - XI вв) период

Господство христианской церкви, религии. Запрещались всевозможные игрища, празднества. Свое существование продолжали только народные праздники.

II (XI - XII вв) период

Начинают возникать города. Появляются профессиональные артисты (гистрионы – артисты широкого профиля).

 

Массовые зрелища России


       Еще в Древней Руси бытовали народные песенно-танцевальные действа, являвшиеся той фольклорной почвой, на которой зародились основы русского искусства.

Русские народные гулянья неразрывно связаны с бытом народа. Истоки русского театра уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог.

В процессе своего развития игрища распадались на родственные и в то же время все более отдаляющиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности: диалогом, песней, пляской, музыкой, ряженьем, лицедейством.

Игрища первоначально были отражением родовой общинной организации, имели хороводный и хоровой характер. В хороводных игрищах было органически слито хороводное и драматическое искусство. Обильно включались в игрища песни и диалоги, помогали характеристике игрищных обрядов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XVв. содержание понятия «русалии» - «игры скоморошьи».

В народном быту зародились массовые празднества и зрелища. Наиболее характерные из них: кузьминки (девичий праздник), ночь на Ивана Купалу, веснянки, Масленица, колядки. Особенно популярными были гуляльные (или катальные) ледяные горы на Рождество и на масленицу (гулянье «под горами») и народные гулянья, катания на качелях летом («под качелями»).

Во время этих празднеств выстраивались балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках. Выступали деды-балагуры, петрушечники, вожаки ученых медведей и т.д.

Старинные русские праздничные обряды никогда не записывались, но веками сохранялись в памяти народа.

Праздничные обряды – это, по существу, народные песенно-танцевальные массовые представления со своим сюжетом, образами, поэтическим текстом, музыкой, особой драматургией и своеобразной режиссурой. Например, в русской свадьбе есть твердый «сценарий», «обязательные действующие лица» (сваты, дружки, подруги невесты, ряженные и т.д.), обязательный репертуар. Хотя детали менялись в различных областях, «сценарий», «репертуар» и «постановочный план» в основном оставался неизменным.

Термин «театр», «драма» вошел в русский словарь в XVIIIв. В конце XVIIв. Бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века – «потеха». В народных массах предшествовал термин «позорище». Термин «игрище» или «игра» в применении к устной драме сохранялся в народе вплоть до XIX – XXвв.

Непременными участниками и заводилами всегда были скоморохи. В дальнейшем скоморошьи игры и «глумы» превращались в самостоятельные спектакли. Скоморохи принимали участие и в массовых действах, ведя «конферанс», разыгрывая «скетчи» и «репризы», играя на дудках и гуслях.

Скоморохи – странствующие актеры в Др. Руси, выступали как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики и акробаты.

Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов. Скоморохи непосредственно общались со зрителями. Особенную популярность получили в XV-XIIв.

В играх скоморохов нет деления на исполнителей и зрителей, в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощения в образы. Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, ярмарочных увеселителей. Со скоморохами связано появление кукольного театра, балагана. Одним из видов их искусства были «сатира», «глум».

Творчество скоморохов наполнено язвительной сатирой по отношению к церкви и боярам, а следовательно, социально направленное и несущее в себе определенные черты общественного протеста, пользовалось поддержкой трудового люда и входило в непримиримое противоречие с позицией власть имущих. Скоморохи подвергались жестоким гонениям.

В XVIIв. скоморошество запретили, назвав его «бесовским позорищем». Но скоморохи, перестав так называться, не исчезли. Они стали называться «народными забавниками», «потешниками», пошли в петрушечники. Они продолжали потешать простой люд, заставляя задуматься над социальным неравенством.

 

В Киевской Руси известны театры трех родов: придворный, церковный, школьный.

 

Церковный театр


       К XVIв. относится первое упоминание о церковных действах, являвшихся зачатком церковного театра.

Церковный театр в России миновал литургическую драму, мистерию и миракли. Приурочены к церковным праздникам.

Чтобы увеличить воздействие церкви на народ, духовенство прибегло к ее театрализации. Наиболее театрализованным было так называемое «Пещное действо» - инсценировка библейского придания о сыновьях Навуходоносора, отказавшихся поклоняться золотому идолу, воздвигнутому их отцу, и за это брошенных в пылающую печь, куда спустился ангел и спас их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.138 с.)