Основные жанры средневекового театра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные жанры средневекового театра



 

1. Литургическая драма.

Зарождалась в церкви. Изначально представляла собой чтение по ролям. Родоначальники и первые исполнители – священнослужители. Чаще всего приурочены к библейским праздникам. Широко использовался хор.

Постепенно литургию стали выносить на паперть. Литургии носили рифмованный характер. Позже стали носить вид инсценировки. Сюжеты стали более широкие (грехопадение Адама и Евы; появляются черти, змей-искуситель).

 

2. Светская драматургия (ХIIIв.)

Основатель – Адам де Ла-Аль (музыкант, драматург, поэт). Основой сюжета были фантастические и сатирические сценки, любовные сценки.

 

3. Миракль (чудо).

Носили характер мелодрамы. Появились святые. Главный герой – злодей, который раскаивается в своих злодеяниях. Происходит чудо. В первую очередь – чудо раскаяния.

 

4. Мистерия.

Жанр религиозного театра, являющийся частью многодневного массового действа, в основе которого лежало самодеятельное городское искусство.

Это искусство, рожденное площадью, шедшее от самых демократических слоев городского населения, отражающее рост, развитие городов, социальные противоречия.

Организация мистерий, несмотря на религиозное направление, поручалась городскому совету, а не церкви. Драматургия мистерии строилась на сочетании религиозных сюжетов, шедших от церкви и официальных властей, и жизни материального, зачастую злободневного характера. Комедийное богохульство «дьявольских сцен», сатирические, бытовые миниатюры буффонов во вставных эпизодах приносили в литургию сами исполнители.

Первые религиозные спектакли на площади ставились в Италии во второй половине XIIIв. Первоначально носили характер пантомимы («мистические мистерии»). Во второй половине XVв. больше значения стало придаваться слову.

Традиционным был конфликт между Богом и Дьяволом. В «райских» сценах актеры придерживаются канонического текста и строгой манеры исполнения. В сценах в аду присутствуют яркие зарисовки, сатирические пародии.

Постановка мистерий имела свои традиции. Праздник начинался веселым шествием по городу. Завершали на городской площади, где участники шествия становились действующими лицами мистерий.

Вся работ а над постановкой шла по заранее разработанному сценарию и постановочному плану. Зачастую сценарий создавался самими участниками, реже всего – духовенством.

Главного режиссера называли «руководитель игр». Он занимался отбором исполнителей, репетициями. Репетиционная подготовка занимала несколько месяцев.

Следует отметить, что режиссура средневековой митерии отличалась большой изобретательностью. Три основных постановочных системы – «передвижная», «кольцевая», «система беседок» - свидетельствуют о высокой профессиональной культуре создателей средневекового народного театра.

«Кольцевой» вариант и «система беседок» давали возможность построить действие одновременно в различных местах. Но особенный интерес представляла «передвижная» система, т.е. система педжентов. Педжент – это повозка, на которой сооружались декорации и переодевались актеры, исполняющие определенный эпизод. Педжент выстраивался на улицах в том порядке, в котором шли эпизоды по действию мистерии. Зрительным залом были улицы и площади города.

Когда актер заканчивал эпизод на первом педженте, он отправлялся на соседнюю улицу. Его место занимали второй и т.д. – пока все эпизоды не проходили перед зрителями. Движение педжентов сопровождались красочным шествием костюмированных групп.

Постановочная культура мистерий была высокой. Например, в сценах ада пылали огромные котлы, актеры проваливались в «преисподнюю», на глазах у зрителя вносился Христос, на «облаках» спускались ангелы, «всемирный потоп» заливал площади. Режиссеры мистерий стремились к подлинности. Была даже специальная должность «руководителя секретов», одного из главного создателя спектаклей.

Каноничные тексты мистерий предусматривали комические импровизации. Самыми активными действующими лицами мистерий с годами стали комические персонажи Дурак и Бес. Вес комических эпизодов вырос настолько, что внутри самих мистерий выделяли самостоятельные комедийно-буффонные жанры. Иногда целые комедийные бытовые пьесы вплетались в действие религиозных драм, внося в них вольный дух гистрионов и масленичных гуляний.

К XVIв. фарс приобрел не только самостоятельное значение, но и стал одним из основных жанров средневекового театра.

В XVIв. в мистериях настолько явно и определенно зазвучали земные ноты, что церковь объявила жестокую войну мистериальному театру. Церковники многократно поднимали вопрос о запрете «бесовских игрищ», к числу которых была причислена и мистерия. Королевская власть уничтожила главную производительную и организационную базу мистериального площадного театра. Лишенный материальной основы, он прекратил свое существование.

Мистерии подразделяются на 3 периода:

- Новозаветный (литургическое начало)

- Светский («Жанна д’Арк», «Осада Орлеана»). Городской театр, факты из жизни страны и т.д.

- XVIв. – мистерии поставили под запрет

 

5. Моралите.

Зарождалась протестантская церковь. В XVIв. в Европе эпоха реформации, которая носила характер борьбы с католической церковью и феодалами. Самое главное – лич ное общение с богом и личная добродетель.

В моралите нет церковных мотивов. Они носили характер нормализации. Персонажи не имели индивидуальных черт. Олицетворяли моральные категории.

Моралите принимает поэтические формы.

 

6. Фарс (пер. – начинка)

Театральная пьеса легкого игривого содержания с внешними комическими эффектами. Из фарсов состояли отдельные сценки и мистерии. Предназначение фарса – критика и высмеивание (в основном - феодалов, позже – церковь; всех власть имущих).

И феодалы, и церковники пытались запретить фарсы, изгоняли из городов, сажали в тюрьмы. Из фарсов появились шуты.

Для фарса характерны: народность, массовость, вольнодумие.


Праздники Великой французской революции (1789 – 1794)


       Массовые манифестации, шествия, массовые представления, славящие революцию, воспевающие ее, так же как и «Марсельеза» - мятежный гимн восставшего народа – все это слилось с революцией, стало проявлением ее духа.

По предположению Робеспьера Конвент принял правительственный декрет, которым были учреждены народные «Декадные празднества». Они посвящались Республике, Народу, Мученикам Свободы, Человеческому роду, Разуму и т.д.

Мирабо обратил особое внимание на воспитательное значение празднеств революции, предполагая устранение из них религиозного элемента, чтобы придать им политический характер, прославляя победу революции.

Луи Давид предложил Конвенту проекты различных празднеств, приуроченных к знаменательным датам. Впоследствии он стал автором сценарных планов, режиссером-постановщиком и художником многих революционных празднеств.

14 июня 1790г. состоялся праздник Федерации. Основным местом действия этой первой торжественной церемонии избрали Марсово поле. Здесь было выстроено сооружение «Алтарь Отечества». Одним из авторов-постановщиков стал Луи Давид.

Перед официальным началом празднества на Марсово поле народ плясал, пел национальные французские песни. Всеобщий энтузиазм вызвала Клятва верности Франции, провозглашаемая Лафонтеном с Алтаря Отечества.

Заслуживает упоминания, что одним из центров празднества были развалины ненавистной народу Бастилии, где гордо красовалась надпись «Здесь танцуют».

В 1792г. на Марсовом поле состоялся «Праздник Свободы», в котором принимали участие сводный оркестр Нац. Гвардии, огромный хор и многотысячные массы парижан. В кульминации празднества во время исполнения революционных песен колесница Свободы объезжала Алтарь Отечества.

Но не только шествиями, песнями и танцами ограничена режиссура празднеств французской революции. Создаются и новые обряды, символизирующие революционное обновление мира.

В 1793г., в честь годовщины Федерации, состоялся традиционный народный праздник. Праздник построен на символических обрядах. Огромные толпы народа собрались еще до зари, чтобы «Гимном Природе», написанным специально для этого праздника, поприветствовать восходящее солнце. «Полем Собрания» избрали площадь Бастилии, где воздвигли «Родник Возрождения» - статую женщины, из груди которой били фонтаны воды. Гремели оркестры, читали стихи о свободе, грохотали пушечные салюты, пели хоры. Затем торжественный кортеж с пением «Марсельезы» двигался на площадь Революции, к статуе Свободы. Заканчивалось шествие на Марсовом поле, где состоялось театральное представление.

Массовые зрелища России


       Еще в Древней Руси бытовали народные песенно-танцевальные действа, являвшиеся той фольклорной почвой, на которой зародились основы русского искусства.

Русские народные гулянья неразрывно связаны с бытом народа. Истоки русского театра уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог.

В процессе своего развития игрища распадались на родственные и в то же время все более отдаляющиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности: диалогом, песней, пляской, музыкой, ряженьем, лицедейством.

Игрища первоначально были отражением родовой общинной организации, имели хороводный и хоровой характер. В хороводных игрищах было органически слито хороводное и драматическое искусство. Обильно включались в игрища песни и диалоги, помогали характеристике игрищных обрядов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XVв. содержание понятия «русалии» - «игры скоморошьи».

В народном быту зародились массовые празднества и зрелища. Наиболее характерные из них: кузьминки (девичий праздник), ночь на Ивана Купалу, веснянки, Масленица, колядки. Особенно популярными были гуляльные (или катальные) ледяные горы на Рождество и на масленицу (гулянье «под горами») и народные гулянья, катания на качелях летом («под качелями»).

Во время этих празднеств выстраивались балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках. Выступали деды-балагуры, петрушечники, вожаки ученых медведей и т.д.

Старинные русские праздничные обряды никогда не записывались, но веками сохранялись в памяти народа.

Праздничные обряды – это, по существу, народные песенно-танцевальные массовые представления со своим сюжетом, образами, поэтическим текстом, музыкой, особой драматургией и своеобразной режиссурой. Например, в русской свадьбе есть твердый «сценарий», «обязательные действующие лица» (сваты, дружки, подруги невесты, ряженные и т.д.), обязательный репертуар. Хотя детали менялись в различных областях, «сценарий», «репертуар» и «постановочный план» в основном оставался неизменным.

Термин «театр», «драма» вошел в русский словарь в XVIIIв. В конце XVIIв. Бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века – «потеха». В народных массах предшествовал термин «позорище». Термин «игрище» или «игра» в применении к устной драме сохранялся в народе вплоть до XIX – XXвв.

Непременными участниками и заводилами всегда были скоморохи. В дальнейшем скоморошьи игры и «глумы» превращались в самостоятельные спектакли. Скоморохи принимали участие и в массовых действах, ведя «конферанс», разыгрывая «скетчи» и «репризы», играя на дудках и гуслях.

Скоморохи – странствующие актеры в Др. Руси, выступали как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики и акробаты.

Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов. Скоморохи непосредственно общались со зрителями. Особенную популярность получили в XV-XIIв.

В играх скоморохов нет деления на исполнителей и зрителей, в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощения в образы. Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, ярмарочных увеселителей. Со скоморохами связано появление кукольного театра, балагана. Одним из видов их искусства были «сатира», «глум».

Творчество скоморохов наполнено язвительной сатирой по отношению к церкви и боярам, а следовательно, социально направленное и несущее в себе определенные черты общественного протеста, пользовалось поддержкой трудового люда и входило в непримиримое противоречие с позицией власть имущих. Скоморохи подвергались жестоким гонениям.

В XVIIв. скоморошество запретили, назвав его «бесовским позорищем». Но скоморохи, перестав так называться, не исчезли. Они стали называться «народными забавниками», «потешниками», пошли в петрушечники. Они продолжали потешать простой люд, заставляя задуматься над социальным неравенством.

 

В Киевской Руси известны театры трех родов: придворный, церковный, школьный.

 

Церковный театр


       К XVIв. относится первое упоминание о церковных действах, являвшихся зачатком церковного театра.

Церковный театр в России миновал литургическую драму, мистерию и миракли. Приурочены к церковным праздникам.

Чтобы увеличить воздействие церкви на народ, духовенство прибегло к ее театрализации. Наиболее театрализованным было так называемое «Пещное действо» - инсценировка библейского придания о сыновьях Навуходоносора, отказавшихся поклоняться золотому идолу, воздвигнутому их отцу, и за это брошенных в пылающую печь, куда спустился ангел и спас их.

Обряд «Хождения на осляти» также представлялся иллюстрацией к тексту священного писания о въезде Иисуса Христа в Иерусалим. С особой пышностью совершился в Москве. Исполнение «действа» состояло в торжественном шествии патриарха и царя, в сопровождении бояр и духовенства из Успенского собора в Кремль, в Покровский собор на Красной площади, а затем обратно в Успенский собор.

Совместный торжественный выход царя и патриарха были демонстрацией единства и силы государства и церковной власти.

Еще одно распространенное «действо» - «Омовение ног», являлось инсценировкой евангельской легенды о «Тайной вечере». Совершалось этой «действо» во время «страстной» недели, перед Пасхой. Обряд, изображающий Иисуса Христа прислуживающего своим ученикам, воспитывал дух смирения и покорности.

Церковный театр не оформился в эстетическую систему. Поэтому главную роль в развитии театрального искусства XVII-XVIIIв. Сыграл театр школьно-церковный.

 

Школьно-церковный театр

Школьная драма – один из жанров церковной драматургии. Происхождение было связано с уставами церкви и светских учебных заведений, где вводились обязательные сценические представления с целью более прочного усвоения латинской речи.

Школьный театр считался зрелищем, лишенным художественных достоинств, но на первых порах удовлетворял потребность в театральных зрелищах. Утвердил широкий «ораторский» жест, преимущественно правой рукой. Школьный театр использовал эмблемы, обозначающие сущность каждого персонажа. В особенности это относилось к мифологическим фигурам.

Первоначально спектакли шли под открытым небом. В раннем школьном театре существовали подмостки с декорациями, одновременно обозначающие место действия.

Школьный театр впервые отделил актера и сцену от зрительного зала.

Для школьного театра характерно то, что в сюжете религиозных представлений вплетались интермедии – короткие сатирические сценки, косвенно относящиеся к общему представлению. Таким образом, творчество школьного театра перекликалось с народными представлениями, что не могло не оставить церковь равнодушной- подвергался резкой критике и прекратил свое существование к концу XVIIIв.

Внес вклад в формирование русского театра:

- комедийный жанр (интермедии)

- классицизм (единство действа, места и времени)

- символичность (белый – положительный, черный – отрицательный)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.04 с.)