Введение в режиссуру эстрады 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в режиссуру эстрады



Главным проводником идейных и художественных принципов советской эстрады является режиссер.

Необходимое условия профессии – быть остро восприимчивым к веянию времени.

«Создатель спектакля должен быть сам по себе, если можно так выразиться, социально воспитанным человеком, независимо от того материала, с которым ему приходится иметь дело. Когда он начинает работу, он как и художник, и как гражданин, и просто как член общества должен обладать чуткостью в вопросах этики, идейности, политической устремленности, гражданственности, что и составляет сущность социальности.»

                                                                                   Вл.И. Немирович-Данченко

 

Творчество режиссера должно быть подтверждением его гражданской позиции, творческого «я» не только художественного, но и политического и общественного.

- режиссер-гражданин

- режиссер-художник

- режиссер-трибун

Вот какой представляется сущность современного режиссера.

 

Для более глубокого понимания роли эстрадного искусства, необходимо знание истории возникновения эстрадных жанров, процесса становления этого искусства.

Истоками эстрадных жанров является народное творчество. Эстрада возникла тогда же, когда родились поэзия, музыка, песни, танцы.

Определение «эстрадное искусство» появилось сравнительно недавно. Но само искусство существует с древних времен.

Эстрада (фр.- «помост») – вид сценического искусства малых форм, преимущественно популярно-развлекательного жанра.

В Европе, начиная с 11в., появлялись гистрионы или жонглеры – бродячие актеры средневековья. Искусство гистрионов было ближе к эстраде, нежели к театру, ибо действовали они всегда «от себя». Традиционная форма выступления – миниатюра, что дало начало номеру.

На Руси с давних времен развивался устный фольклорный эпос, нашедший воплощение в творчестве сказателей, гусляров и лирников. В своих сказках и былинах они прославляли подвиги народа, его славу и мужество. В народе издавна развивалось «смеховая культура», построенная на сатирических темах и образах.

Искусство скоморохов не чуждалось этих жанров, но преимущественно сказалось в области музыки, пения и пляски, а также малых форм народной драмы и комедии.

Эстрада – народное искусство.

По возможности отвечать незамедлительно на злободневные события, по своей политической заостренности эстрада имеет большие преимущества перед театром, кино, литературой.

Артисты и режиссеры эстрады лишены многих выразительных средств театрального искусства (декорации, реквизит, грим и т.д.). Поэтому артист эстрады направляет внимание на достижение наиболее жизненного, правдивого актерского действия. Только благодаря этому можно достичь того правдоподобия и достоверности, без которого немыслимо искусство эстрады.

Основой эстрады является номер.

Номер – законченное сценическое произведение.

 

Из истории массовых празднеств и зрелищ

 

По народным празднествам, т.е. по одному из самых массовых и демократических искусств, мы можем судить о стране.

История массовых праздничных действ насчитывает около 30веков. Они веками сопровождали все значимые события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном искусстве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху.

Массовые праздники родились в Древней Элладе. Вместе с ними появляется греческое слово «эортология» - наука о празднествах.

 

Древняя Греция

Предпосылкой греческого искусства является греческая мифология, т.е. природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно – художественным образом, народной фантазией.

Необычайной красочностью, массовостью, организацией отличались праздники Древней Эллады. Их начало – традиционные религиозные хороводы с пением. Впоследствии эти хороводы утратили религиозный смысл, став принадлежностью народных гуляний. Процесс отхода от первоначальной религиозной основы в сторону демократизации являлся характерным для празднеств.

Празднества в Афинах в честь Диониса являли собой уже не просто песенно-танцевальные хороводы, а многодневное массовое действо.

Рождение театра как самостоятельного вида искусства относят к 6в. до н.э. Место рождения – Афины. Именно на Линеях родились первые театральные спектакли.

Массовые действа оставались детищем народного искусства Древней Эллады. Источники – в народных образах и обычаях, карнавальных игрищах и мифах.

Во второй половине 6в. до н.э. Пистрат, пришедший к власти в Афинах, возвел культ Диониса в культ государственный. Дионис стал не только символом вина и плодородия; он стал символом народного празднества, народного веселья и театральных представлений. По существу же, Великие Дионисии – праздник плодородия.

Исследователи отмечают, что Дионисии были «не днями праздности, а днями празднований», регламентированными различными обрядами и обычаями, гармонично сочетавшиеся друг с другом. Это были и торжественные шествия через весь город, и культовые церемонии, и специально предусмотренные моменты для непосредственного участия народа в веселье, где каждому из присутствующих предоставлялась полная свобода самовыражения, и, наконец, только в заключении – состязания драматических произведений.

Говоря об античных праздниках, следует упомянуть 4 ежегодных праздника Дионисия. Малые (Сельские) Дионисии в декабре-январе были приурочены к первой пробе молодого вина. В эти дни устраивались веселые процессии с песнями и танцами, играми и шутками, переодеваниями, шествиями ряженых и т.д.

Второй праздник Дионисий – Линеи (январь-февраль) сходен по характеру с первым, но проводились они значительно торжественнее – в самих Афинах – и продолжались несколько дней. Линеи характерны тем, что в них стали происходить театральные состязания, ставшие составной частью народного праздника.

Третий праздник – Анфестерий (февраль-март) продолжался три дня. Первый день посвящен детям: с утра афиняне с детьми спешили на площадь, где открывался рынок игрушек. Во второй день праздника по Афинам ходили горожане, устраивая импровизационные процессии ряженых, персонажи которых были заимствованы из мифологии – сатиры, нимфы, вакханки. Последний день посвящен памяти мертвых.

Самым главным был четвертый праздник – Великие Дионисии (март). Праздник длился около недели. Первоначально главной частью Великих Дионисий была торжественная процессия, во время которой деревянную статую Диониса переносили из Денейского святилища в храм близ рощи Академа.

Позднее главную роль стали играть пышные театрализованные представления, которые проводились раз в два дня. Организацию праздника и оплату городские власти брали на себя. В городе царила радость. Аресты на время праздников были запрещены, и даже преступников выпускали на поруки. Строгая кара ожидала каждого, кто оскорбит какого-либо гражданина. А оскорбление поэтов, хорегов, актеров и хоревтов приравнивалось к оскорбления самого бога – их личность считалась священной.

В первый день праздничная процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса. В процессе принимал участие весь город, сопровождали нимфы, вакханки, сатиры. Впереди шел распорядитель праздника, в его распоряжении были 10 граждан – организаторов шествия, которые оплачивали все расходы по процессии (с кон. 4в. до н.э. – выбирали по жеребьевке). Свита, окружающая статую, была одета в хламиды и вооружена копьями и мечами. Затем шли камефоры – носильщицы корзин, наполненных плодами. В сопровождении хоревтов шли хореги.

Хорег – в Древней Греции название богатого гражданина Афин, который в качестве общественной повинности и почетной обязанности брал на себя расходы по организации театральных представлений, подготовке хора и актеров во время общественных праздников.

Хоревт почетный гражданин, материально ответственный за подготовку хора.

Несли дорогие подарки и вели жертвенных животных. За группой следовали мужчины, несущие венки из плюща, фиалок. Юноши, переодетые в женщин, изображали спутниц Дионисия. Позади них в повозках неслась толпа в маскарадных костюмах и масках. Силены и сатиры пешком и на ослах двигались по улицам города. Участники этих действ надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, пели дифирамбы.

Дифирамбы – песни в часть Диониса, основа греческой трагедии.

Вечером статую Диониса переносили в театр, воздвигали посреди орхестры.

На четвертый день Великих Дионисий открывались трехдневные драматические состязания. Эти спектакли являлись кульминацией народных празднеств, ими заканчивали Великие Дионисии, вошедшие в историю как первые массовые театрализованные празднества.

Участие принимали шесть 6 драматургов – 3 трагедийных и 3 комедийных.

Исполнялись тетралогии – 3 трагедии (трилогия), связанные сюжетом, и сатирическая драма (комедия) – дополнение к ним.

Роли исполняли только мужчины.

Когда по окончанию Великих Дионисий созывали народное собрание, имена победителей увековечивали в дидаксалиях в Афинах. Особо отличались заслуги устроителей и организаторов праздников. Они имели право воздвигать статуи.

Во время Великих Дионисий проходили фаллические шествия в честь бога плодородия Диониса.

Элевсинские мистерии – печальные церемонии, связанные с плачами и траурными шествиями. Проводились 9 дней в конце сентября в честь Деметры.

 

Олимпийские игры

Проводились в честь Зевса в июле. Первые игры прошли 1 июля 776г. До н.э. Основателем считается Геракл. На время проведения игр между полисами устанавливалось священное перемирие. Игры проводились в течение 5 дней 1 раз в 4 года. Победителю вручались венок, пальмовая ветвь, ветка священной оливы с Акрополя. Виды соревнований: бег, прыжки, метание диска, метание копья, скачки, ристания колесниц.

 

Пифийские игры

Проводились в честь Аполлона. Игры проходили 15-19 августа в третий год олимпиад с 586г. до н.э. Место состязаний – равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыкальные, гимнастические, ристания колесниц. Награды – яблоко и лавровый венок.

 

Истмийские игры

Проводились в честь Посейдона раз в 2 года в июле. Место выбиралось в сосновом лесу на Истме. Виды соревнований: ристания колесниц, скачки, гимнастика, борьба. Награда – пальмовая ветвь и венок из сосновых ветвей или сельдерея.

О том, что частью Истмийских игр были музыкальные и поэтические соревнования, свидетельствуют древнегреческие поэты и их сочинения.

 

Немейские игры

Проводились в честь Зевса близ Немен по олимпийской программе. С 586г. до н.э. летом (во второй год Олимпиады) и зимой (в четвертый год Олимпиады).

 

Панафинеи Великие

Проводились в честь Афины. В программу входили музыкальные соревнования, соревнования хоров в театре, гимнастика, вечерний бег с факелами.

По окончанию – торжественная процессия в белых одеждах, с венками на головах и с оливковыми ветвями в руках. Сто избранных девушек несли подарки Афине в корзинах на головах. На статую Афины в Парфеноне надевали роскошный пеплос, на котором изображены ее подвиги.

Кульминацией Панафинейских игр была праздничная процессия всех жителей Афин. Во главе шествия двигался панафинейский корабль – специальная повозка, на которой стояла статуя богини. Несли фрукты, цветы, жертвенных животных. Панафинеи заканчивались ритуалом жертвоприношения и совместное застолье.

Во время Панафинейских игр проводили театральные представления, шествия, спортивные состязания атлетов. Празднества украшали поэтические и музыкальные состязания. Победителям вручали ветку оливы с Акрополя и амфору с маслом.

 

Древний Рим

В Древний Рим пришел опыт эллинских праздников, в частности справлялись «пятилетние игры» по образу Олимпийских.

В Риме в массовых праздниках народу отводилась более пассивная роль: исполнители и зрители отделены друг от друга. В ряду массовых зрелищ стоят римские триумфы – это были массовые традиционные парады-спектакли, где народ принимал участие лишь в качестве зрителя.

Триумфы всегда были связаны с победами над врагом и являлись массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу и могущество, мужество.

Этим праздникам придавали большое значение, и происходили они по специальным постановлениям римского сената. Центральная фигура парада – спектакли, где использовали песни, стихи, шествия, был триумфатор, в честь которого устраивали праздник. Перед торжественной колесницей триумфатора вели побежденных воинов во главе с царем или членами царствующей династии побежденной страны или же вождями вражеских племен.

Обязательным компонентом триумфа было участие победоносных римских легионов – театрализованные парады являлись одним из основных звеньев массового спектакля.

В числе массовых праздников Древнего Рима следует отметить «столетие торжества», которые справлялись каждые сто лет. Подготовка к этим праздникам начиналась задолго. Целые группы поэтов и композиторов создают специальные произведения.  

Популярными были в мире и луперкалии – праздники в честь Фавна, «праздник перепутий» - в честь богов ларов, покровителей перепутий», и «малые триумфы» - овации, во время которых триумфаторы входили в город пешком, а не въезжали на колеснице.

В овациях были специальные группы участников, назывались хлопальщиками. Во время шествия они бежали вокруг идущего триумфатора, шумно аплодируя. С того времени в обиход вошло слово «овация» - долгие аплодисменты.

Древнеримские массовые действия были последними явлениями подобного рода в древние века. Затем в Европе наступило затишье.

В Древнем Риме все знания о богах сводились к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.

Порядок проведения празднеств:

1. Торжественное шествия во главе с магистрантом – устроителем игр;

2. Непосредственно состязания, ристания колесниц, скачки и т.д.;

Сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

В честь своих богов устраивали праздники. Важнейшими были:

 

1. Виналии – посвященные Юпитеру (апрель и август)

2. Весталии – в честь Весты (9 юиня)

3. Квинкватрии – в честь Миневры – богини мудрости, искусства, войны. Устраивались во второй половине марта, длились 5 дней. Малые квинкватрии проходили с 13 июня и длились 3 дня. В первый день больших праздников прерывались военные действия, учащиеся освобождались от занятий и приносили плату за обучение, затем проводились гладиаторские игры.

4. Консуалии – августовский праздник жатвы.

5. Либералии – в честь бога Бахуса (Либера) – покровителя виноградников, и его супруги – Либеры – богини плодородия. Проводились 17 марта. Проходили театрализованные представления, шествия, пирушки.

6. Луперкалии – в честь Фавна – бога полей (15 февраля)

7. Матроналии – в честь Юноны – покровительницы брака и семьи. Праздновались замужними женщинами 1 марта.

8. Сатурналии – в честь Сатурна – бога земледелия, и его супруги – Опс – богини плодородия. Устраивались 17 декабря и длились неделю.

9. Терминалии – в честь бога границ Термина (февраль).

10. Фавналии – в честь Фавна (Луперка) – отмечался земледельцами и пастухами 5 декабря под открытым небом.

11. Флоралии – в честь Флоры. Проводились с 28 апреля по 3 мая. Женщинам разрешалось надевать разноцветные платья, что было запрещено в обычные дни.

12. Фонтиналии – проводились в честь бога фонтанов Фонса. Устраивались в октябре. Колодцы украшали гирляндами из цветов, а в родники бросали цветы.

13. Цереалии – в честь Цереды – богини урожая и плодородия (8 дней с 11 апреля)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.032 с.)