Тема 5. Фовизм. Общая характеристика. 1905-1910. Экспрессионизм. Общая характеристика. 1905-1920 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Фовизм. Общая характеристика. 1905-1910. Экспрессионизм. Общая характеристика. 1905-1920



 

Фовизм (фр. fauve – «дикий») – направление во французском искусстве начала XX в. В группу фовистов входили А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, М. де Вламинк. Термин «фовисты» («дикие звери») ввел французский критик Луи Восель (1870-1943) после выставки 1905 года в Осеннем салоне. Поскольку картины фовистов были выставлены в той же комнате, где была работа ренессансного скульптура Донателло, то Восель в раздражении заметил, что Донателло оказался среди «диких зверей». Писатель и критик Камиль Моклер (1872-1945) заявил, что фовизм – это «ведро с краской, брошенное в лицо общественности».

Фовисты были последователями Ван Гога и Гогена в своих поисках наибольшей экспрессивности цвета, а также сторонниками упрощения формы для достижения ее большей выразительности. Большое влияние на них оказали французская готика и африканская скульптура. Живопись фовистов отличает экспрессивная выразительность цвета, плоскостность и упрощенность формы, подчеркнутый контур, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы, повышенная эмоциональность живописи. В начале XX века состоялось три выставки фовистов в 1905, 1906 и 1907 годах.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Почему Луи Восель назвал художников «дикие звери»?

2. Какие художники и художественные направления оказали влияние на фовизм?

3. Каковы характерные черты живописи фовизма?

4. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников этого направления.

5. На развитие каких направлений искусства оказало влияние творчество фовистов?

 

Задание 1. Основываясь на приведенном ниже тексте, ответьте на вопросы?

Какие характерные черты искусства африканской маски привлекли художников-фовистов?

Что значит «внутренние свойства объекта»?

 «Считается, что молодое поколение наставил на путь примитивизма художник Морис де Вламинк (1876-1958). По его собственным словам, все началось с того, что он увидел три африканские маски в одном кафе в Аржантёйе, северо-западном пригороде Парижа, в 1905 году. Был невыносимо знойный день, и художник пребывал в поисках бокала освежающего вина в награду за долгие часы работы на пленэре. Повлияло ли на его душевное состояние сочетание перегрева на солнце с перебором спиртного - вопрос остается открытым, но как бы там ни было, увидев эти маски, художник был сражен наповал экспрессивной силой того, что он назвал «ИНСТИНКТИВНЫМ искусством». После долгого торга он в конце концов приобрел маски у хозяина кафе, аккуратно завернул их и понес домой, чтобы показать парочке своих друзей, которые, как он полагал, разделят его энтузиазм.

Вламинк оказался прав. Анри Матисс и Андре Дерен (1880- 1954) были приятно удивлены. Эту троицу объединяло восхищение яркой палитрой Ван Гога и первобытными пристрастиями Гогена. Теперь, рассматривая африканские маски, они сходились в том, что в этой резьбе по дереву присутствует та свобода, которой столь недостает европейскому искусству. Их всю жизнь учили стремиться к достижению идеальной красоты - но ведь в этих африканских артефактах ею и не пахнет: напротив, маски порой бывают уродливы и тем не менее ценятся как некий символ. Что если и нам, троим парижанам, взяться за что-то подобное? Освободившись от слепого следования внешнему, акцентировать в своих картинах внутренние свойства объекта?

Довольно скоро в ходе беседы, поводом для которой послужили маски, трое художников договорились о новом подходе к живописи: цвет и эмоции куда важнее, чем точное изображение предмета. В то лето Матисс и Дерен, старые друзья, вместе учившиеся в Париже, бросили нудноватого Вламинка и отправились на каникулы в Кольюр, на юг Франции. Там их встретило солнце такое жгучее и цвета настолько яркие, что оба взялись за работу с утроенной энергией, выдав на-гора сотни картин, этюдов и скульптур. Их работы поражали эмоциональной раскованностью, буйством красок, они как будто излучали радостную весть о том, что мир прекрасен. Картина «Лодки в порту Кольюра» (1905) Дерена типична для творчества обоих художников того периода.» (Гомперц, с. 120-121)

      

Андре Дерен. «Лодки в порту Коллиура». (1905)

 

Художественный анализ произведения: Анри Матисс. «Женщина в шляпе» (1905. Музей современного искусства Сан-Франциско)

Наибольшее раздражение публики на первой выставке фовистов в Осеннем салоне вызвала картина Анри Матисса «Женщина в шляпе» - портрет его жены Амели. Яркие кричащие цвета, энергично и словно бы небрежно положенные на холст; темные контуры основного рисунка, которым намечена фигура женщины; ее бесформенная, словно громоздящаяся на ее голове шляпа – все это вызвало непонимание публики и осуждение критиков. Вместе с тем образ, созданный Матиссом, трогает своим грустным обаянием: несмотря на всю яркость красок и примитивизм формы художнику удалось подчеркнуть в лице жены четкость овала лица, чуть опущенные вниз губы и большие глаза, как бы смотрящие на рисующего ее супруга с серьезным, печальным и словно вопрошающим выражением. Картину эту с выставки приобрели американские коллекционеры Лео и Гертруда Стайн и таким образом поддержали художника и смелые шаги нового направления.

Задание 2. Сраните произведение Матисса «Женщина в шляпе» с «Портретом актрисы Жанны Самари» (1877) кисти Огюста Ренуара и ответьте на вопросы:

Какие чувства вызывает каждый портрет?

Какие художественные средства использует каждый художник?

Слева: Анри Матисс. «Женщина в шляпе» (1905. Музей современного искусства Сан-Франциско)

Справа: Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина)

 

Экспрессионизм как направление появился в Германии в начале XX века. Художники экспрессионизма, следуя за постимпрессионистами, фовистами и такими мастерами как Джеймс Энсор и Эдвард Мунк, прибегали к деформации реальности ради того, чтобы наиболее полно выразить свой духовный мир. Они использовали подчеркнуто экспрессивный мазок, интенсивный цвет и темные контуры, стремясь передать свое нередко тревожное ощущение современности. Темы их произведений включали социальную критику общества, одиночество человека в большом городе и также тему войны. В городах Германии возникли художественные объединения: «Мост» (1905-1913) в Дрездене и«Синий всадник» (1911-1914) в Мюнхене.

Группа «Мост»

В 1905 году четыре студента, изучавшие архитектуру, объединились с целью создания нового искусства и основали группу «Мост». Это были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф, Эрих Хеккель и Фриц Блейль. Художники основывались на традициях немецкого средневекового искусства, а также на творчестве постимпрессионистов и фовистов. Их произведения были подчеркнуто архаичны, и в этом сказалось влияние «примитивного» искусства Африки, Азии и детских рисунков. Основную экспрессивную нагрузку в творчестве художников «Моста» имеет интенсивный цвет – краски наносятся широкой кистью плоскими мазками. Предметы принимают характер знаков-символов и обводятся темным контуром. В «Манифесте» группы 1906 года провозглашалось: «С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы взываем ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам. Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами!»

Объединение «Синий всадник»

          Объединение «Синий всадник» было основано в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком. Кроме них в объединение вошли Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Габриэла Мюнтер и Пауль Клее. Согласно словам Кандинского, название объединения произошло из любви Марка к лошадям и симпатии Кандинского по отношению к всадникам и бегам; также они оба любили синий цвет – символ духовности. Художники интересовались связью между живописью и музыкой и придавали символическое значение цвету. Они интересовались европейским средневековым искусством и примитивизмом, а также новейшими направлениями, такими как неоимпрессионизм, фовизм, кубизм и футуризм. Франц Марк провозглашал: «В эпоху великой борьбы за новое искусство мы выступаем как "дикие", не организованные против старой сплоченной силы. Бой неравных; но в сфере духовных ценностей побеждают не числом, а мощью идей. Внушающее страх оружие "диких" - новые мысли; они вернее, чем сталь, поражают наповал и разрушают считавшееся ранее несокрушимым.»

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Какие художественные направления повлияли на экспрессионизм?

2. Что объединяло группы «Мост» и «Синий всадник»?

3. Каковы характерные черты искусства художников группы «Мост»?

4. Каковы характерные черты искусства художников объединения «Синий всадник»?

5. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников группы «Мост».

6. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников объединения «Синий всадник».

7. На развитие каких направлений искусства оказало влияние творчество экспрессионистов?

 

Художественный анализ произведения: Эрнст Людвиг Кирхнер. «Вокзал Кенигштайн». (1916. Частное собрание)

Эрнст Людвиг Кирхнер - немецкий художник-экспрессионист родился в семье инженера-химика; учился в Высшей технической школе в Дрездене и был одним из организаторов группы «Мост». Во время Первой мировой войны ушел добровольцем на фронт, но быстро разочаровался в войне и был освобожден от службы из-за психического расстройства. В 1937 Кирхнер был назван представителем «дегенеративного искусства», которое Гитлер объявил «оскорблением нации». 639 его работ были удалены из немецких музеев; часть их была уничтожена. 15 июня 1938 г. художник закончил жизнь самоубийством.

Картина «Вокзал Кенигштайн» была написана в тяжелый для Кирхнера период весны и лета 1916 года, когда он находился на лечении в санатории в Кенигштайне, но время от времени ездил в Берлин и работал в мастерской. В композиции доминируют резкие диагональные построения и резкие углы. Два поезда движутся в разных направлениях. На вокзале затерялась одинокая фигура человека. Зритель смотрит на вокзал с высоты птичьего полета. Домик и забор на переднем плане картины словно и защищают зрителя от динамической сцены вокзала внизу, и в то же время являются препятствием, «отрезающим» его от потока жизни. Цветовая гамма произведения яркая, динамичная и основана на сопоставлении контрастных цветов.

 

Задание 3. Сравните произведение Кирхнера «Вокзал Кенигштайн» с картиной Камиля Писсарро «Вокзал Лейн Лордшип в Далвиче» (1871. Институт искусства Курто. Лондон) и ответьте на вопросы:

Как общее структурное композиционное построение картин влияет на их восприятие?

Какие чувства вызывает цветовое решение произведений?

Как бы Вы описали ассоциации, возникающие при рассматривании этих картин?

 

Слева: Эрнст Людвиг Кирхнер. «Вокзал Кенигштайн». (1916. Частное собрание)

Справа: Камиль Писсарро. «Вокзал Лейн Лордшип в Далвиче» (1871. Институт искусства Курто. Лондон)

 

Задание 4. Основываясь на статье Франца Марка «Духовные сокровища», опубликованной в Альманахе «Синий всадник» (1912), ответьте на вопросы:

Почему автор считает, что безумно «трудно преподносить современникам сокровища духа»? Что он имеет в виду?

На каком основании автор сближает творчество Эль-Греко, Сезанна и Пикассо?

Какие задачи Марк ставит перед художниками своего объединения?

«Удивительно, как по-разному подходят люди к оценке материальных и духовных сокровищ. Например, завоюй кто-нибудь своей отчизне новую колонию, и его с ликованием встретит вся страна. Ни одного дня не будут размышлять – принять ее или нет. С таким же ликованием примут технические достижения. Но если кому-нибудь придет в голову мысль одарить отечество чисто духовным сокровищем, последнее отвергнут в гневе и возмущении. Оно вызовет подозрение, одаривающего любыми средствами посттараются сжить со света, и если бы на то было дано разрешение, то и сжечь. Разве это не приводит в содрогание?

Небольшой пример из жизни подводит нас к сему утверждению. [Историк искусства] Мейер-Грефе надумал принести в дар соотечественникам удивительный мир идей великого, неведомого им мастера – Эль Греко. Великое сообщество, даже художники остались не только равнодушны, но и накинулись на него с негодованием и яростью. Естественный и благородный поступок сделал для Мейера-Грефе почти невозможным пребывание в Германии.

Безумно трудно преподносить современникам сокровища духа.... Эта меланхолическая констатация факта находит отражение и на страницах «Синего всадника» в той мере, в какой она служит симптомом великого зла, от которого, возможно, погибнет и сам «Синий всадник»: всеобщей незаинтересованности человечечества в новых духовных ценностях. Мы великолепно отдаем себе отчет в этой опасности. С гневом и поношением будет отвергнут и наш дар. «Зачем нужны новые картины и новые идеи? Что мы можем приобрести взамен? У нас слишком много старых, также нас не радующих, навязанных нам воспитанием и модой». Но, возможно, будем правы и мы. Не по велению духи, а по обязанности. Мы убеждены, мир наших идей не карточный домик, не игрушка, он содержит в себе элементы движения, отзвуки которого воспринимаются сегодня всем миром.

Охотно мы обращаем особое внимание на случай с Эль Греко. Прославление этого великого мастера теснейшим образом связано с периодом расцвета наших новых творческих идей. Разделенных столетиями Эль Греко и Сезанна связывает духовное родство....Оба ощущали в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения. Помещенное рядом воспроизведение полотна Пикассо принадлежит, как и большинство наших иллюстраций, к этому идейному ряду. Новые идеи воспринимаются с трудом лишь в силу их необычности. Как часто нужно повторять это положение, чтобы один из сотни извлек из него выводы, лежащие на поверхности? Однако мы будем повторять без уствли эти положения и еще раз более неустанно высказывать новые идеи, показывать новые картины до тех пор, пока не встретися с нашими идеями на проезжих дорогах.... Дух сокрушает крепости» (http://www.kandinsky-art.ru/library/siniy-vsadnik2.html).

 

Художественный анализ произведения: Франц Марк. «Большие синие кони» (1911. Институт искусств. Миннеаполис)

Франц Марк - немецкий художник, основатель в 1911 наряду с Августом Маке и Василием Кандинским объединения «Синий всадник». Марк родился в Мюнхене в семье художника-пейзажиста; учился в Мюнхенской академии художеств. Затем в Париже он познакомился с творчеством постимпрессионистов, а позже испытал влияние футуристов и кубистов. После 1912 года творчество Марка развивалось в сторону абстрактного искусства. Художник участвовал в Первой мировой войне и был убит в 1916 под Верденом.

          Картина «Большие синие кони» отражает большой интерес и любовь художника к животным, которых он часто изображал в своих работах. Марк придавал символическое значение цвету. Так, синий использовался для изображения мужественности и духовной силы, желтый – символизировал женское светлое начало, а красный цвет нередко означал для художника насилие. Удивительно красивый синий цвет, которым прописаны кони, заполняет большую часть пространства картины, контрастируя с ярким красным цветом холмов и ярко-желтым цветом земли под ногами коней. В образах животных, стоящих тесно прижавшись друг к другу, подчеркнуты их сильные тела и упруго склоненные головы. Светлые дуги, имеющие преимущественно декоративный характер, обрамляют группу коней и задают ритмическую организацию композиции, основанной на круговых линиях.

 

Франц Марк. «Большие синие кони» (1911. Институт искусств. Миннеаполис)

 

Задание 5. Основываясь на приведенной выше статье Франца Марка и его произведении «Большие синие кони», ответьте на вопросы:

Что могут символизировать синие кони на картине художника?

Какие аргументы Вы можете изложить, подтверждающие Вашу версию истолкования этого мотива?

 

Основная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс]: Учебник / Викторов В. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 411 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517341

2. Солонин, Ю. Н. Культурология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Ю. Н. Солонин; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 566 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF.

3. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Силичев Д. А., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517356

4.3. Дополнительная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 336 с. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=907584

2. Мартынов, А. И. Культурогенез [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Мартынов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 334 с. —Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7.

3. Строгецкий, В. М. Основы культурологии [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. —Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F9B32CBC-9710-44C3-86C0-66F263E145DD.

4. Столяренко, Л. Д. Культурология [Электронный ресурс]: конспект лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 167 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/7CECA1CB-4D71-4F50-AA65-4927B1FFDAF4.

5. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 86 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=910750

6. Розин, В. М. Культурология [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 410 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F67D9268-9977-463E-88DC-841BFA84CA74.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.029 с.)