Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Модерн. Общая характеристика. 1890-1910
Модерн (от фр. moderne — «современный») - стиль в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве конца XIX — начала XX века. Его характеризует отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий; интерес к новым технологиям и расцвет прикладного искусства. Этот стиль формируется в разных странах и поэтому имеет разные названия: во Франции – «ар-нуво», в Германии – «югендштиль», в Австрии – «сецессион», в России – «модерн». Модерн связан с желанием внести красоту в быт, соединить прекрасное с полезным. Во многом расцвет этого стиля был вызван урбанизацией и необходимостью противостоять усиливающейся стандартизации и обезличиванию среды обитания городского населения. Архитекторы модерна широко использовали такие материалы как металл, бетон и стекло. Они стремились к мягкости, текучести форм здания, к использованию металла как в каркасе сооружения, так и в отделке – решетке дверей, окон, оформлении лестниц и балконов. Первым примером здания в стиле модерн стал дом профессора Тасселя, построенный в 1893-1894 гг в Брюсселе бельгийцем Виктором Орта (1861 - 1947). В этом здании Орта применил внутреннюю металлическую конструкцию, имеющую криволинейные формы, естественное освещение здания за счет застекления крыши, изысканное цветовое решение интерьера с применением сближенных по тону неярких тонов, а также отчетливо выявленный декоративный линейный рисунок в оформлении мозаичного пола и стен с характерным узором, получившим название «биоморфный хлыст».
Виктор Орта. Интерьер дома Эмиля Тасселя в Брюсселе. 1893-1894 гг. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки 1. Какие социально-культурные и научные обстоятельства способствовали формированию стиля модерн? 2. Почему этит стиль получил разное название в разных странах? 3. Каковы характерные черты архитектуры модерна? 4. Подготовьте сообщение о творчестве одного из архитекторов этого направления. 5. Каковы характерные черты живописи и графики модерна? 6. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников этого направления. 7. С чем был связан расцвет прикладного искусства в модерне? 8. Приведите примеры искусства модерна в России конца XIX — начала XX века.
Задание 1. Определите, какие характерные черты искусства модерна присущи особняку С.П. Рябушинского, построенному в Москве в 1900-1903 годах Федором Шехтелем.
Фёдор Ше́хтель. Особняк С.П. Рябушинского (сейчас музей-квартира М. Горького). 1900-1903.
Задание 2. Опираясь на приведенный ниже текст, ответьте на вопросы: Какие цвета предпочитали художники модерна? Почему они уделяли такое значение цветовому решению костюма портретируемых? Что может символизировать цвет одежды в портрете? «Стиль модерн придавал большое значение символике цвета в живописи. Выбор цвета платья модели в портретном искусстве модерна нельзя считать случайностью. Для эпохи, которая мыслила символами, это невозможно. И М.А. Врубель, и В.Э. Борисов-Мусатов тщательно продумывали, во что будут одеты их модели, и часто сами создавали для них эскизы туалетов. Густав Климт, крупнейший представитель европейского модерна, характеристику пространства, фигуры и выбор цвета и дизайна одежд модели возвел в художественный принцип. Через все искусство модерна в Европе и России проходит образ женщины в белом платье. Белый цвет всегда ассоциировался с молодостью, нравственной чистотой, непорочностью, возвышенными стремлениями. В ряду европейских дам в белом совершенно органично выглядит Н.Ю. Станюкович, запечатленная В.Э. Борисовым-Мусатовым. Дама в черном становится своеобразным лейтмотивом модерна. В облегающее блестящее черное платье одета климтовская Роза фон Росторн-Фридман, в черном платье-амазонке предстает перед нами грациозная О.М. Нестерова и величественная М.Н. Ермолова. Излюбленная гамма модерна – голубой, фиолетовый, лиловый – также проникает в портретное искусство. Эта гамма помогает художнику передать то самое потустороннее, мистическое, фантастическое, что ищет модерн в каждом предмете, явлении, природе и человеке. Лиловый цвет выбирает Климт для портрета Марии Хеннеберг и Муха для портрета своей сестры. Похожи на видения и фантастические миражи дамы в лиловом с холстов Врубеля и Борисова-Мусатова» (Ахмерова, с. 444).
Слева: Валентин Серов. «Портрет М.Н. Ермоловой» (1905. ГТГ)
Справа: Климт. «Портрет Марии Хеннеберг» (1901. Вилла Хеннеберг) Художественный анализ произведения: Густав Климт. «Поцелуй» (1907-1908. Галерея Бельведер. Вена). Густав Климт (1862 —1918) — австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Его произведениям свойствны декоративность и чувственное начало. Климт, сын художника-гравера и ювелира, учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности. В 1897 году он стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Весна Священная», издаваемого группой художников. Картина Климта «Поцелуй» относится к так называемому «золотому» периоду творчества, когда художник использовал наряду с масляной живописью также сусальное золото и серебро для создания своих произведений. На переднем плане полотна на холме, покрытом цветами, изображены стоящие на коленях молодые влюбленные. Юноша страстно обнимает девушку, она буквально растворяется в его объятиях. Фигурка ее тонкая и изящная, голова запрокинута и покоится в руках юноши, ноги ее расположены у края холма. В одежде девушки доминирует округлый цветочный узор, противопоставленный геометрическому «мужественному» орнаменту одеяния юноши. На голове у юноши венок из виноградных листьев, а у девушки – из цветов. Влюбленные в золотых одеждах изображены на золотом мерцающем фоне. Применение Климтом драгоценных металлов в живописи напоминает средневековые иллюминированные рукописи и византийскую мозаику – в 1903 году художник был в Италии и видел мозаики Равенны. Золото обладает традиционными значениями, связанными, в частности, с вечностью и бессмертием. Поэтому образ влюбленных, «облаченных» в золото, как бы выхвачен из потока времени и может вызвать ассоциации с архитипическими влюбленными из библейской Песни Песней (2, 5-6): «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня». Задание 3. Сравните произведение Климта с картиной итальянского художника Франческо Айеца (1791-1882) «Поцелуй» (1859) и ответьте на вопросы:Есть ли в произведениях намек на опасность, подстерегающую влюбленных? Если есть, то какими средствами это сообщает художник? Какую роль в произведении Климта играет золото одежд и фона?
Слева: Франческо Айец. «Поцелуй» (1859. Брера. Милан) Справа: Густав Климт. «Поцелуй» (1907-1908. Галерея Бельведер. Вена).
Художественный анализ произведения: Обри Бердслей. «Как сэр Тристрам выпил любовный напиток» (1893-1894). Иллюстрация к книге «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори Характерные черты модерна – обобщенность и стилизация формы, плоскостной характер и декоративность использования цвета, изысканность линейных ритмов открыли для художников этого стиля широкое поле деятельности в полиграфии и издательском деле. Художником, плодотворно работавшим в иллюстрации книги эпохи модерна, был англичанин Обри Бердслей (1872-1898). Черно-белая иллюстрация «Как сэр Тристрам выпил любовный напиток» относится к трагической любовной истории Тристама и Изольды. Герои стоят друг против друга и в то же время они словно разъединяются возникающей преградой – часть основания, на котором они стоят, начинает подниматься и превращаться в столб или колонну. Декоративное цветочное обрамление сцены имеет ассиметричный характер и вносит дополнительное напряжение в образ. Тема любви переплетается с темой смерти.
Задание 4. Сравните иллюстрацию Бердслея «Как сэр Тристрам выпил любовный напиток» с иллюстрацией Сидни Пэджета (1860-1908) «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» к рассказу Конан Дойла «Случай с переводчиком» и ответьте на вопросы: Какое чувство вызывает каждая иллюстрация? Какими художественными средствами пользуется каждый художник для создания своих образов?
Слева: Сидни Пэджет. «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Иллюстрация к рассказу Конан Дойла «Случай с переводчиком» (1894). Справа: Обри Бердслей. «Как сэр Тристрам выпил любовный напиток». Иллюстрация к книге «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори (1893-1894).
Художественный анализ произведения: Альфонс Муха и Жорж Фуке. Золотой браслет «Медея» с кольцом. Золото, эмаль, опалы, рубины и бриллианты. (1899. Городской музей в Сакаи. Япония) В декоративном искусстве фантазия художников модерна была по истине неистощима. Они часто обращались к растительным мотивам и образам животного мира, применяли в одном произведении разнообразные материалы, любили ассиметрию композиции и трансформацию форм, подчеркивали природную красоту материала. Примером может служить великолепный золотой браслет в виде змеи с кольцом, сделанный французским ювелиром Жоржем Фуке по рисунку чешского художника Альфонса Мухи для акртисы Сары Бернар. Голова змеи была выполнена в технике перегородчатой эмали с украшениями из опалов, рубинов и бриллиантов. Цепочка соединяла браслет с кольцом, тоже выполенным в виде змеиной головы. Браслет имел специальное приспособление и мог свободно скользить по руке. Актриса любила это украшение и носила браслет, играя роли «роковых» женщин, таких как Медея и Клеопатра.
Слева: Альфонс Муха и Жорж Фуке. Золотой браслет «Медея» с кольцом. Золото, эмаль, опалы, рубины и бриллианты. (1899. Городской музей в Сакаи. Япония) Справа: Альфонс Муха и Жорж Фуке. Украшение для корсажа «Крылатый дракон». Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. (1902. Частное собрание. Нью-Йорк) Задание 5. Опираясь на художественный анализ произведения, приведенный выше, ответьте на вопросы: Какие черты искусства модерна характерны для украшений, созданных ювелиром Жоржем Фуке по эскизам художника Альфонса Мухи?
Какие чувства рождают мотивы змеи и дракона, испольуемые художником? Почему он использует их для женских украшений?
Основная учебная литература 1. Культурология [Электронный ресурс]: Учебник / Викторов В. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 411 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517341 2. Солонин, Ю. Н. Культурология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Ю. Н. Солонин; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 566 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF. 3. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Силичев Д. А., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517356 Дополнительная учебная литература 1. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 336 с. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=907584 2. Мартынов, А. И. Культурогенез [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Мартынов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 334 с. —Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7. 3. Строгецкий, В. М. Основы культурологии [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. —Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F9B32CBC-9710-44C3-86C0-66F263E145DD. 4. Столяренко, Л. Д. Культурология [Электронный ресурс]: конспект лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 167 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/7CECA1CB-4D71-4F50-AA65-4927B1FFDAF4. 5. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 86 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=910750 6. Розин, В. М. Культурология [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 410 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F67D9268-9977-463E-88DC-841BFA84CA74.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.177 (0.026 с.) |