Методы эмпирических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы эмпирических исследований



В политической социологии

 

Этапы и процедуры проведения анкетного опроса

В политической социологии

 

Методы эмпирических исследований включают в себя последовательность операций, необходимых для получения информации. Социологическое анкетное исследование проходит три этапа: 1) подготовительный, 2) полевой, 3) аналитический.

Первый этап начинается с разработки программы и заканчивается пилотажным (пробным) исследованием. Программа исследования состоит из трех частей: методологической, методической и организационной. Методологическая часть программы включает характеристику проблемы, цели, задач, объекта, предмета, концепции исследования, выборки, основных понятий, показателей, гипотез. Методическая часть включает характеристику методов сбора и анализа данных, логической структуры инструментария, схемы обработки первичной информации. Организационная часть (рабочий план) исследования включает в себя временной график осуществления необходимых работ, рабочие документы (формы анкет, бланков, карточек, инструкций участникам и руководителям полевых и аналитических работ), калькуляцию сметной стоимости работ.

Программа социологического исследования обеспечивает доступность информации и возможность ее осмысления. Именно на основе предложенной цели, исследовательской стратегии и методов получения информации можно проверить, повторить и, значит, подтвердить или опровергнуть данные. Программа обеспечивает реализацию важнейших принципов научного познания: интерсубъективности исследования и соизмеримости полученных данных, т.е. возможности сопоставления результатов, достигнутых разными исследователями в разное время и в разных странах. Методологической установкой программы социологического исследования выступает достижение объективности.

Структура программы складывается из элементов.

1. Формулировка проблемной ситуации, уточняющей на основе анализа доступной информации (источников, публикаций, статистики) область явлений, которая остается неизвестной и/или непонятой.

2. Определение цели исследования и задач, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели.

3. Указание объекта исследования и тех его сторон, свойств и качеств, которые будут предметом изучения.

4. Изложение гипотезы о результатах исследования, подлежащей проверке в ходе полевых работ.

5. Интерпретация основных понятий и категорий, фиксирующих и описывающих круг изучаемых явлений. Такая интерпретация предполагает уточнение эмпирических признаков и индикаторов, раскрывающих их содержание. Разработка общего плана исследования, в котором фиксируются процедуры достижения результатов на каждом этапе.

6. Определение выборки, т.е. той подгруппы объектов, в которой сохранены существенные свойства всей совокупности объектов исследования (генеральной совокупности), причем в той же пропорции. Выборка конструируется в соответствии с целью исследования и может быть репрезентативной, т.е. правильно отражать основные качества генеральной совокупности, и нерепрезентативной (в случае поискового, разведывательного исследования). Скажем, если цель проекта сформулирована как «изучение политических предпочтений российских предпринимателей», то и выборочная совокупность людей, которые будут опрошены, должна строиться с учетом таких факторов, как уровень доходов, обладание собственностью, характер трудовых операций, место проживания, досуг. Должны быть обоснованы методы сбора и анализа информации, которые будут применяться в проекте.

Проведение исследования должно строиться и с учетом организационного фактора. Среди его проявлений – материально-финансовое обеспечение; возможность рекрутирования обученной и мобильной группы сборщиков информации (анкетеров); доступность группы респондентов (в обществе существует множество социальных групп, «непрозрачных» для социолога, таких, как высший слой элиты, террористы или криминальные слои); временные затраты на реализацию проекта.

Пилотажное исследование проводится с целью проверки качества инструментария, предназначенного для полевого исследования. В ходе пилотажа на ограниченном материале устанавливается валидность (пригодность) сконструированного при разработке программы измерительного инструмента: показателей и шкал. Критериями пригодности использования этого инструментария является распределение значений измеряемых признаков по делениям шкал (от минимума до максимума), невысокий удельный вес нулевых значений признаков, отсутствие перекоса значений признаков (их концентрации в одном месте шкалы). С учетом результатов пилотажного исследования проводится коррекция инструментария, после чего начинаются полевые работы.

В процессе подготовки и проведения социологического исследования осуществляется ряд процедур. Прежде всего, это концептуализация проблемы, составляющей исходный пункт исследования. Эта процедура включает в себя определение по­нятий, выражающих существенные аспекты изучаемой проблемы. Система понятий образует теорию – идеальную модель явления, дающую целостное представление о нем и объясняющую его структуру, место в политической системе, факторы возникновения и развития. Теория объясняет факты (реальные, эмпирически наблюдаемые события), относящиеся к явлению. На основе теорий выдвигаются гипотезы – предположения о связях между фактами, характеризующими изучаемое явление. Гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута. Эмпирическое исследование можно рассматривать как процесс выдвижения и проверки гипотез, опирающийся на сбор, анализ и обобщение фактов.

Для выполнения этой задачи необходимо осуществить операционализацию понятий. Операционализация означает процедуру, с помощью которой понятия переводятся в переменные. Переменные конструируются на основе выявления наблюдаемых признаков понятия, их можно измерять. Полный перевод понятий в переменные (редукция) невозможен не только потому, что понятие включает ненаблюдаемые и неизмеряемые признаки явления, но и потому, что при конструировании переменных мы подводим не понятия под их «эмпирические референты», а устойчивые структуры социального действия – под понятия. Суть операционализации – в трансформации языка науки в язык обыденный, используемый в повседневной жизни. Понятие отражает качественные (неизменные) признаки явления. Переменные выражают не только качественные, но и количественные признаки, которые могут принимать различные значения, воздействуя друг на друга. Переменные, оказывающие воздействие, называются независимыми (активными), а переменные, подвергающиеся воздействию, – зависимыми (пассивными). В литературе существует деление переменных на показатели и индикаторы. Последние рассматриваются как частичные проявления показателей. Операционализация в этом случае выглядит как перевод понятий в показатели, а показателей – в индикаторы, значения которых измеряются непосредственно.

Операционализация делает возможной следующую процедуру исследования – квантификацию. Благодаря квантификации мы можем представить в виде чисел выделенные в процессе концептуализации исходные качественные характеристики изучаемого явления и использовать математические методы обработки и анализа информации. Однако возникает затруднение, связанное с тем, что по мере преобразования качественного признака понятия в множество переменных мы должны одновремен­но двигаться в обратном направлении, доказывая, что все сконструированные нами переменные отражают различные стороны квантифицируемого нами качественного признака понятия, а не другого его признака. Как правило, при квантификации множество качественных признаков понятия трансформируется в еще более обширное множество переменных. Часто трудно доказать, что измеренные переменные относятся к одному признаку, а не к нескольким. Качество операционализации понятий в значительной степени зависит от точности и однозначности их определений, сформулированных в ходе концептуализации, которая позволяет выбрать из множества существующих трактовок понятий те, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам исследования.

Выделение простейших качественных признаков делает возможным их измерение. Это обусловлено единством качественной и количественной определенности любого явления. Поэтому в процессе дробления качественных признаков появляются количественные. И наоборот, по мере углубления анализа количественных признаков обнаруживаются качественные признаки. Единство этих двух характеристик выражается понятием меры, которая устанавливает диапазон изменения количественных характеристик явления, за пределами которого оно теряет качественную определенность (переходит в другое качественное состояние). Измерение представляет собой процедуру, в рамках которой качественным признакам изучаемого явления приписываются определенные количественные характеристики (значения). Оно осуществляется на номинальном, порядковом и интервальном уровнях с помощью шкал. Шкала представляет собой вербальную (словесную) или числовую систему, фиксирующую взаимосвязанные значения признаков изучаемого явления. Каждому уровню измерения соответствует шкала определенного типа, отличающегося способом количественного выражения соотношения качественных признаков.

На номинальном уровне фиксируется пронумерованный перечень качественных признаков изучаемого явления. Соответствующая уровню шкала дает нам классификацию признаков на основе их равенства или неравенства (сходства или различия). Примером такой шкалы служит перечень видов политического участия: выборы, референдумы, собрания, митинги, демонстрации, марши протеста и т.д. Идет фиксация использования или неиспользования населением вида участия. Измерение на этом уровне носит условный характер, поскольку оно не позволяет фиксировать количественное выражение качественных признаков. Мы можем получить лишь общее косвенное представление в результате подсчета частот (в абсолютных величинах и процентах) упоминания перечисленных форм участия в выборке. В соответствии с этими частотами можно выстроить из форм участия некоторый последовательный ряд от максимума до минимума (проранжировать их). Только после предварительной обработки становятся возможными количественные операции: 1) определение моды – наиболее часто встречающегося значения изучаемого признака, 2) построение таблиц сопряженности (парных распределений) признаков, 3) вычисление в таблицах показателей парной связи признаков: критерия хи – квадрат, коэффициента сопряженности Пирсона (Р) и коэффициента Чупрова (Г). Эти коэффициенты равны нулю при полной независимости и единице – при полной связи признаков. С помощью данных операций можно обнаружить наличие связи между различными качественными признаками явления.

На порядковом уровне измерения, в отличие от номинально­го, устанавливается не просто перечень, но и иерархическая по­следовательность качественных признаков явления. Порядковая шкала позволяет фиксировать не только отношения «равенства – неравенства», но и отношения «больше — меньше» между позициями. Такую шкалу используют, например, для определения степени удовлетворенности опрашиваемых результатами по­литического участия: 1) совершенно не удовлетворен; 2) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен; 3) трудно сказать; 4) скорее удовлетворен, чем не удовлетворен; 5) полностью удовлетворен. Цифры, обозначающие ранги (ступени) перечисленных пунктов шкалы (1, 2, 3, 4, 5), как и в предыдущем случае, имеют условный характер, поскольку они указывают на очередность расположения, а не на интенсивность качественных признаков. Мы можем, не нарушая отношения порядка, заменить значения симметричными: – 2, – 1, 0, + 1, + 2. Шкала этого уровня не позволяет фиксировать изменение значений признака от минимума (или нуля) до максимума, так как она не имеет единицы измерения.

Порядковые шкалы позволяют осуществлять больше операций с числами, чем шкалы предыдущего типа. К перечисленным (для номинальных шкал) операциям прибавляется: определение медианы (значения признака, расположенного в середине упорядоченного ряда); вычисление коэффициентов ранговой корреляции (взаимосвязи) признаков: коэффициентов Спирмена и Кендалла. Величина этих коэффициентов может изменяться от + 1 (при наличии строгой прямой зависимости между двумя рядами рангов) до – 1 (при наличии строгой обратной зависимости между ними). При отсутствии зависимости они равны нулю. Эти коэффициенты используются для определения наличия или отсутствия связи между двумя ранжированными рядами признаков. С их помощью можно измерить зависимость между степенью удовлетворенности политическим участием и степенью доверия политическим институтам по схеме: 1) совсем не доверяю; 2) больше не доверяю, чем доверяю; 3) трудно сказать; 4) больше доверяю, чем не доверяю; 5) полностью доверяю.

На интервальном уровне можно не только классифицировать и упорядочивать качественные признаки, но и определять величину удаленности одного их значения от другого. Благодаря наличию стандартизованной единицы измеряемого признака шкалы данного уровня позволяют определять расстояние между отдельными значениями признака, устанавливать, насколько одно из них больше / меньше другого. Такие шкалы используются для измерения интереса к политической информации (продолжительность просмотра политических телепрограмм; число политических изданий в домашней библиотеке и т.д.), политической активности (частоты участия в политических мероприятиях; времени, затрачиваемого на политическую работу и др.).

Существуют методы, с помощью которых можно сконструировать интервальную шкалу. Наиболее распространен метод Тёрстоуна. Его можно использовать для измерения политических установок. Сначала составляется пронумерованный список кратких и недвусмысленных суждений (от 100 до 200). Данные суждения должны выражать установку по отношению к определенному объекту (например, к правительству). Эти суждения выписываются на отдельные карточки. Затем из группы людей отбираются эксперты (более 50), которые должны сами разработать шкалу, необходимую для измерения установки обследуемой группы. Каждому эксперту дается полный перемешанный набор таких карточек. Эксперты оценивают (одобряют или отвергают) отобранные суждения и присваивают каждому из них определенный балл. Каждый эксперт оценивает предложенные ему суждения по 11-балльной шкале: сильное отрицание, не очень сильное отрицание, умеренное отрицание, слабое отрицание, очень слабое отрицание, нейтральное отношение, очень слабое одобрение, слабое одобрение, умеренное одобрение, сильное одобрение, очень сильное одобрение. Для экспертов интервалы между этими градациями должны быть равны. При оценивании суждений эксперт группирует их в соответствии с перечисленными градациями и отмечает в списке суждений номер файла, в который он помещает каждое суждение. После завершения группировки карточек всеми экспертами каждому суждению приписывается обобщенная балльная оценка. Затем из совокупности суждений исключаются те, которые получили сильно расходящиеся оценки. В итоге остается (в списке и на карточках) 15 – 20 суждений, получивших сходную оценку экспертов. Эти суждения используются в массовом опросе. В ходе интервью каждому респонденту предлагают отобрать из прошедших экспертную оценку суждений 2–3 суждения, с которыми он согласен.

Измерение величины значений признаков основано на допущении, что эксперты (ведущие политологи и политики) способны непосредственно производить количественную оценку параметров изучаемого явления. Считается, что в подобных шкалах должно быть не более 11 позиций.

Опрос является формой диалога, участниками которого выступают профессиональные социологи и представители различных социальных групп. Особенность опроса состоит в том, что он имеет вербальный (словесный) характер. При опросе мы получаем информацию только о тех явлениях, которые отражаются индивидуальным сознанием и могут быть выражены в словесной форме, причем на языке обыденного общения. Этим обусловлено повышенное внимание к формулировкам вопросов при анкетировании и интервьюировании. Дж. Гэллап сформулировал правила построения социологических опросников: 1) вопросы должны быть краткими и касаться существа дела; 2) слова и предложения должны быть простыми по смыслу и общими для повседневного языка всех групп населения; 3) в вопросах не должно быть слов с сильной эмоциональной окраской; 4) вопросы должны включать все возможные варианты ответов. Опросы делятся на письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), массовые и экспертные, групповые и индивидуальные, стандартизованные и фокусированные.

По структуре вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые. В первом случае респондентам предоставляется возможность самостоятельно сформулировать ответы на вопросы, во втором – перечисляются все альтернативы ответов, в третьем – предусматриваются как альтернативы, так и самостоятельные ответы. По роли в исследовании вопросы делятся на фильтрующие, общие, причинные, специфические и оценочные. Фильтрующие вопросы позволяют выяснять осведомленность опрашиваемых об обсуждаемой проблеме. Общие (открытые) вопросы помогают выявлять взгляды респондента на эту проблему. Причинные вопросы определяют факторы, обусловливающие эти взгляды. Специфические устанавливают отношение респондента к отдельным аспектам проблемы. Оценочные определяют интенсивность или устойчивость отношения. Существуют также вопросы-ловушки, с помощью которых проверяется искренность ответов на основные вопросы.

Не менее важной процедурой являетсярепрезентация объекта исследования (построение выборки). Все люди, подлежащие изучению в соответствии с выделенными переменными, называются генеральной совокупностью. Специально отобранная их часть, воспроизводящая в уменьшенном масштабе генеральную совокупность, составляет выборочную совокупность. В идеальном случае распределение выделенных признаков в обеих совокупностях должно совпадать. Это позволяет распространять на генеральную совокупность выводы, полученные на основе изучения выборочной совокупности. Соответствие выборочной и генеральной совокупностей называется репрезентативностью (представительностью). Обычно выборка считается репрезентативной, если по значениям основных переменных она отличается от генеральной совокупности не более чем на ± 5%. На практике часто получается «смещение» выборки – превышение пятипроцентного барьера. В этом случае делается «перевзвешивание» (ремонт) выборки с целью ликвидации превышения. Например, если соотношение мужчин и женщин в генеральной совокупности составляет 55 / 45%, а в выборочной обнаружено противоположное соотношение (45 / 55%), то мы должны изъять из полученного массива данных необходимое количество ответов респондентов-женщин. Обычно репрезентация объекта исследования осуществляется по таким признакам, как пол, возраст, образование, род занятий, место жительства (тип поселения) и др. Выборка, построенная на основе соответствующих генеральной совокупности значений вышеперечисленных переменных, называется квотной. В этом случае представители различных социально-демографических групп отбираются сообразно их удельному весу среди населения. Каждый социолог, участвующий в обследовании, получает квотное задание и находит респондентов с соответствующими ему характеристиками. Такую выборку можно построить в том случае, если имеются статистические данные о контролируемых нами признаках генеральной совокупности (число этих признаков не превышает четырех: пол, возраст, образование, род занятий).

Если же нет необходимых статистических данных, то мы можем построить случайную выборку. Случайная выборка обычно создается на основе систематического отбора необходимого количества опрашиваемых из генеральной совокупности, например из списка избирателей. Первый респондент выбирается с помощью таблицы случайных чисел, а остальные – в соответствии с определенным интервалом (шагом). Можно действовать иначе: сначала отобрать необходимое количество избирательных участков, а затем на каждом из них с помощью таблицы случайных чисел отобрать номера телефонов избирателей. В обоих случаях у каждого избирателя равная вероятность попадания в выборку.

В практике массовых опросов, проводимых Институтом Гэллапа, применялись две схемы построения выборки: социальная и политическая. Социальная выборка основана на данных переписи всего населения, политическая – на списках избирателей. Первая схема использовалась для изучения потребности в товарах, уровня жизни, распределения доходов, пособий и т. д., вторая – для изучения отношения к кандидатам, партиям, должностным лицам и т. д. Социальная выборка формировалась двумя способами: простым случайным и стратифицированным. При простом случайном способе люди отбираются для опроса из алфавитного перечня всего населения. Это позволяет получить общее представление о состоянии дел. При стратифицированном отборе все население делится на однородные группы (по образованию, профессии и др.), внутри которых проводится случайный отбор. Политическая выборка должна учитывать факторы, влияющие на участие в голосовании (тип кампании, место жительства, уровень дохода, возраст и др.). При ее построении сначала составляется классификация населенных пунктов, затем из каждого их вида произвольно отбираются поселения пропорционально удельному весу вида, в этих поселениях – административные районы, а в последних – избирательные участки. В первом варианте выборки единицей обследования служит семья, во втором – избирательный участок. На участках делается выборка домов, в каждом из которых опрашивается один избиратель.

Одним из основных вопросов исследования является определение объема выборки (числа единиц наблюдения). Дж. Мангейм и Р. Рич пишут: «В большинстве наиболее значительных исследовательских проектов в области политологии используются выборки объемом приблизительно 1400–1600 респондентов. Такие исследования дают результаты с точностью 3–4 % и со степенью уверенности 0,99 и считаются одновременно и возможными, и достаточно точными» [1, c. 180]. Однако в ряде случаев опрашивается большее число респондентов. Такие известные социологические центры, как Институт Гэллапа и Институт социологии РАН, на общегосударственном уровне чаще всего используют выборку объемом от 1500 до 2000 человек. Это вызвано необходимостью повышения точности измерения (зачастую кандидаты в депутаты побеждают на выборах с перевесом от 1 до 2%). Объем выборки рассчитывается в каждом конкретном проекте.

Результаты анкетирования зависят от корректного поэтапного исполнения исследовательских процедур:

– подготовка программы исследования, в которой определяются цели и задачи, объект и предмет, проводится операционализация понятий, выдвигаются гипотезы, в строгом соответствии с целью конструируется выборка, т.е. состав и количество респондентов, подлежащих опросу;

– уточнение финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов;

– разработка основного пакета инструментария – макета со­циологической анкеты и сопутствующих методик – инструкций к проведению полевых работ;

– проведение пробного опроса, в задачу которого входят ап­робация и корректировка инструментария, после чего можно приступать к тиражированию анкеты;

– выполнение полевых исследований. Анкетирование может быть очным в присутствии анкетера–инструктора (так наиболее часто проводятся групповые опросы) и заочным (почтовые и пресс-опросы);

– компьютерная обработка массива анкет, первичным итогом которой является одномерное распределение ответов респондентов по отдельным позициям вопросов анкеты (можно узнать, сколько человек из состава опрошенных соглашаются с тем или иным вариантом ответа на вопрос анкеты);

– подготовка итогового отчета по результатам исследования, в котором предлагается анализ эмпирических данных.

Недостатки и просчеты, допущенные на одном из этапов опроса, не могут быть компенсированы высоким уровнем подготовки другого этапа. Поэтому анкетный опрос предполагает взаимозависимость, взаимопонимание, согласованную работу и оперативность всех участников проекта.

Общие правила конструирования социологической анкеты. Анкета опосредует общение социолога и респондента, поэтому ее общая композиция и структура предлагаемых вопросов зависят от множества психологических, коммуникационных, временных, возрастных и других факторов, присутствующих в повседневной жизни. К примеру, можно работать с современными методиками, но если в ходе изучения партийных предпочтений или отношения к этническим конфликтам респонденты будут сомневаться в анонимности опроса, то анкеты будут заполняться неискренне, социолог не получит достоверной информации.

Сложности, порой непреодолимые, в интерпретации результатов анкетирования возникают из-за употребления в вопросах анкеты распространенных (казалось бы, и всем понятных) политических терминов, как «демократия», «свобода», «справедливость», так как разные люди вкладывают в их понимание разное содержание, и узнать о том, что именно имели в виду респонденты, – дело безнадежное.

Многих трудностей можно избежать, если учитывать следующие рекомендации. Анкета формируется как композиция нескольких блоков. В ее вводной части обязательно указывается название организации, проводящей опрос, сообщаются тема и задачи опроса, кратко объясняется техника ответов на вопросы. Анкетные блоки формируются по тематическим признакам, причем социально-демографический блок вопросов (пол, возраст, семейное положение, занятость) размещается в начале или в самом конце анкеты.

В соответствии с предполагаемыми ответами вопросы ан­кеты разделяются на закрытые, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных; полузакрытые, когда разработчики анкеты оставляют респонденту возможность сформулировать свой вариант ответа, и открытые, если респондент самостоятельно формулирует ответ (доля вопросов последнего типа в анкетах не должна превышать 10%).

Впечатление о легкости процедуры «вопрос – ответ» весьма обманчиво. Помимо тщательной проработки логической структуры вопросов необходимо внимательно относиться к предварительному анализу их содержательной стороны, поскольку именно анкетные вопросы – проводники идейной тенденциозности, которая может свести на нет все усилия.

Особое внимание следует уделять языку анкеты. Он должен соответствовать жизненному опыту респондента, быть четким, не допускать двусмысленности и переусложненности. Любая анкета конструируется с учетом общей и профессиональной культуры тех, для кого она предназначается.

После завершения разработки программы и проверки инструментария начинается полевой этап исследования, в рамках которого собираются и кодируются эмпирические данные. При кодировании каждой позиции используемой нами формы сбора данных присваивается определенный номер в порядке нарастания. Нумеруются только альтернативы возможных ответов на вопросы. Полученные коды являются условными числами, однако только в такой форме фактическая информация может быть введена в компьютер. В стандартной системе прикладных программ (SPSS) закодированная информация вводится в режиме электронной таблицы, столбцы которой обозначают номера вопросов (v), а строки – номера респондентов. На пересечении строк и столбцов записываются коды альтернатив, отмеченных респондентами при ответе на вопросы анкеты.

Аналитический этап включает ввод, статистическую обработку закодированной информации, обобщение и интерпретацию полученных данных.

Достоинства и недостатки анкетирования. Анкетный опрос относится к наиболее распространенным методам политической социологии. Он позволяет в сжатые сроки получать информацию об общественном мнении социальных групп или населения в целом; об отношении людей к политическим событиям, лидерам, явлениям; об информированности и знаниях респондентов в отдельных вопросах; об их поведении (об участии или неучастии в голосовании, в деятельности политических партий, в политических акциях).

Анкетирование позволяет быстро и оперативно анализировать состояние и тенденции изменения общественного сознания больших групп. Если исследовательский инструмент выполнен корректно, а выборка рассчитана правильно, т.е. опрос репрезентативен, то результаты предварительного изучения электоральных предпочтений населения будут отличаться от реального голосования не более чем на 3–4% («ошибка выборки»), Специфика российского общества (его мнимая непредсказуемость) не в том, что плохо обучены социологи, и уж тем более не в том, что общество не способно к устойчивым оценкам, а в том, что к технологиям мобилизации или манипулирования общественным сознанием общество пока не выработало противоядия.

Помимо оперативности анкетирования и возможностей этого метода в изучении больших массивов респондентов, к его достоинствам можно отнести сравнительную экономичность и организационную простоту. При сравнительно небольшой квалифицированной аналитической группе проведение анкетного опроса предполагает активный и грамотный менеджмент.

К недостаткам анкетирования относится зависимость качества информации от восприятия текста анкеты респондентом, от его аккуратности и внимательности.

Анкетный опрос не предназначен для выяснения глубинных причин какого-либо явления. Полученные данные фиксируют феноменологическую сторону политических процессов и нуждаются в дальнейшей концептуальной интерпретации и теоретическом объяснении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.033 с.)