Сша-Великобритания-япония положение в азиатско-тихоокеанском регионе после пмв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сша-Великобритания-япония положение в азиатско-тихоокеанском регионе после пмв.



В истории международных отношений проблемы завоевания господства на море всегда играла большую роль.

Конец XIX в. ознаменовался появлением на империалистической арене в Азии двух новых держав — США, выдвинувшихся в «перворазрядную», державу после победы над испанцами в 1898 г., и Японии, которая вышла на авансцену благодаря победе в китайско-японской войне в 1895 г.

В результате открытой территориальной экспансии американского капитализма к концу XIX в. США оказались обладателями шести колоний с территорией примерно 442 тыс. кв. км и населением около 10 млн. человек.

Уже в ходе Первой мировой войны, имея экономический перевес над своими соперниками, монополистические круги США строили планы завоевания мирового господства. Для достижения этой цели они стремились подорвать и ослабить военно-морскую мощь Японии.

 Американские монополисты использовали принцип "свободы морей" для укрепления своих позиций на мировой арене. Путь к мировому господству, по мнению тогдашних правящих кругов США, шел через усиление военно-морской мощи на море. Борьба за превосходство на море всегда тесно связывалась американскими империалистами с планами установления мирового господства и занимала значительное место в агрессивных внешнеполитических акциях США.

Вступив в войну незадолго до ее окончания, США решили принять участие в дележе империалистической добычи и навязать ослабевшим воюющим державам такие условия, которые бы обеспечили американским монополиям господствующее положение на мировой арене в будущем.

О быстром росте экономики США свидетельствует рост национального богатства. Если в 1912 году оно составляло 186,3 млрд., То в 1922 году - 320 млрд. Долл. В то же время в Англии этот показатель вырос с 79,3 млрд. До 88,8 млрд. Дол. Другими словами, национальное богатство США после войны равнялось совокупности национальных богатств Англии, Германии, Италии, Японии, Бельгии и ряда других стран, вместе взятых.

Важной формой вмешательства в дела европейских стран США избрали экспорт товаров. Особенно выгодным мероприятием для США были военные поставки. Экспорт из США возрос с 2,4 млрд. долл. в 1913 году до 8,1 млрд. В 1920 году, то есть почти в 4 раза. Доля США в мировой торговле росла, а удельный вес европейских держав резко снижался. Если за пять лет (1909-1913) доля Англии в мировом торговом обороте составляла 13,8%, Германия -11,6, а США - 10,1, то в 1927 году удельный вес Англии и Германии упал, а США вырос до 15,4%. Соответственно на всю Европу приходилось в первом случае 62% мировой торговли, во втором -25%. Не случайно в американском конгрессе раздавались голоса восхищения конъюнктурой мирового рынка, изменившейся в пользу США. (113, с.21)

Доля Англии во внешней торговле за время войны резко снизилась. Ее экспорт в 1922 году составлял всего 69 % экспорта 1913 года. Ее экономические связи с Доминиона и ослабли. Великобритания теряла свое экономическое могущество. Война значительно ускорила этот процесс. Пытаясь усилить свое влияние на мировых рынках, Англия встречала сопротивление в США.

 Таким образом, напряжённые англо-американские отношения ещё больше обострились после войны. Американский публицист Л. Денни писал: «Англо-американское соперничество во внешней торговле увеличивается в результате сокращения старых рынков сбыта и срочных поисков новых рынков».

Особенно острая борьба между США и Англией велась в странах Британской империи. Объем имперских рынков для английской промышленной продукции сократился. За время войны экспорт английских товаров снизился на 10%, в то время как США, несмотря на имперские преференции, значительно увеличили свой экспорт. Экономическая экспансия США в страны британской империи вела к дальнейшему обострению англо-американских противоречий.

Напряжённая англо-американских борьба шла также и за промышленное сырье, особенно за нефть и каучук. Доля США в мировой добыче нефти быстро увеличивалась. Если взять мировую добычу и переработку за 100 %, то на долю Англии по добыче в 1930 году приходилось 18%, а на долю США - 68, по переработке - 25 и 55%. (113, с.34)

Что касается потребления нефти, то английская промышленность и морской флот потребляли ее больше, чем США. Таким образом, недостаток жидкого топлива в Англии и избыток его в США приводили к появлению новых противоречий.

Не менее остро протекала борьба за каучук. На долю США приходилось около 75% всего мирового потребления каучука, то есть больше, чем потребляла вся Европа. Но около 72% каучуковых плантаций мира принадлежало Англии. Англия потребляла значительно меньше каучука, чем США. Поэтому всякое снижение или повышение цен на нефть со стороны США вызвало ответные меры в отношении каучука со стороны Англии.

Итак, в результате первой мировой войны в капиталистическом мире сложилось новое соотношение сил. На первое место выдвинулись англо-американские противоречия.

До начала Первой мировой войны Великобритания представляла собой сильную в военном отношении державу. Ее военно-морские силы были самыми мощными в мире. Они осуществляли господство на море и обеспечивали Англии защиту ее интересов в колониях и доминионах, разбросанных по всему земному шару. Встав на путь широкой колониальной экспансии при наличии достаточно сильного флота, Великобритания «обыскала по всему свету» в поисках «новых земель».

Сравнительно лёгкая победа над своими соперниками окрылила английских империалистов и дала им возможность претворить идею «господства на море» в реальный лозунг.

Более 100 лет английский флот господствовал на море. Англию справедливо в то время называли «владычицей морей». Главным мерилом морских сил Великобритании до 1914 года была идея о том, чтобы мощь британского военно-морского флота не уступала мощи двух сильнейших военно-морских держав. Однако обстановка после первой мировой войны складывалась таким образом, что Англия в силу своих экономических затруднений не могла больше создавать флот, мощь которого определялась бы по излюбленной формуле. Перемещение экономического могущества ин Европы в Америку вызывало соответствующее перемещение в области морских вооружений, ибо мощный морской флот был под силу только мощной и развитой державе. Политическая мощь на море в значительной мере зависит от степени развития экономики страны, ее географического положения и возможности широкого использования морских путей для дальнейшего развития производительных сил.

Империалистические державы широко использовали военно-морской флот в борьбе за новые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Морской флот в руках капиталистических держав превратился в грозное оружие империализма. Для удержания колоний и зависимых территорий, для охраны их от проникновения соперников морские колониальные державы всегда создавали сильный военный флот. Английский политический деятель Д. Чемберлен в секретном докладе на совещании в министерстве колоний в июне-июле 1897 года заявил, что морской флот нужен Англии для сохранения империи и для приобретения новых колоний.

Такие задачи перед своим военно-морским флотом ставило не только английское правительство.

Другие морские империалистические державы делали то же самое. США использовали свой военно-морской флот не только для экономической экспансии, но и для борьбы против демократических сил в других странах.

Добившись экономического перевеса над своими соперниками, монополистические круги Соединённых Штатов Америки поставили перед собой задачу подорвать политическую силу Великобритании на море. Когда Англия была центром мировой торговли, а Сити - центром международных кредитных и финансовых операций, когда фунт стерлингов был доминирующей международной валютной, английский флот не знал себе равного в мире. Однако после первой мировой войны, когда англичане вынуждены были сдавать в области экономики одну позицию за другой, мощь военно-морского флота также стала падать.

 История борьбы морских держав за господство на море красноречиво говорит о том, что переход превосходства в политической силе на море от одной капиталистической державы к другому почти всегда сопровождался войной между старым обладателем этой силы и новым претендентом на морское могущество. Война возникала всякий раз, как только начиналось военно-морское соперничество между державами. К этому склонялись и англо-американские отношения после окончания первой мировой войны, когда интересы двух морских держав - США и Англия - непрерывно сталкивались во всех частях земного шара. Американские империалисты требовали для себя рынков сбыта, источников сырья и сфер приложения капитала, а их легче было получить за счёт своего соперника - Англии и только путем принуждения последней отказаться от своего превосходства на море. Монополисты США начали ожесточенную борьбу, которая не могла не привести к обострению противоречий между двумя державами.

Острая конкуренция на мировых морских путях между США и Англией определила характер англо-американского морского соперничества. Если учесть, что почти вся внешняя торговля США и Англии проходит через одни и те же морские пути, то становится ясно, что англо-американские интересы непрерывно сталкивались в Атлантике, на Тихом и Индийском океанах. Борьба за морские коммуникации как в мирное, так и в военное время нашла свое выражение в доктрине «свободы морей».

Противоречия между США и Англией по вопросу «свободы морей» зародилось ещё во время борьбы США за независимость, однако наиболее острую форму они приобрели в период Первой мировой войны. Под предлогом морской блокады Германии английское правительство объявило опасными для нейтрального судоходства многие районы, куда экспортировались американские товары. В этой связи в США сложилось определенное впечатление, что Англия пытается воспользоваться войной для нанесения удара американской торговле. Ссылаясь на нарушение международных законов, правящие круги в Вашингтоне многократно требовали превратить действия, направленные против американской внешней торговли. Однако попытки американских монополистов такими требованиями потеснить Англию на море не достигли цели. (75, с. 62)

Уроки Первой мировой войны наглядно показали правящим кругам США, что если американские монополисты не создадут себе надлежащих военно-морских сил, их внешняя торговля, а следовательно, и вся экономическая экспансия в слаборазвитые страны обречены на провал из-за английского превосходства на море.

Встретив сопротивление со стороны английских монополистов, США перешли к открытой угрозе. Президент Вильсон предупредил, что если Англия будет продолжать отказываться от признания требований США, то американцы используют всю свою современную технику, чтобы создать самый мощный флот в мире, на который только хватит средств. Но и эта угроза оказалась слабой для того, чтобы заставить Англию поделить свою политическую силу на море с США.

 Тогда было решено осуществить создание в США сильного морского флота. В Вашингтоне решили встать на путь запугивания английских правящих кругов программой строительства новых военных кораблей.

Вся дальнейшая англо-американские борьба вокруг принципа «свободы морей» приняла форму гонки морских вооружений и увеличения ассигнований на морской флот. Новая форма борьбы и обострила англо-американские противоречия.

Послевоенная политика США была всецело направлена на то, чтобы заставить Англию играть второстепенную, подчинённую роль не только в экономической жизни, но и в морских вопросах. Другими словами, США намеревались создать такую политическую силу на море, которая дала бы американским монополистам возможность занять ведущие позиции в осуществлении планов мирового господства. Выражая стремление империалистов США к мировому господству, американский сенатор Альберт Беверидж ещё в 1898 году говорил следующее: «...Мировая торговля должная быть нашей и будет нашей... Мы создадим торговые посты во всем мире как распределительные пункты американских продуктов. Мы заполним океан нашими судами. Мы создадим военный флот, соответствующий нашему величию... Наши порядки последуют за нашей торговлей... И американский закон, американский порядок, американская цивилизация и американский флаг утвердится на берегах, которые до этого были залиты кровью и погружены во мрак, которые отныне волею бога будут превращены в прекрасные и светлые». (123)

Не менее остро проходила борьба и с другим серьезным соперником США на море - Японией. Интересы двух сравнительно молодых империалистических держав очень быстро столкнулись ты бассейне Тихого океана. Противоречия в области морской политики вытекают из их борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Быстрое развитие американской промышленности за время войны требовало вывоза промышленной продукции за границу. Торговые суда, направляющиеся в Европу из западных портов США, должны были огибать Южную Америку. Это снижало выгоды от торговли с Европой. Сооружение Панамского канала значительно сокращало этот путь. Панамский канал изменил не только физическую, но и политическую карту мира.

В результате развития финансовой и промышленной мощи американских монополий излишки продукции не могли поглощаться не только в пределах США, но и на всем Американском континенте. В поисках новых рынков сбыта империалисты США ринулись на Дальний Восток, где они столкнулись с Японией. За годы войны Япония значительно усилила свои вооруженные силы и превратилась в перворазрядного соперника США и Великобритании в Азии и на Тихом океане.

Создание мощной обрабатывающей промышленности в Японии позволило последней направлять уже в конце XIX века около 50% экспорта в отсталые, главным образом азиатские, страны.

Влияние Японии в Китае значительно усилилось. Если экспорт Англии в Китай составляло 48% от всего ввоза в эту страну до Первой мировой войны, а японский - всего лишь 19,7 %, то в 1918 году английский экспорт упал до 39 %, а японский возрос до 39,4%. Доля экспорта США в Китай возросла между 1913-1925 годами с 6 до 15%. (113, с. 86)

Японское превосходство в Китае было установлено ещё до Первой мировой войны, превосходство США - во время войны. Доля английского ввоза в Китай упала в 1918 году до самого низкого уровня. Что касается США, то они по объему своего экспорта в Китай перегнали Великобританию ещё в 1917 году.

Огромную роль в расширении американской экспансии в странах Тихого океана сыграл Панамский канал, грузооборот которого к 1929 году возрос по сравнению с 1915 годом более чем в пять раз. Связывая оба побережья США, он служил началом морских путей, ведущих на Дальний Восток и в Атлантический океан. Панамский канал в руках империалистов США стал новым источником обогащения за счёт стран Тихоокеанского бассейна. Учитывая стратегическое положение канала, Соединенные Штаты перебросили в 1919 году на Тихий океан свой основной военно-морской флот. Появление кораблей на Тихом океане подтвердило мощь США, с которой вынуждены были считаться и в Лондоне, и в Токио.

Для обеспечения господства на тихоокеанских морских путях американские империалисты поспешили создать там целую сеть морских баз. Эти базы на Дальнем Востоке, писал американский публицист Фредерик Мур, требовали пребывания боевых кораблей США на расстоянии пяти тысяч миль от берегов страны. Укрепляя морские базы, правящие круги США решили превратить Тихий океан в американский бассейн.

Первая мировая война явилась наиболее благоприятным периодом для роста японского империализма. Внимание и силы европейских держав были отвлечены на войну с Германией. Америка была завалена выгоднейшими заказами на вооружение и занята снабжением воюющих стран. Япония воспользовалась этим и захватила целый ряд германских владений в Азии, а именно: военные базы в Шаньдуне, Куа-Чяо, а также Каролинские, Маршалловы и Марианские острова. Позднее Версальская конференция выдала Японии мандат на эти острова.

Помимо всего в это время в Китае сталкивались интересы многих империалистических держав. Среди держав стремившихся к монопольному господству в Китае, главными были США, Великобритания и Япония. Поскольку вопрос касался Китая и политики "открытых дверей", США готовы были ринуться в бой не только с помощью доллара, но и с помощью своих военно-морских сил. Американо-японские противоречия не ограничивались, однако, только китайским вопросом. Японский империализм стремился подчинить себе всю Восточную Азию, весь обширный тихоокеанских бассейн и намеревался закрепиться в Южной и Центральной Америке.

К этому можно добавить недвусмысленные высказывания из воспоминания военно-морского немецкого деятеля Альфреда фон Тирпица:

«Германский народ не понял значения моря. В роковой для него час он не использовал свой флот. Ныне я могу только поставить этому флоту надгробный памятник. В своем быстром восхождении к мировому могуществу и еще более быстром падении…

Обозревая трагическую судьбу нашего флота, неотделимую от судьбы народа, можно прийти к выводу, что всякая попытка какого-либо европейского государства добиться равноправия с Англией на море заранее обречена на неудачу…

…Испания была владычицей мира, в то время как Англия превращалась в борьбе против ее серебряного флота — Westward Ho! — из земледельческой страны в пиратское государство и в конце концов уничтожила великую Армаду. Испания могла завоевать и некоторое время удерживать за собой заморские владения, но ей не хватало торговой предприимчивости — второго важнейшего условия для достижения длительного могущества на море.

…Голландия обладала богатейшей торговлей и этим разожгла алчность Англии… Возможно, впрочем, что Нидерланды смогли бы продержаться дольше и дотянуть до того времени, когда в лице Германии для них вырос бы новый союзник, если бы…

…Рост морского могущества Франции был подвержен колебаниям, обусловленным ее внутренним положением…Тем не менее перед революцией морское могущество Франции стояло наравне с английским. В значительной степени благодаря ему Вашингтону удалось завоевать свободу Америки...Тогда Наполеон убедился на собственном опыте, что даже его энергия и гений не могли мгновенно создать морское могущество, и численно превосходящий франко-испанский флот был уничтожен превосходившим его по своим качествам флотом Нельсона…

После этого морской престиж Англии пережил весь XIX век». (18)

Начало XX века, вскормило для Великобритании новых соперников, которые хоть и были достаточно молоды в своих морских амбициях, но, тем не менее, способными затмить своим могуществом былой свет английской короны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.025 с.)