Структура компетенции «готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям» (СПб ИТМО) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура компетенции «готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям» (СПб ИТМО)



Расшифровка значений величин, определяющих результаты образования (РО):

В области знания и понимания (А):

А1 – представляет культуру как ценностно-смысловое единство и имманентные закономерности ее развития;

А2 – понимает особенности развития отечественной культуры;

А3 – знает исторические этапы появления основных видов искусства, их роль и место в культурном процессе;

А4 – имеет представление об основных религиозных конфессиях и истории развития религиозных представлений.

В области интеллектуальных навыков (В):

В1 – ориентируется в формах культуры, их возникновении и развитии, знает культурные нормы, ценности, механизмы сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

В2 – анализирует исторические и региональные типы культур, их динамику;

В3 – ориентируется в традициях свободомыслия в духовной культуре

В4 – способен к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

В области практических навыков (С):

С1 – использует полученные знания для экспертной оценки явлений культуры и произведений искусства; классифицирует ценности;

С2 – имеет навыки поисков социального и культурного взаимодействия, религиозной терпимости, толерантности;

С3 – грамотно и логично излагает учебный материал, ведет дискуссию, формулирует свое отношение к проблеме;

С4 – самостоятельно работает с учебной литературой и источниками в сети Интернет, обрабатывает ее для подготовки к выступлениям на семинарах и подготовке творческих работ;

С5 – использует свои знания в области информационных технологий для создания презентаций выступлений и творческих работ.

В области переносимых навыков (Д):

Д1 – корректно участвует в дискуссиях со смежными специалистами в области гуманитарного знания;

Д2 – доказываетобоснованность своих суждений в области культуры.

Таблица формирования результатов образования и компетенций при реализации каждого учебного модуля и дисциплины в целом


модуля

Результаты образования по дисциплине

знание и понимание

интеллектуальные
навыки

практические
навыки

переносимые
навыки

А1 А2 А3 А4 В1 В2 В3 В4 С1 С2 С3 С4   С5 С Д1 Д2
5 + +   + + + + + + + + + + + +
6     + + + + + + + + + + + + +

3) учет составляющих результата образования (по таксономии Б. Блума и его последователей) в трех сферах:

когнитивной (познавательной),

аффективной (ценностно-эмоциональной),

психомоторной.

Б. Блум предложил организовать когнитивную или познавательную сферу в виде шестиуровневой иерархической структуры: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка.

Эмоциональная сфера охватывает «отношения», «чувства» и «ценности» (т.е. все то, что характеризует эмоциональную составляющую образовательного процесса: от базисного желания и готовности получать информацию до интеграции мотивов, ценностей, взглядов, идей и т.д.).

Психомоторная сфера включает в себя, как правило, физические навыки. подразумевающие координацию мыслительной и мышечной деятельности (широко используя в таких областях, как естественные науки, медико-санитарные направления подготовки. искусство, театр, инженерные науки, физическое воспитание[14].

Подробнее таксономию Б.Блума см. в прил. 3.

Пример:

Компетенция «способность планировать и организовывать эксперимент» (НИТУ МИСиС)

уровни целей по Б.Блуму БАКАЛАВРИАТ
ЗНАНИЕ (воспроизведение важной информации) Определяет процессы как многофакторные, случайные и нелинейные Воспроизводит и корректно использует основные понятия, связанные с математической статистикой, планированием эксперимента, факторными планами, математическими моделями
ПОНИМАНИЕ (объяснение важной информации) Характеризует возможности методов, границ его применения, возможные риски, степень надежности Оценивает точность полученных результатов
ПРИМЕНЕНИЕ (решение закрытых проблем) Анализирует задание. Выбирает метод планирования эксперимента. Разрабатывает план эксперимента. Проводит натурные опыты. Рассчитывает модель и оценивает её.
АНАЛИЗ (решение открытых проблем) Устанавливает влияние факторов на показатели качества эксперимента. Строит зависимости. Определяет доверительные границы. Устанавливает корреляционные связи.
СИНТЕЗ (нахождение уникальных ответов к проблемам) Сопоставляет полученные результаты с уже известными. Обобщает результаты.
ОЦЕНКА (вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях) Оценивает значимость и практическую пригодность полученных результатов

 

4) использовать результаты отечественных (включая собственные) и зарубежных научных исследований по проблемам компетентностного подхода (подхода, ориентированного на результаты) в высшем образовании.

Разработка структуры компетенции является новой сферой научно-методических исследований, поэтому могут быть разработаны и использованы прочие, отличающиеся от вышеуказанных, подходы, обеспечивающие ориентацию на компетенции и результаты обучения.

2.4. РАЗДЕЛ «Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза»

Назначение раздела:

В данном разделе фиксируются требования к выпускникам, как минимум, пороговый уровень, как обязательный для всех студентов-выпуск­ников вуза по завершении освоения ООП ВПО, а также повышенные (один или несколько) уровни (относительно порогового). Повышенные уровни могут быть: 1) по одному основному признаку, 2) по нескольким признакам), 3) по всем признакам.

Назначение уровней компетенций – выстраивание на их основе этапности обучения на основе постепенного повышения сложности задач, которые способны самостоятельно решать студенты. Это означает, что вузу недостаточно описать лишь те уровни компетенций, которые он намерен сформировать у выпускников. Необходимо описать все уровни, начиная с того, который фиксирует входные требования к абитуриентам.

Описание уровней является основой для разработки контрольно-измерительных материалов для итоговой государственной аттестации.

Особенности разработки раздела:

Характеристики порогового уровня сформированности компетенции должны соответствовать характеристикам степени (квалификации), получаемой студентами: бакалавр, магистр, специалист.

Для этого в качестве проверочного ориентира используют:

- Дублинские дескрипторы (европейские отличительные признаки) (прил. 4),

- Европейскую рамку квалификаций (прил. 5);

- Национальную рамку квалификаций (прил. 6).

Описание уровней сформированности компетенций может быть представлено в виде таблицы:

  Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
1 Пороговый уровень    
2 Повышенные уровни (относительно порогового уровня)    

Пример 1:

Компетенция ОПКВ-3 «готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» (Псковский ГПУ)

Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня
Пороговый уровень - знает этапы исследования - может разработать исследовательские задания на материале школьного курса математики - может организовать локальную исследовательскую или проектную деятельность учащихся
Повышенный уровень - имеет опыт организации исследовательской или проектной деятельности школьников - может предложить тему и организовать исследование учащегося, подготовить его к участию в научно-практической конференции

Пример 2:

Компетенция ПКВ-1 «способен демонстрировать, применять, критически оценивать и пополнять математические знания» (Псковский ГПУ)

  Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня освоения компетенции (дескрипторы)
1 2 3 4
1 Пороговый уровень Обязательный для всех студентов-выпуск­ников вуза по завершении освоения ООП ВПО способность решать известные, немногофакторные задачи, не имеющие далеко идущих последствий, часто встречающиеся, требующие практического знания, известными способами, описанными в стандартах (ФГОС ВПО)
2   Продвинутый уровень   Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза  способность решать известные задачи, не имеющие далеко идущих последствий, часто встречающиеся, но имеющие множество ограничений, с несколькими группами заинтересованных сторон, зачастую способами, выходящими за рамки стандартов  
3 Превосходный уровень Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования способность решать задачи, принадлежащие известному семейству задач, с множеством конфликтующих ограничений, с несколькими группами заинтересованных сторон, последствия которых могут превышать локальную важность, зачастую способами, выходящими за рамки стандартов.

Компетенция « Способность использовать методы определения характеристик физических и механических свойств металлов и сплавов» (Пермский ГТУ)

Ступени уровней освоения компетенции   Отличительные признаки
Пороговый Воспроизводит термины, основные понятия, знает методы и процедуры определения физических и механических свойств металлов и сплавов. Способен сопоставить структуру металлов и сплавов с уровнем характеристик физических и механических свойств. Объясняет изменение физических и механических свойств соответствующими изменениями в структуре металлов и сплавов.  
Продвинутый Выявляет взаимосвязь между структурой и свойствами, применяет законы изменения структуры сталей и сплавов при термообработке, для целенаправленного изменения физических и механических свойств. Вычленяет главные факторы влияющие на уровень физических и механических свойств металлических материалов, оценивает значимость полученных экспериментальных данных и ошибок эксперимента.
Высокий Разрабатывает и предлагает план проведения исследования, направленного на установление закономерностей влияния структурного состояния на изменения физических и механических свойств, формулирует выводы, оценивает соответствие выводов полученным данным. Оценивает научную и прикладную значимость своей разработки.

2.5. РАЗДЕЛ «Общая трудоемкость формирования компетенции у «среднего» студента вуза (в часах) на «пороговом» уровне»

Назначение раздела:

Информация используется при формировании и оптимизации учебного плана

При использовании АРМ «Разработка компетентностно-ориентированного учебного плана»[15] может также использоваться коэффициент сложности формированиякомпетенции, который характеризует вес данной компетенции в общей компетентностной модели выпускника и определяется длительностью ее освоения, а также сложностью дисциплин, участвующих в ее формировании. Значение данного коэффициента берется из интервала [0,5; 2].

Особенности разработки раздела:

Информация может быть представлена в следующем виде:

1) прогнозируемая оценка _________________________________  часов;

2) оценка, полученная на основании конкретных научных исследований в вузе      часов (если таковые ведутся).

 

В пункте 1) указывается прогнозируемая оценка выставленная экспертным путем, в п. 2) указывается уточненная информация по мере накопления опыта формирования данной компетенции.

 


3. ГЛОССАРИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.019 с.)