Этап 2. Отбор составляющих действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 2. Отбор составляющих действий



На данном этапе для компетенции отбирают составляющие действия (части, элементы), связанные с демонстрацией этой компетенции.

Для отбора такой совокупности действий (частей, элементов) могут быть использованы следующие организационные методы:

а) экспертная оценка, фокус-группы, мозговой штурм.

Основная идея этой совокупности методов – с участием группы экспертов обсудить состав действий и прийти к компромиссному решению и необходимом и достаточном составе таких действий.

Примечание: Такой подход был использован в 2007 г. Азаровой Р.Н., Борисовой Н.В., Кузовым В.Б. при разработке карт универсальных компетенций[9]. В этой работе авторами впервые в российской практике проектирования ООП была предложена идея разработки карт компетенций.

б) отбор составных действий группой преподавателей, дисциплины которых однозначно «работают» на формирование данной компетенции.

Для формирования этой группы из имеющихся в учебном плане дисциплин отбираются 3-5, которые однозначно «работают» на эту компетенцию. Основная идея метода: данная группа преподавателей отбирает состав основных действий (частей компетенции) и распределяет их между своими дисциплинами. (На следующем этапе каждый преподаватель для части компетенции, закрепленной за его дисциплиной, отбирает соответствующие результаты обучения (знать, уметь, владеть) и только после этого командно обсуждаются комплексные результаты обучения, соответствующие компетенции в целом).

Примечание: Такой метод реализован Пермским ГТУ при разработке паспортов компетенций и реализован в АРМ «Разработка компетентностно-ориентированного учебного плана»[10]. В АРМ для каждой компетенции назначается набор составных действий (в АРМ они названы «элементы компетенции»). Для каждого действия (элемента) назначается дисциплина, формирующая этот элемент компетенции, а также величина вклада данного элемента в формирование всей компетенции, задаваемая через вес элемента (общий вес 100 делится между всеми элементами компетенции).

При выборе группы методов «а» больше вероятность обеспечения полноты сформированного состава действий, при выборе метода «б» больше надежность обеспечения подготовленности студентов к демонстрации сформированного состава действий. Методы групп а) и б) могут быть применены в совокупности.

Примечание: при отборе составных действий не всегда удается оценить полноту полученного набора действий. Учитывая деятельностную основу компетенции, в качестве ориентира можно использовать представление об этапах деятельности (целеполагание, проектирование, осуществление действий, анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями).

Пример 1. Путем организации мозгового штурма были отобраны следующие составные действия компетенции[11]

Название компетенции Составные действия
Организует командную работу Создает эффективные проектные команды
  Налаживает конструктивные отношения с коллегами
  Формирует чувство принадлежности к команде
  Поощряет атмосферу сотрудничества
  Выслушивает и стремится понять других
  Вносит ощутимый вклад в работу команды, даже если не учтены его личные интересы
  Понимает необходимость совместной деятельности во взаимодействии с другими

В приложении 2 для примера представлен состав действий 32 общекультурных компетенций[12].

Пример 2. Группой преподавателей составлен следующий набор действий (частей) компетенции [13]

Компетенция: Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-7)

N п.п

Части компонентов и компетенции

Дисциплины, практики
1 ОК-7.Б.2-Д.17 Способен к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности   Б.2-Д.17 Экология
2 ОК-7.Б.3-Д29 Знает основы защиты производственного персонала и населения от последствий аварий катастроф, опасных условий труда и меры по ликвидации их последствий Б.3-Д.29 Безопасность жизнедеятельности
3   ОК-7.Б.3-Д.41 Знает основы защиты производственного персонала, населения и окружающей среды от вредных и опасных факторов производственной деятельности металлургических предприятий. Б.3-Д.41 Экологические проблемы в металлургии
4 ОК-7. Б.5 / П.1 Способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности. Б.5 / П.1-2 Производственная практика

Примечание: шифр части компетенции ОК-7.Б.2-Д.17 означает, ОК-7 – порядковый номер компетенции в компетентностной модели, Б.2 – код цикла бакалаврской программы (Б.2 - Математический и естественнонаучный цикл), Д.17 – порядковый номер дисциплины в учебном плане (Дисциплина №17).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.004 с.)