Литературоведение как искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературоведение как искусство



Литературоведение

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА

Литературоведение это наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ как наука возникло в начале 19 века.

Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

Перед литературоведением встают два основных вопроса. Во-первых, почему у каждого народа, в каждую эпоху наряду с другими видами общественного сознания существует также литература, в чем ее значение для жизни этого народа и всего человечества, в чем ее сущность, ее особенности, причина ее возникновения? Во-вторых, почему художественная словесность (литература) каждого народа бывает различна в каждую эпоху, а также в пределах самой эпохи, в чем суть этих различий, почему она исторически изменяется и развивается, в чем причина такого, а не иного ее развития?

Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые учёные также выделяют фольклористику, как главную отрасль литературоведения. Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография. Следует различать литературоведение и литературную критику.

2. Основные литературоведческие дисциплины

Современное литературоведение состоит из ТРЕХ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ:

· теории литературы;

· истории литературы;

· литературной критики.

 

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой. Поэтика — часть теории литературы, изучающая состав и строение литературного произведения. Теория литературного процесса — часть теории литературы, изучающая закономерности развития родов и жанров.

 

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ дает исторический подход к художественным произведениям. Историк литературы изучает всякое произведение как целостное единство, как индивидуальное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, исто рик изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений.

История литературы является отраслью общей истории культуры.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности; изучает новые произведения, текущий литературный процесс ее предметотдельное произведение, творчество писателя, новые произведения нескольких писателей. Литературная критика помогает читателям понять особенности содержания и формы художественного произведения, его достижения и потери, способствует формированию эстетического вкуса. Ведущие жанры литературной критики - литературные портреты, литературно-критические обзоры, рецензии, отзывы, аннотации и т.д.

 

3. Вспомогательные литературоведческие дисциплины

· Историография (греч historia - рассказ о прошлом и grapho - пишу) - это вспомогательная дисциплина литературоведения, которая собирает и изучает материалы об историческом развитии теории, критики и истории литературы на протяжении эпох (античности, средневековья, Ренессанса, барокко, Просвещения, романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма). Историография описывает не историю литературы, а историю изучения литературы; занимается историей создания и публикаций того или иного текста. Напр. «Предисловия» и «Уступы» («Прадмовы» и «Уступы»), которые размещаются перед основным разделам или публикуются как отдельные работы – М. Мушынский «Беларуская крытыка і літаратуразнаўства».

· Текстология – это отрасль историко-филологической науки, которая изучает художественные тексты, сравнивает варианты, очищает от редакторских и цензурных изменений, в восстанавливает авторский текст. Задача текстолог установить оригинал произведения, его полноту, законченность, соответствие воли автора и его замысла. Текстолог различает аутентичный (оригинального) текст автора, его идеи, от измененного цензурой текста или внесенные автором поправок из-за идеологического давления.

Особую важность имеют академические издания, в которых публикуются все известные произведения писателя, а в конце размещаются все рукописные и изданные варианты его произведений, отображается их сравнение и противопоставление (напр. Сборник Л. Толстого в 90 томах, А. Пушкина в 16 томах, 20 книгах и пр.).

Полные сборники классиков выпускаются ещё до академичных. Они уступают академичным в комментировании, датировании и пр., однако до выпуска академичных сборов являются очень популярными и важными.

Обычные (звычайныя) сборники. Напр., издание украинцами Ивана Франко в 50ти томах.   

Текстология занимается также проблемой датирования (определение точных дат написания и публикации произведения), комментирования (сноски) и атрибуции (ус тановление авторства анонимных и превдонимных работ). (напр., споры о авторстве шекспировских произведений, «Тихого Дома» Шолохов\; авторско «Энеиды навыварат» и «Тараса на парнасе»).  

Особая заслуга белорусской текстологии в издании сборников: полного (9 томов и 10 книг) – Я. Купалы, полного (3 тома) – К. Чёрного, 8 томов – В. Караткевича и пр.

 

· Архивоведение - наука, изучающая историю, теорию и практику архивного дела; принципы и методы отбора документов, подлежащих архивному хранению; способы хранения, обеспечивающие; Рукописные отделы, где собираются и сохраняются архивные материалы, существуют во всех крупных библиотеках и музеях. В разных странах даже созданы специальные условия хранения – архивы. В Минске с 1960 существует Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства, в котором хранятся работы более трехсот белорусских авторов.

 

· Библиография (греч biblion - книга и grapho - пишу, описываю) - научно-практическая дисциплина, обнаруживает, систематизирует, публикует и распространяет информацию о рукописи, печатные произведения, составляет указатели, списк и, которые иногда сопровождаются лаконичными аннотациями, которые помогают выбрать нужную литературу Есть разные типы библиографических указателей: общие, персональные, тематические.

Беговая – фиксирует современные издания, аудио- и видеопродукты. Такая информация размещается в ежемесечнике «Летапіс друку Беларусі». На основе беговой библиографии возникает ретроспективная.

Ретроспективная библиография (ретроспекция – это “взгляд в прошлое”) – разные тематичные и персональные библиографические справочники, напр., «Художественная литература Совецкой Белоруссии» (1962, 1971) Нины Ватацы; «Белорусское литературоведение и критика», «Белорусская совецкая драматургия» и пр.; справочники по творчеству белорусских авторов (Скорины, Купалы, Коласа, Мележа и пр.).

Биобиблиографичные справочники – справочники, в которых информация о напечатанных произведениях совмещается с биографичными сведениями об авторе. Напр., 6-томный биобиблиографичный словарь «Белорусские писатели» (1992-1995) под ред. А. Мальдиса

 

· Археография – дисциплина, которая изу чает особые методы сбора, написания и публикации исторично-литературных документов, которые нашли в архивах. Особую проблему составляет публикация старых файлов. В этом случае помогает палеография.

 

· палеография – изучение древних носителей текста (только рукописи); изучение материалов, историей записи и особенности графики. Палеографический анализ помогает установить аутентичность документа. Напр., «История белорусской (кривской) книги» (1962) Вацлава Ластовского, «Хроника Быховца» (1966), тома «Полного сбора русских летописей» и пр.

 

· библиотековедениенаука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы.

· Музееведение - наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов. В отличии от архивов, в которых сохраняются документы, в музеях собираются и выставляются предметы. Напр., дом-музеи писателей, государственные музеи Купалы, Коласа, Багдановича, Бровки, пр.

· Литературное краеведениенахождение материалов о связи автора с определенной местностью, использованием им в своих работах фольклора, диалектов, определенных событий и т.д.  – «Сборник памятников истории и культуры Белоруссии» и пр.

· Биографистика - создает полные и научно точных биографий деятелей литературы и культуры. Такие биографии могут быть разными по объему, жанре, стиле, различаться по читателю

· Хронология – выделение точных, документально подтвержденных дат развития литературного процесса в его временной последовательности. Жанры хронологии: летопись жизни и творчества писателя, хроника литературной жизни.

· Источниковедение – в ыявление, систематизация и публикация литературных источников: особых произведений, материалов, связанные с жизнью или творчеством писателя. Бывают: первоисточники – это рукописи или написание/перепись, если они не дошли в каноничном варианте, переписки, мемуары; источники – работы и документы, которые уже были напечатаны; пособия – работы о авторе, теоретичные работы, публикации по истории литератур, учебники и пособия и пр.

 

Литературный образ

Термин «образ» отечественное литературоведение позаимствовало из церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении — картина;

Литературные образы - отражение действительности и ее обобщение. Автор не только показывает то, как он видит настоящую реальность, он создает свой, новый вымышленный мир. С помощью образов художник изображает свое личное представление о реальной жизни, восприятие закономерных событий. Художественный образ в литературе является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, символизирует вторую природу, организованную по законам красоты. Это не действительность, а ее образ.

Художественный образ – это форма отражения действительности, любое отдельное явление, которое автор переосмысливает с помощью фантазии и воссоздает в своем произведении. Под образом может пониматься отдельный элемент целого замысла, который в то же время словно имеет собственное содержание и «самостоятельно живет».

Лирический герой это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой — художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы. Однако нельзя постоянно представлять автора как лирического героя, а переживания героя – эмоциями автора. Напр., «Я- калгасница» Я.Купалы ЛГ – женщина. Или А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» ЛГ – убитый солдат.

Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении. Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.

Приемы создания образов – персонажей:

- внешние черты портрета персонажа

- портрет персонажа – внутренний, психологический

- характер персонажа – описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа

- внешний мир и время

- психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков

- языковая характеристика персонажа – его собственная художественная речь

- характеристика персонажа другими персонажами

- художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно

Типы художественных образов:

· Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя. Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова.

· Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского).

· Типический образ представляет собой высшую ступень образа характерного; это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

· Архетип – прообраз, собранный на основе человеческого опыта, передаваемый от поколения к поколению. Архетип характеризуется общими признаками и свойствами, позволяющими довольно четко определять его. Например, архетип – мать. Как обычно мы представляем, следуя из человеческого опыта, этот персонаж? Заботливая, добрая, самоотверженная женщина.

 

Литературное произведение

Художественный мир произведения. Художественный мир — это условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства; это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира — персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя компоненты:

- - фабула – череда событий, служащих основой произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет

- акты поведения персонажей,

- диалоги

- черты их наружности (портреты),

- явления психики

- вещи, подаваемые в рамках интерьеров;

- картины природы — пейзажи

Диалектика содержания и формы. Содержание – духовная составляющая произведения. Форма – материальная.

Произведения – явления не природные, а культурные. Т.е. в их основе лежит духовное начало, которому для существования необходима материальная основа, способ существования материальных знаков. Можно сказать, что содержание – это слова автора о мире, определенные эмоции и мысли, а форма – это система средств и приемов для выражения этих слов, т.е. это то, как автор сказал то, что хотел.

Форма имеет две функции: 1) внутренняя – выражение содержания; 2) внешняя – влияние произведения на читателя. Именно форма влияет на читателя, составляя его эстетические взгляды, в то время как само содержание не может иметь какой-то определенной характеристики – она не может быть хорошей или плохой, поскольку содержание – это то, что возникает на основе формы. Но при этом содержание является основой для создания автором формы, поскольку сначала возникает идея, а потом уже автор ее воплощает.

Их единство: 1) их соотношения структурные, пространственно они нераздельны, поскольку нельзя ткнуть пальцем в содержание или форму; 2) отношения взаимосвязи, т.е. содержание и форма выражаются одновременно, и от изменения формы изменится и содержание и наоборот. Например, вино – содержание,  а бокал – форма. Если перелить вино в кружку или стакан, то ни вино, ни бокал не изменится. Получается, что им наплевать друг на друга. В художественном же произведении иначе. Здесь форма и содержание существуют совместно.

Роды литературы

ДРАМА — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. В сравнении с жанрами эпического рода, драма более ограничена в выборе художественно-выразительных средств. Так, при написании драматического произведения в авторской речи невозможно использовать метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму, тропы и т.д.

Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

» Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними. «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького

» Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью). «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

» Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки. «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

 

ЛИРИКА — один родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы — субъективна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания

Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

» Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

- Сонет – поэтическое произведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

- Вено́к соне́тов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д.

- Окта́ва (от лат. octo — «восемь») — стихотворение из 8 строк с единой схемой рифмовки «a b a b a b c c».

- Триоле́т — стихотворение из восьми строк на две рифмы, ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).

» Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

 

ЭПОС — один родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.  Эпические произведения не ограничены объемом, количеством описываемых событий и персонажей, используют весь языковых арсенал художественно-выразительных средств, могут широко раскрывать внутренний мир человека. Эпос отличает широта взгляда на жизнь, спокойное ее приятие. Автор в эпическом произведении может выступать в роли свидетеля и толкователя событий. Также автор может смотреть на мир глазами какого-либо персонажа – рассказ от третьего лица.

Основные виды: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

» Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц (судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

» Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

» Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Известные авторы рассказов: А.Чехов, В.Шукшин, О.Герни.

 

Лироэпические жанры (промежуточные между эпосом и лирикой) это род литературы, который включает в себя произведения, содержащие как сюжетное повествование, так и определенную эмоциональную оценку героям и событиям со стороны повествователя.

o Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

o Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

 

9. Язык как первоэлемент литературы. Язык – «первоэлемент литературы» (М. Горький).

Язык делает человека личностью, именно язык является неотъемлемой чертой человеческого общества и вне этого общества научиться языку просто невозможно. Русский лингвист А. П. Журавлев уверен в том, что художественная литература является высшей формой организации языка. В мире практически не существует таких языковых форм и слов, которые не могли бы послужить материалом для создания художественного образа.

Система значений. Лексика произведения может быть нейтральным, номинативным или эмоциональным. Писатель может создавать описание, которое вызовет у читателя какие-либо эмоции, иногда даже не используя иных слов, кроме нейтральных.  

Система прямых значений слов используется писателями для характеристики образов, времени и места и т.д.

Лексические средства, которыми пользуется автор, бывают:

1) общеупотребительна лексика, прямых значений слов – синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;

такая лексика характерна тем, что она обязана быть понятной любому читателю и вызывать определенные представления и эмоции. Так используемые слова являются частей всего синонимами, которые имеют свой тон описания. Тон бывает: нейтральным, высоким (книжным) и сниженным (простоязычным). Эти группы образуют общую характеристику тексту.  

- Синонимы - слова, разные по звучанию, но близкие по значению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения: страх - ужас.

- Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой».

- Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант.

- Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка.

К этой группе относятся также уменьшительно-ласкательные слова, написание слов в заглавной буквы (Судьба, Работа, Счастье), особенности речи (шепелявость, картавость, акцент и т.д.).

2) лексика ограниченного использования – историзмы, неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы и пр.;

эта группа используется автором при описании каких-либо действий в коллективах, сферах деятельности, определенных социальных группах, о особенностях которых читатель может и не знать. В таком случае автор обязан давать объяснения читателю: в сносках, комментариях или в самом тексте. Но слишком частое употребление этих слов раздражает читателя.

- Диалектизм – слова характерные определенной местности, которые введены либо в язык персонажа, либо как авторский язык. Использование их придает тексту особую окраску места, обычно такие слова понятны из контекста, но иногда требуют объяснения. «Люди на болоте» Мележа, «Тихий Дон» Шолохова.

- Жаргонизмы – слова, которые используются людьми из одной социальной группы. Может быть: тюремный, блатной жаргон, профессиональный и сленг (сплав арго с жаргоном и просторечием), и арго (не имеет фонетической и грамматической основы: училка-учительница).

- Неологизмы – слова, недавно появившиеся в языке из-за изменений в мире. Авторские неологизмы – слова, которые придумал сам автор. Их обычно выдумывают за нехваткой слов в языке для обозначения чего-либо («нигилист» - Тургенев, «робот» - Чапек).

- Архаизмы и историзмы. Архаизмы – существуют еще в языке, но чувствуются как старые слова. Историзмы – слова, которые отошли в историю вместе с эпохами. Историзмы обычно используются при описании старых времен для придания колоритности и достоверности текста. Архаизмы в основном сохранились в церковнославянском языке, напр., в Библии.

- Крылатые слова и фразы – устойчивый фразеологизм, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности. Используются для выразительности и эмоциональной окраски.

- Прозаизмы – слова или выражения, применяемые в речи научной, деловой или повседневной жизни, но не допускаемые стилистическим «каноном» в языке поэзии. Канцеляризмы — слова или обороты речи, характерные для стиля деловых бумаг. Напр., «Лесной массив» вместо «лес», «находился в состоянии алкогольного опьянения» вместо «был пьян». Они придают тексту ироническое звучание или оттенок душевности и теплоты. 

- Варваризмы – слова чужого языка, которые используются в языке персонажа (заимствования). Текст, в котором слишком много варваризмов, называется «макороничным».

- Вульгаризмы – грубые и матерные слова. Используются в словах персонажа.

- Обсце́нная ле́ксика – слова и фразы, которые выходят за рамки норм культуры. Обозначаются обычно многоточием, но может и использоваться автором полноценно.

3) переносных значений слов – тропы – эпитеты, метафоры, синекдоха и пр.

ПРОСТЫЕ ТРОПЫ.

- Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

- Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. («Мужик глуп, как свинья», «он ходит гоголем»).

СЛОЖНЫЕ ТРОПЫ.

- Метафоры – перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…).

- Одушевление – перенос функций живых на неодушевленные предметы или явления. «Текла река».

- Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет»).

- Метонимия - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья;

- Синекдоха - троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

- Перифраз - замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).

- Гипербола - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота (мальчик с кулачок, мозгов с рисовое зернышко).

- Аллегория - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев -сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

- Символ – обозначение определенным знаком сущность явления или понятия. Многозначен. Афродита – символ красоты. Индивидуальный символ – появляется при знании всего творчества автора (напр., Лермонтов – одиночество). Традиционный – идет из мифологии и фольклора (Икар – стремление к высоте; хлеб-соль – гостеприимство), способен наполняться новым смыслом, изменяться и становится индивидуальным. 

-   Гротеск – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях. «Приключения Гуливера» Свифта, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

- Оксюморон – сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик).

 

Стихи

§ Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.

§ Вольный стих — рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной (но не обязательной) приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.

§ Свободный стих, верлибр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.

 

Версеты - небольшая пьеса для органа, обычно полифонического склада.

 

Системы стихосложения

В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических особенностей языка.

1. Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Система сложения древнегреческого основанная на чередовании долгих и кратких слогов. Относится к системам количественного стихосложения.

 

Краткий слог состоит из краткого гласного или согласного и краткого гласного, составляет по длительности одну долю (мору), обозначается U

Долгий слог состоит из долгого гласного или гласного и двух-трех согласных звуков, обозначается -

 

Наиболее популярным размером в античной поэзии был гекзаметршестистопный дактиль с неполной последней стопой и цезурой посередине:

 

- U U | - U U | - || U U | - U U | - U U | - U

 

Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия. Часто в сочетании с гекзаметром использовался пентаметр – стих, получаемый удвоением первого члена гекзаметра и распадающийся, таким образом, на две равных части по 2½ дактилических стопы, разделённые цезурой:

 

- U U | - U U | - || - U U | - U U | -

 

Античные стихи не читались, а пелись и не имели рифм.

Уплыв на современность. Античная система не подходила к европейским языкам, поэтому любая попытка проваливалась. Но при этом именно античная система повлияла на все стихосложение, заставив искать возможности европейского стихосложения. Силлабо-тоническая система взяла принцип метрической организации, поставивши на место долгих складов ударные, а на место коротких – безударные.

Из античной поэзии были взяты многие названия строф и размеров, жанров и т.п. Напр., бел. «верш» - от лат. Versus.

 

2. Силлабическая система основана на повторении равного количества слогов в строке, характерна также: цезур, женская рифма и парная рифмовка.

С система была широко распространена во французской и итальянской поэзии 11-12 веках, оттуда она перешла в польский язык и уже потом в белорусскую и украинскую. Пример силлабических стихов может служить «Предисловия» Ф.Скорины, стихи С. Полацкого. 

 

3. Тоническая система (от гр. tonos – ударение) основана на чередовании ударений в строке, создающих ритм.

Ударения бывают трех видов: грамматическое выделение голосом гласного звука в слове (вода), логическое выделение голосом определенного слова в предложении и ритмическое  выделение голосом определенных речевых единиц, придающих речи музыкально-ритмический характер.

Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.

 

___ /__ _/__ /_ ___ /___

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

____ /__ ___ /_........ / I..

Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.

Тоническая система характеризуется:

а) правильным чередованием ритмических ударений;

б) количество безударных слогов - произвольно;

в) в народном стихе часто повторяются служебные слова, имеет место

перенос грамматических ударений, что вызывалось музыкально-ритмическим

строем стиха.

 

Дольник - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь - - / - - / - - / - -

Ни с чЕм, и онА тихА    - / - - / - /

Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь - - / - / - - / - -

Мне плЕчи и грУдь в мехА    - / - - / - /

 

Если же в колебании мы увидим 1-3 безударных слога между ударными, - перед нами другая форма – тактовик:

СпокОйно трУбку докурИл до концА, - / - / - - - / - - /

СпокОйно улЫбку стЕр с лицА…   - / - - / - / - /

 

Еще более «раскованный» вариант тонического стиха – акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы!

БородАтые чУйки с голОдными глазАми  - - / - - / - - / - - - / -

ХрИпло предлагАют «животрепЕщущих докторОв» / - - - / - - - - / - - - - /

 

4. Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние  — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Тредиаковский и М. Ломоносов открыли силлабо-тоническую систему, основанную на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Суть реформы состояла в том, что, соблюдая равносложие в определенных силлабических размерах, В. Тредиаковский ввел постоянный ри



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.146 с.)