Ритм (в широком значении) и ритм в стихах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритм (в широком значении) и ритм в стихах.



Ритм – это периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки.

Наибольшей ритмичностью владеет стихотворная форма. Она является более красивой и запоминающейся. Ее ф-и: эстетическая точность текста и эмоциональная окраска, влияние на читателя.

В основе ритма лежит повторение, которое окружает человека. Это и биение сердца, дыхание, работа и бытие Космоса и Земли, повторение столбов электролиний, архитектуры. Ритм организует и облегчает жизнь, принося удовольствие и спокойствие. 

Проза имеет свой ритм, здесь ритм строго подчиняется метру – канону. Так, паузами текст делится на такты.

Ритмичность в стихах достигается путем чередования: строк, рядков, пауз, ударных и безударных складов.

В стихах ритм является равномерным чередованием однородных/одинаковых явлений. Единицей ритма – стихотворный рядок. Рядки, однородные по количеству складов, ударения и т.п., повторяются. Функции этого ритма: 1) генетическая, т.е. мы способны отличать прозу от лирики, потому что без ритма стих не может существовать;2) создающая эмоции; 3) смысловая – нахождение смысла в строках, вложение смысла в них; 4)мненотическая, т.е. ритм помогает легкому запоминанию, благодаря этому до нас дошли огромные по размерам произведения, напр., «Илиада» и «Одиссей».

Существует различие между поэзией и стихосложением. Стихосложение – это просто сложение рифмованных строк, иногда без смысла (рекламы, считалки). Поэзия же направлена на мысль и чувства читателя.

Стихи

§ Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.

§ Вольный стих — рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной (но не обязательной) приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.

§ Свободный стих, верлибр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.

 

Версеты - небольшая пьеса для органа, обычно полифонического склада.

 

Системы стихосложения

В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических особенностей языка.

1. Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Система сложения древнегреческого основанная на чередовании долгих и кратких слогов. Относится к системам количественного стихосложения.

 

Краткий слог состоит из краткого гласного или согласного и краткого гласного, составляет по длительности одну долю (мору), обозначается U

Долгий слог состоит из долгого гласного или гласного и двух-трех согласных звуков, обозначается -

 

Наиболее популярным размером в античной поэзии был гекзаметршестистопный дактиль с неполной последней стопой и цезурой посередине:

 

- U U | - U U | - || U U | - U U | - U U | - U

 

Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия. Часто в сочетании с гекзаметром использовался пентаметр – стих, получаемый удвоением первого члена гекзаметра и распадающийся, таким образом, на две равных части по 2½ дактилических стопы, разделённые цезурой:

 

- U U | - U U | - || - U U | - U U | -

 

Античные стихи не читались, а пелись и не имели рифм.

Уплыв на современность. Античная система не подходила к европейским языкам, поэтому любая попытка проваливалась. Но при этом именно античная система повлияла на все стихосложение, заставив искать возможности европейского стихосложения. Силлабо-тоническая система взяла принцип метрической организации, поставивши на место долгих складов ударные, а на место коротких – безударные.

Из античной поэзии были взяты многие названия строф и размеров, жанров и т.п. Напр., бел. «верш» - от лат. Versus.

 

2. Силлабическая система основана на повторении равного количества слогов в строке, характерна также: цезур, женская рифма и парная рифмовка.

С система была широко распространена во французской и итальянской поэзии 11-12 веках, оттуда она перешла в польский язык и уже потом в белорусскую и украинскую. Пример силлабических стихов может служить «Предисловия» Ф.Скорины, стихи С. Полацкого. 

 

3. Тоническая система (от гр. tonos – ударение) основана на чередовании ударений в строке, создающих ритм.

Ударения бывают трех видов: грамматическое выделение голосом гласного звука в слове (вода), логическое выделение голосом определенного слова в предложении и ритмическое  выделение голосом определенных речевых единиц, придающих речи музыкально-ритмический характер.

Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.

 

___ /__ _/__ /_ ___ /___

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

____ /__ ___ /_........ / I..

Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.

Тоническая система характеризуется:

а) правильным чередованием ритмических ударений;

б) количество безударных слогов - произвольно;

в) в народном стихе часто повторяются служебные слова, имеет место

перенос грамматических ударений, что вызывалось музыкально-ритмическим

строем стиха.

 

Дольник - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь - - / - - / - - / - -

Ни с чЕм, и онА тихА    - / - - / - /

Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь - - / - / - - / - -

Мне плЕчи и грУдь в мехА    - / - - / - /

 

Если же в колебании мы увидим 1-3 безударных слога между ударными, - перед нами другая форма – тактовик:

СпокОйно трУбку докурИл до концА, - / - / - - - / - - /

СпокОйно улЫбку стЕр с лицА…   - / - - / - / - /

 

Еще более «раскованный» вариант тонического стиха – акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы!

БородАтые чУйки с голОдными глазАми  - - / - - / - - / - - - / -

ХрИпло предлагАют «животрепЕщущих докторОв» / - - - / - - - - / - - - - /

 

4. Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние  — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Тредиаковский и М. Ломоносов открыли силлабо-тоническую систему, основанную на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Суть реформы состояла в том, что, соблюдая равносложие в определенных силлабических размерах, В. Тредиаковский ввел постоянный ритм, при котором ударные слоги должны совпадать с безударными; Силлабо-тоническая система была усовершенствована Ломоносовым. опы бывают двухсложные и трехсложные.

 


Двухсложные:

хорей (/ U):

/U /U /U /U

Буря | мглою | небо | кроет|

 

ямб (U /):

U / U/ U/ U/ U

Люблю | тебя, | Петра | творень|е,

 

 

Трехсложные:

дактиль (/ UU):

/ U U / U U / U U / U U

Тучки нe|бесные, | вечные | странники |

 

амфибрахий (U / U):

U / U U / U U /U

Не ветер | бушует | над бором |

 

aнапест (U U /):

U U / U U / U U / U U /

Раз я ви|дел сюда | мужики | подошли |


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.01 с.)