Поэтика литературного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика литературного произведения



Поэтика – это наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших литературоведческих дисциплин.

Композиция – соотношение и определенное расположение частей, элементов и образов в произведении. Функции: 1) делать одно целое из частей произведени; 2) размещение и соотношение образов, выражение художественного смысла.

Аспекты композиции: размещение героев, связь сюжета, монтаж деталей, повтор символов и пр.

Существует внешняя (архитектоника) и внутренняя (главная) композиции.

Архитектоника - организация произведения с помощью рамок компонентов и частей. Рамка – это те компоненты, которые графически отсоединены от основного текста и способны создавать у читателя установки на эстетическое восприятие – имя/псевдоним автора, название, подназвание, посвящение, эпиграф, пролог – это создает заголовочный комплекс.

Внешняя композиция может представлять собой разделение на специфические части. Напр., в эпосе на тома, части и главы; драме – акты, сцены; лирике – стихи, строфы;

§ Пролог – рассказ, обычно короткий, который не связан с действиями, которые обозначают сам сюжет, а только дает основное представление о жизни персонажей до.

§ Предыстория – дает представление о том, что случилось перед тем, как началась история.

§ Эпилог – часть произведения, в которой находится информация о дальнейшей жизни героев после.

§ Название произведения – первый, графический рядок текста, который размещает «имя» произведения. Название является знаком законченности для автора, но иногда, при редактировании, автор вместе с текстом может сменить и название. 

 

Внутренняя композиция.

§ Сюжет – это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.

§ Конфликт – столкновение желаний, интересов тем самым раскрывая характеры персонажей. Бывает:

1) Содержательный – столкновение персонажей в ходе сюжета.

2) Формальный. Виды:

- между определенным персонажем и группами персонажей. «Горе от ума» Грибоедова.

- между персонажем и образом жизни, внешней среды (соц-ой, культ-ой, пр.): «Евгений Онегин».

- внутренний, психологический: «Гамлет», произведения Быкова.

Типы конфликтов:

1) Локальный – возможность решения при помощи активный действий. «Преступление и наказание».

2) Субстанционный (неразрешимый) – который невозможно решить в определенном периоде времени. «Гамлет» Шекспира, «Разбросанное гнездо» Купалы.

§ Фабула – ключевые эпизоды сюжета в хронологической последовательности. Фабулы могут совпадать в разных произведениях, сюжет же неизменно уникален.

 

Сюжет состоит из следующих основных элементов:

§ Экспозиция – элемент сюжета, содержащий описание жизни героев до того, как они начнут действовать в произведении.

§ Завязка – исходный, отправной эпизод сюжета. Она обычно появляется в начале повествования, но это не является правилом.

§ Кульминация – момент наивысшего напряжения действия в произведении, его перелом.

§ Развязка – завершающая часть сюжета, окончание действия, где разрешается конфликт и выясняется, обнажается мотивация поступков главных и некоторых второстепенных героев и уточняются их психологические портреты.

Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет.

§ Описание — это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т. п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день.

§ Авторские отступления — это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т. п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления — необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя).

§ Вставные эпизоды — это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место и т. п. Иногда вставные эпизоды начинают играть и произведении даже большую роль, чем основной сюжет: например, в «Мертвых душах» Гоголя.

 

Фоника – это отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию; изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. Звуковые повторы гласных (ассонанс) ощутимы и отчётливы только тогда, когда они образуются ударяемыми гласными.

 Повторы согласных (обычно обозначаемые словом «аллитерация»), хотя и сохраняют ощутимость, где бы они ни стояли, но приобретают особую яркость, когда они непосредственно предшествуют ударяемым гласным. Фоника не ограничивается рассмотрением лишь звуковых повторов стиха, но учитывает также общее распределение звуковых масс, сходство или контрасты звуков по способу их произношения, смену тембров и т. п.

 

  Рифмика. Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Рифма – явление звуковое, а не графическое.

§ мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:

Оборвана цепь жизни молодой,

Окончен путь, бил час, пора домой…

§ женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:      

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато.

§ дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:       

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избёнки леса,

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

§ гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются…

Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

§ богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:      

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

§ бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.

 

Неточные рифмы:

§ ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные;

§ диссонансные (контрсонансные) рифмы, где, напротив, не совпадают ударные гласные:

Было

социализм —

восторженное слово!

§ усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.

§ йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Так, этот вид рифмы используется в следующем стихотворении А. С. Пушкина в 1-й и 3-й строках:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна…

§ составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2-й и 4-й строках Н. С. Гумилёва:

Ты возьмёшь в объятья меня

И тебя, тебя обниму я,

Я люблю тебя, принц огня,

Я хочу и жду поцелуя.

§ банальные рифмы, например: любовь — кровь, розы — слёзы, радость — младость. Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

Читатель ждёт уж рифмы «розы»,

На вот, бери её скорей…

Рифма выполняет в стихе троякую функцию: —

§ стихообразующую — как средство разделения и группировки стихов; —

§ фоническую — как опорная позиция для звукописи целого стиха; —

§ семантическую — как средство создания «рифмического ожидания» появления тех или иных слов, которое может подтвердиться или нет.

 

Строфика – это система строфичной организации стиха какого-либо поэта; раздел поэтики стиха, что изучает строение, виды, закономерности возникновения и развития строф.

Строфа – сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением, в рифмованной поэзии также схемой рифмовки.

Классические виды строф. Комбинация простых строф (более пяти рядков) создает классические виды.

· Сексти́на — стихотворение на две рифмы (твёрдая форма), состоящее из шести строф, каждая из которых включает по шесть стихов. Каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы. Секстина пишется на рифмы, употреблённые в первом шестистишии, в последующих 5 окончания строк повторяются в последовательности 6-1-5-2-4-3 по отношению к предыдущей строфе (из шестой строки предыдущего в первую строку последующего, из первой — во вторую и т. д.). АВАВАВ

Опять звучит в моей душе унылой

Знакомый голосок, и девственная тень

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

(Л.А.Мей)

· Семистишие (септима) - сложная строфа из семи стихов.

   - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

   Москва, спаленная пожаром,

   Французу отдана?

   Ведь были ж схватки боевые,

   Да, говорят, еще какие!

   Hедаром помнит вся Россия

   Про день Бородина!

Лермонтов

· Восьмистишие (октава) — строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc. В русском стихосложении октавой пишутся обычно 5-стопным или 6-стопным ямбом, мужские и женские рифмы чередуются. Пример:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

· Девятистишие (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М.В. Лермонтов)

· Десятистишие (децима) - сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать

(М.В. Ломоносов)

Поэтическая интонация.

Паузы – это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты.

Риторическая фигура речи – обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

А) риторический вопрос – вопросительная фраза, в которой автор сам отвечает на вопрос.

Б) риторическое обращение – фраза, в которой автор или лиричный герой обращается к читателю или явлениям.

В) риторическое восклицание – повышение тона (!).

 

Повтор – повторение ключевых слов. Создается из групп фигур поэтического синтаксиса:

· Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале стихотворных рядков.

· Эпифора – повторение в конце рядков одних слов или словосочетаний.

· Стык – повторение слова или словосочетания, которыми заканчивается ряд, в следующем ряде.

· Кольцо – повторение в начале и конце рядков или всего стиха.

· Рефрен – повторение рядка или строфы. Припев в песне.

· Удвоение – повторение одно слова два или больше раз. (Иди, иди, дорогой).

· Градация -  усиливает впечатление за счет постепенного изменения: нарастания (климакс) или убывания (антиклимакс) значения слова или словосочетания.

· Амплификация – прием, сущность которого в нагнетании однотипных слов или конструкций.

· Бессоюзие – пропуск союзов. Используется, когда нужно углубить паузы между словами.

· Многосоюзие – использование несколько однотипных союзов. Легкий темп, особое выделение некоторых слов.

· Параллелизм – конструкция, в которой показываются чем-то схожие явления параллельно.

· Антитеза – прием, основанный на противопоставлении противоположных явлений, предметов, характеров. Используются антонимы (лед и пламя, стихи и проза).

· Оксиморон – объединение противоположных понятий, которые логично исключают друг друга (светлая боль).

· Перенос – прием, когда словосочетание или фраза начинается в одной строфе и заканчивается в другой.

· Симплока – одновременное использование анафор, эпифор, повторов слов в середине рядков. Редкий.

· Солетизм – синтаксически неправильный оборот речи, не искажающий смысла высказывания.

· Плеоназм (тавтология) – лишнее слово.

· Анаколуф – замена части предложения.

· Парадокс – утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям.

 

 

Литературные жанры

Литерату́рные жа́нры — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств.

Эпические жанры

Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц (судьбы их переплетаются).


Роман может быть:

· философским («Поиск будущего»),

· Историческим («Колосья под серпом твогим»),

· Приключенческим;

· Семейно-бытовым, соц-полит («Целина»);

· Стихотворным («Евгений Онегин»)

· Сатирическим («История одного города»)

· Роман-хроника («Люди на болоте»);

· Роман в повестях («Тревожное счастье»);


· Роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон»).

Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.

Повесть – жанр повествовательной литературы, чаще всего история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей, рассказанная от имени героя или самого автора. По характеру развития действия сложнее рассказа, имеет одну сюжетную линию (в романе две и более).


Славянские типы:

Летописные «Повесть временных лет»;

Агиографические «Житие Ефросинии Полоцкой»;

Соц-бытовые «Повесть о Жигимонте и Барбаре Радивил»;

Соц-полит «Повесть о Сканденберге»;

 

  Средневековые:

Рыцарские «Повесть о Тристане»;

 

Русск.лит 19-20в:

Биографические «Детство. Отрочество. Юность» Толстого;

Соц-быт, -полит, фантастические «Записки из «Мертвого дома»;

 

Белорусские 20 век:

«На росстанях» Коласа, «Полесские робинзоны» Я.Маура, «Тревожное счастье» Шамякина и пр.


 

Комедия – жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы.

· Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.

· Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.

Виды:

· Острокритические

¨ Комедия-памфлет – направлен против политического строя, против той или иной общественной группы.

¨ сатирическая –»Кто смеется последним» Крапивы

¨ ироничная

¨ гротескная - контрастного сочетания реального и фантастического.

¨ фарс ­– комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

¨ буффонада – резкое преувеличение.

 

· Умеренно критические

· Комедия-лирическая – «Счастливый муж» Алехновича

· -юмористическая

· водевиль – пьеса с песенками-куплетами и танцами

· интермедия – пьеса или сцена разыгрываемая между действиями основной пьесы

· скетч – одноактная пьеса комедийного содержания с небольшим числом действующих лиц.

· Эпиграмма — стихотворение, высмеивающее конкретное лицо.

 

 

Лирические жанры

Лирическое стихотворение — малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом...» Твардовского).

 

v Элегия (от греческого elegos — жалобная песня) — малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.

v Ода — стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

v Сонет — стихотворение, обычно состоящее из четырнадцати стихов.

v Поэма — средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературный родов — лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.

v Баллада — лиро-эпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.

v Гимн – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий.

v Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц.

v Эпитафия – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

v Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку.

v Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок.

v Мадригал – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

 

Жанры лирики

· Обрядная лирика – вид народно-поэтической и индивидуальной поэтической творчества, связанный с праздниками, семейными обрядами.

· Детский фольклор – считалки, скороговорки и т.п.

· Духовная лирика – фольклорные и авторские стихи на религиозную тему.

· Гражданская лирика – выявление актуальных проблем времени.

· Интимная лирика – про любовь: к семье, возлюбленным, друзьям.

· Пейзажная – картины природы, любовь к природе.

· Суггестивная лирика – связь слов на основе ритма, а не смысла.

· Философская – размышление о неких важных проблемах.

· Юмористическая – выявление проблем жизни через смех.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.11 с.)