Функции художественной литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции художественной литературы



· Познавательная функция: литература помогает познать природу, человека, общество.

· Коммуникативная: язык художественной литературы становится эффективнейшим средством общения между людьми, поколениями и народами (но следует учитывать, что литературные произведения всегда создаются на национальном языке, и поэтому возникает необходимость их перевода на другие языки).

· Эстетическая состоит в ее способности воздействовать на взгляды людей, формировать эстетический вкус. Литература предлагает читателю эстетический идеал, эталон прекрасного и образ низменного.

· Эмоциональная: литература оказывает воздействие на чувства читателя, вызывает переживания.

· Воспитательная: книга несет в себе бесценные духовные знания, формирует индивидуальное и общественное сознание человека, способствует познанию добра и зла.

· Гедонистическая функция(от греч. hedone наслаждение) — источник радости, эстетического наслаждения, которое является своеобразной формой духовной связи, духовного общения людей.

 

Литературный образ

Термин «образ» отечественное литературоведение позаимствовало из церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении — картина;

Литературные образы - отражение действительности и ее обобщение. Автор не только показывает то, как он видит настоящую реальность, он создает свой, новый вымышленный мир. С помощью образов художник изображает свое личное представление о реальной жизни, восприятие закономерных событий. Художественный образ в литературе является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, символизирует вторую природу, организованную по законам красоты. Это не действительность, а ее образ.

Художественный образ – это форма отражения действительности, любое отдельное явление, которое автор переосмысливает с помощью фантазии и воссоздает в своем произведении. Под образом может пониматься отдельный элемент целого замысла, который в то же время словно имеет собственное содержание и «самостоятельно живет».

Лирический герой это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой — художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы. Однако нельзя постоянно представлять автора как лирического героя, а переживания героя – эмоциями автора. Напр., «Я- калгасница» Я.Купалы ЛГ – женщина. Или А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» ЛГ – убитый солдат.

Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении. Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.

Приемы создания образов – персонажей:

- внешние черты портрета персонажа

- портрет персонажа – внутренний, психологический

- характер персонажа – описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа

- внешний мир и время

- психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков

- языковая характеристика персонажа – его собственная художественная речь

- характеристика персонажа другими персонажами

- художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно

Типы художественных образов:

· Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя. Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова.

· Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского).

· Типический образ представляет собой высшую ступень образа характерного; это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

· Архетип – прообраз, собранный на основе человеческого опыта, передаваемый от поколения к поколению. Архетип характеризуется общими признаками и свойствами, позволяющими довольно четко определять его. Например, архетип – мать. Как обычно мы представляем, следуя из человеческого опыта, этот персонаж? Заботливая, добрая, самоотверженная женщина.

 

Литературное произведение

Художественный мир произведения. Художественный мир — это условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства; это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира — персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя компоненты:

- - фабула – череда событий, служащих основой произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет

- акты поведения персонажей,

- диалоги

- черты их наружности (портреты),

- явления психики

- вещи, подаваемые в рамках интерьеров;

- картины природы — пейзажи

Диалектика содержания и формы. Содержание – духовная составляющая произведения. Форма – материальная.

Произведения – явления не природные, а культурные. Т.е. в их основе лежит духовное начало, которому для существования необходима материальная основа, способ существования материальных знаков. Можно сказать, что содержание – это слова автора о мире, определенные эмоции и мысли, а форма – это система средств и приемов для выражения этих слов, т.е. это то, как автор сказал то, что хотел.

Форма имеет две функции: 1) внутренняя – выражение содержания; 2) внешняя – влияние произведения на читателя. Именно форма влияет на читателя, составляя его эстетические взгляды, в то время как само содержание не может иметь какой-то определенной характеристики – она не может быть хорошей или плохой, поскольку содержание – это то, что возникает на основе формы. Но при этом содержание является основой для создания автором формы, поскольку сначала возникает идея, а потом уже автор ее воплощает.

Их единство: 1) их соотношения структурные, пространственно они нераздельны, поскольку нельзя ткнуть пальцем в содержание или форму; 2) отношения взаимосвязи, т.е. содержание и форма выражаются одновременно, и от изменения формы изменится и содержание и наоборот. Например, вино – содержание,  а бокал – форма. Если перелить вино в кружку или стакан, то ни вино, ни бокал не изменится. Получается, что им наплевать друг на друга. В художественном же произведении иначе. Здесь форма и содержание существуют совместно.

Роды литературы

ДРАМА — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. В сравнении с жанрами эпического рода, драма более ограничена в выборе художественно-выразительных средств. Так, при написании драматического произведения в авторской речи невозможно использовать метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму, тропы и т.д.

Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

» Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними. «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького

» Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью). «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

» Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки. «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

 

ЛИРИКА — один родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы — субъективна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания

Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

» Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

- Сонет – поэтическое произведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

- Вено́к соне́тов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д.

- Окта́ва (от лат. octo — «восемь») — стихотворение из 8 строк с единой схемой рифмовки «a b a b a b c c».

- Триоле́т — стихотворение из восьми строк на две рифмы, ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).

» Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

 

ЭПОС — один родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.  Эпические произведения не ограничены объемом, количеством описываемых событий и персонажей, используют весь языковых арсенал художественно-выразительных средств, могут широко раскрывать внутренний мир человека. Эпос отличает широта взгляда на жизнь, спокойное ее приятие. Автор в эпическом произведении может выступать в роли свидетеля и толкователя событий. Также автор может смотреть на мир глазами какого-либо персонажа – рассказ от третьего лица.

Основные виды: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

» Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц (судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

» Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

» Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Известные авторы рассказов: А.Чехов, В.Шукшин, О.Герни.

 

Лироэпические жанры (промежуточные между эпосом и лирикой) это род литературы, который включает в себя произведения, содержащие как сюжетное повествование, так и определенную эмоциональную оценку героям и событиям со стороны повествователя.

o Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

o Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

 

9. Язык как первоэлемент литературы. Язык – «первоэлемент литературы» (М. Горький).

Язык делает человека личностью, именно язык является неотъемлемой чертой человеческого общества и вне этого общества научиться языку просто невозможно. Русский лингвист А. П. Журавлев уверен в том, что художественная литература является высшей формой организации языка. В мире практически не существует таких языковых форм и слов, которые не могли бы послужить материалом для создания художественного образа.

Система значений. Лексика произведения может быть нейтральным, номинативным или эмоциональным. Писатель может создавать описание, которое вызовет у читателя какие-либо эмоции, иногда даже не используя иных слов, кроме нейтральных.  

Система прямых значений слов используется писателями для характеристики образов, времени и места и т.д.

Лексические средства, которыми пользуется автор, бывают:

1) общеупотребительна лексика, прямых значений слов – синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;

такая лексика характерна тем, что она обязана быть понятной любому читателю и вызывать определенные представления и эмоции. Так используемые слова являются частей всего синонимами, которые имеют свой тон описания. Тон бывает: нейтральным, высоким (книжным) и сниженным (простоязычным). Эти группы образуют общую характеристику тексту.  

- Синонимы - слова, разные по звучанию, но близкие по значению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения: страх - ужас.

- Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой».

- Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант.

- Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка.

К этой группе относятся также уменьшительно-ласкательные слова, написание слов в заглавной буквы (Судьба, Работа, Счастье), особенности речи (шепелявость, картавость, акцент и т.д.).

2) лексика ограниченного использования – историзмы, неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы и пр.;

эта группа используется автором при описании каких-либо действий в коллективах, сферах деятельности, определенных социальных группах, о особенностях которых читатель может и не знать. В таком случае автор обязан давать объяснения читателю: в сносках, комментариях или в самом тексте. Но слишком частое употребление этих слов раздражает читателя.

- Диалектизм – слова характерные определенной местности, которые введены либо в язык персонажа, либо как авторский язык. Использование их придает тексту особую окраску места, обычно такие слова понятны из контекста, но иногда требуют объяснения. «Люди на болоте» Мележа, «Тихий Дон» Шолохова.

- Жаргонизмы – слова, которые используются людьми из одной социальной группы. Может быть: тюремный, блатной жаргон, профессиональный и сленг (сплав арго с жаргоном и просторечием), и арго (не имеет фонетической и грамматической основы: училка-учительница).

- Неологизмы – слова, недавно появившиеся в языке из-за изменений в мире. Авторские неологизмы – слова, которые придумал сам автор. Их обычно выдумывают за нехваткой слов в языке для обозначения чего-либо («нигилист» - Тургенев, «робот» - Чапек).

- Архаизмы и историзмы. Архаизмы – существуют еще в языке, но чувствуются как старые слова. Историзмы – слова, которые отошли в историю вместе с эпохами. Историзмы обычно используются при описании старых времен для придания колоритности и достоверности текста. Архаизмы в основном сохранились в церковнославянском языке, напр., в Библии.

- Крылатые слова и фразы – устойчивый фразеологизм, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности. Используются для выразительности и эмоциональной окраски.

- Прозаизмы – слова или выражения, применяемые в речи научной, деловой или повседневной жизни, но не допускаемые стилистическим «каноном» в языке поэзии. Канцеляризмы — слова или обороты речи, характерные для стиля деловых бумаг. Напр., «Лесной массив» вместо «лес», «находился в состоянии алкогольного опьянения» вместо «был пьян». Они придают тексту ироническое звучание или оттенок душевности и теплоты. 

- Варваризмы – слова чужого языка, которые используются в языке персонажа (заимствования). Текст, в котором слишком много варваризмов, называется «макороничным».

- Вульгаризмы – грубые и матерные слова. Используются в словах персонажа.

- Обсце́нная ле́ксика – слова и фразы, которые выходят за рамки норм культуры. Обозначаются обычно многоточием, но может и использоваться автором полноценно.

3) переносных значений слов – тропы – эпитеты, метафоры, синекдоха и пр.

ПРОСТЫЕ ТРОПЫ.

- Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

- Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. («Мужик глуп, как свинья», «он ходит гоголем»).

СЛОЖНЫЕ ТРОПЫ.

- Метафоры – перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…).

- Одушевление – перенос функций живых на неодушевленные предметы или явления. «Текла река».

- Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет»).

- Метонимия - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья;

- Синекдоха - троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

- Перифраз - замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).

- Гипербола - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота (мальчик с кулачок, мозгов с рисовое зернышко).

- Аллегория - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев -сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

- Символ – обозначение определенным знаком сущность явления или понятия. Многозначен. Афродита – символ красоты. Индивидуальный символ – появляется при знании всего творчества автора (напр., Лермонтов – одиночество). Традиционный – идет из мифологии и фольклора (Икар – стремление к высоте; хлеб-соль – гостеприимство), способен наполняться новым смыслом, изменяться и становится индивидуальным. 

-   Гротеск – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях. «Приключения Гуливера» Свифта, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

- Оксюморон – сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.045 с.)