IV . Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».



*Чтение учителем.

- Назовите героев сказки. Трудная ли судьба была у Алёнушки и Иванушки?

* Анализ произведения.

- Как случилось, что Иванушка стал козлёночком? Почему с ним случилась беда?

- Что предложил Алёнушке купец? Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?

- Как жилось братцу при сестрице? При ведьме?

- В сказке нет описания Алёнушки, а какой вы себе её представляете? Художник Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

* Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

-Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

-Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу) Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени. Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

-А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

-Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку. Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель: стр.21. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца:.Напился и стал козлёночком, стр.21. Ведьма привязала ей на шею камень и утопила в реке, стр. 22.Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобно закричал.).

Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; ключевая вода оживляет Алёнушку).

-Так что же роднит сказку и картину? Грустное настроение, лирическая тональность. (Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение - словом. Картина - красками.

* Чтение учащимися сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Учащиеся, молча, перечитывают сказку.

- Какие волшебные силы действуют в сказке?

* Чтение по цепочке.

- Какие отношения между родными людьми прославляются в сказке?

* Выборочное чтение.

- Прочитайте выразительно диалог между козлёночком и Алёнушкой. Передайте голосом тревогу козлёночка и печаль Алёнушки.

- Найдите в сказке зачин. Прочитайте его, передавая напевный ритм.

- Найдите концовку этой сказки. Является ли она традиционной? Придумайте свою концовку.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

- «Закончи предложение»:

А) На уроке я научился…

Б) На уроке я понял…

В) На уроке мне было интересно…

Г) На уроке мне было трудно…

VIII. Домашнее задание.

Научиться выразительно читать сказку.

 

Тема 7: Волшебные сказки. «Благодарная змея» (польская народная сказка).

Цели: 1. Развивать представление о специфике волшебной сказки (волшебные предметы, герои). 2. Отрабатывать умение делить произведение на части, озаглавливать их. 3. Формировать умение логического осмысления частей сказки и всего ее содержания. 4. Формировать умение четкого ответа на поставленные вопросы. 5. Вырабатывать умение подробного пересказа. 6. Обогащать речь, словарный запас (включение эпитетов, подбор синонимов и т. д.). 7. Составление характеристики героев

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего за­дания.

-С какими сказками вы познакомились дома?

-Чему они нас учат?

-Кто герои волшебных сказок?

-Почему эти сказки названы волшебными?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.005 с.)