III . Вступительная беседа учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Вступительная беседа учителя.



I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II. Знакомство с учебником и тетрадью по литератур­ному чтению.

*Учитель знакомит с общим содержанием учебника.

- В учебнике собраны художественные произведения – рассказы, стихотворения, сказки, загадки, пословицы. Над произведениями указаны фамилии авторов – писателей и поэтов.

* Знакомство с условными обозначениями, оглавлением.

- Нам не приходит в голову спросить: «Зачем я дышу?» И так понятно – дышу для того, чтобы жить.

Ем для того, чтобы жить…

Читаю… Нет. Без книжек люди не умирают. Умирает только их сознание, способность понимать и помнить, способность мыслить.

Если завтра исчезнут книги с лица земли, для медведей и китов вряд ли что-то изменится. Но людям придётся начинать всё сначала. От пещерного человека, от каменного топора…

И, зная это, люди пишут книги, бережно их хранят и каждый день пишут новые. И.Ленкова

*Правила обращения с книгой (трое учащихся по 1 столбику):

Взял красивую ты книжку,                   Рисовать на ней не стоит

Новую, опрятную –                               И картинки вырезать,

Помни твёрдо: обращаться        Ставить кружки, сковородки,

Нужно аккуратно с ней.            И за завтраком читать.

       Если книжка «заболела»,

       Плохо обращался с ней,

       Листик вырван – не проблема,

       Ты возьми её – подклей.            И.Мозолевская.

III. Работа с текстом.

1.Чтение учителем вступи­тельной статьи от имени Добродея.

Свободная беседа по прочитанному, осознание со­держания разделов, участия в них Добродея.

2. Самостоятельное чтение диалогов Максима Книжника и Знатока.

- О чём будем читать в «Стране народного творчества»?

Физкульминутка

*Повторение: жанры устного народного творчества.

Вступительное слово учителя.

-     Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, потешки и прибаутки, смешные сказки, дразнилки, скороговорки, небылицы сочинил великий и бессмертный поэт – народ. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди и передавали устно (письменности тогда ещё не было). Каждый новый исполнитель добавлял к услышанному что-то новое, своё.

Когда же появилась письменность, собиратели стали записывать произведения устного народного творчества и помещать их в сборники.

*Знакомство со статьёй о народных песнях.

1.Чтение статьи учителем.

2.Обсуждение прочитанного.

- Назовите жанры устного народного творчества.

3.Самостоятельное чтение статьи учащимися.

- Что отражали в произведениях устного народного творчества наши предки?

4.Чтение шуточной песни учеником.

- Какая это песня (грустная, весёлая, забавная)? Почему?

5.Чтение и определение песен-веснянок и жнивных песен учащимися.

IV. Подведение итогов.

- С какими произведениями познакомились?

- Какие произведения вас заинтересовали?

V. Домашнее задание.

Прочитать часть статьи учебника (до колядок) стр. 5-7. Составить шуточную или колыбельную песню (творческая тетрадь).

 

Тема 2: Народные песни. Календарные песни. Колядки.

Цели: 1. Дать первичное представление о колядных песнях, их предназначении. 2. Учить делить песню на законченные смысловые части (хороводная и новогодние пожелания). 3. Учить находить специфику хороводной части (повторы, пляска, притопывание, похлопывание и т. д.). 4. Учить находить характерные черты второй части песни (употребление поговорок, сравнений). 5. Обогащать устную речь учащихся, включая в нее пословицы и поговорки. 6. Учить словесному рисованию (вид колядовщиков: одежда, гармошка, бубен, маски и т. д.). 7. Отрабатывать умения выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Физкульминутка

V. Чтение колядной песни «На новое вам лето…» учителем.

*Подготовка к чтению

- Колядовала в основном молодёжь и детишки. Хозяева выносили угощение – пшеничные или ржаные лепёшки, хлеб, сало. А они желали хозяину и хозяйке хорошего урожая, богатства, счастья и пели:

*Чтение учителем.

- Какое настроение выражено в колядной песне?

* Чтение учащимися «цепочкой».

- Чего желали колядовщики?

*Анализ произведения.

- Докажите, что колядовщики щедро желали хозяевам богатеть.

- Как вы понимаете слова «на красное вам лето»?

- Какой рисунок можно сделать к тексту песни?

* Выборочное чтение

 - Найдите в тексте поговорки и сравнения.

- Как обращаются к хозяину и хозяйке?

* «Жужжащее чтение».

* Выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего за­дания

Выразительное чтение учащимися колядной песни.

III. Вступительная беседа.

- Масленица – старинный весёлый праздник проводов зимы. Проводится он в последнюю неделю февраля. Название произошло от слова «масло», т.к. на Масленицу пекли блины и мазали их маслом. Такми круглым блином, как солнце, как бы зазывали весну, тепло. Также, как и на Колядках, дети могли с песнями ходить по дворам, где их угощали блинами, пирогами, сладостями. (Для наглядности можно использовать репродукцию кар­тины В. М. Васнецова «Масленица»).

Физкультминутка

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего за­дания.

Выразительное чтение масленичных песен

III. Вступительная беседа.

Чтение диалога Максима Книжника и Знатока учащимися.

Физкульминутка

V. Изучение песни «Кругло, невелико поле…»

* В ночь на Ивана Купалу разжигали костры и прыгали через них, думая при этом, что всё плохое в человеке огонь очищает.

Считалось также, что сбор трав и ягод в этот день нужно сопровождать песнями. Девушки бросали в реку свои венки и смотрели: далеко ли они уплывут. Если далеко, значит замуж пойдёт нескоро, а если венки останавливались близко возле берега, то ждать оставалось недолго.

* Чтение песни учителем.

- Каким настроением проникнута песня?

* Чтение песни учащимися «цепочкой»

- О чём пели наши предки в купальской песне?

* Лексическая работа: танок (хоровод).

* Анализ произведения.

- Какие ягоды собирали девушки?

- Для чего девушки собирали цветы?

- Почему в песне обращаются к ночке, как к живому существу?

- Найдите в тексте повторы. Для чего они употребляются?

- Какие уменьшительно-ласкательные слова встречаются? Для чего употребляются в песне? (придают напевность, задушевность)

* Выборочное чтение.

- Каких ягод много на поле?

- Когда нужно собирать ягоды?

- Куда пошла девушка с венком?

- Найдите в тексте слова, которые подходят к иллюстрации учебника.

* Выразительное чтение.

VI. Изучение песни «Ой, купаленка…»

* Чтение учителем.

- Какое чувство у вас вызвала песня? Почему?

* Чтение учащимися «цепочкой».

- Как назван в песне праздник?

* Анализ произведения.

- Кто были помощниками утра?

- Каким словом характеризуется в песне роса?

- Каким словом характеризуется в песне трава?

- Как вы понимаете выражения трава шелковая, роса медовая?

- Какие образы в песне одушевлены?

- Прочитайте, как просыпалось утро.

*Выразительное чтение (несколько учеников по очереди)

I. Организационный момент.

II..Введение в тему

- Добрый день, дорогие друзья! Наш первый в этом учебном году урок внеклассного чтения мне хотелось бы начать с этой небылицы. Прочитайте её на доске (слайд № 2):

Долгоногий журавель                             В дудочку играют,

На мельницу ездил,                                 А сороки – белобоки

Диковинку видел:                                    Пошли танцевати,

Коза муку мелет,                                    А вороны стережёны

Козёл засыпает,                                     Пошли примечати,

А маленькие козлёночки                         Сова из-за угла смотрит,

Муку выгребают.                                   Ногами топочет,

А барашки круты- рожки                     Головой вертит.

 (После выразительного прочтения детьми обратить внимание на выражение: Вороны стережёны –от слова «стеречь».Известно слово «стережа», «стерёжка», означающее действие по глаголу.По- видимому, отсюда производное – стереженные (в краткой форме – стережёны, кто в стереженье, стережёт)

- Мы прочитали с вами небылицу. На самом деле, как много интересного происходит вокруг. А узнавали вы это из книг. Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие, обратно в лето.

III.. Остановка «Сказочная» (слайд № 3)

Запрягайте, ребятня,                            Собирайтесь в дальний путь,

Веники в коляску                                     Поезжайте в сказку!

- Ученики кратко рассказывают о тех сказках, которые прочитали летом.

IV. Остановка «Детская» (слайд№ 4)

Почему обо мне                           Зря хвалиться не хочу,

Знают все на свете,                   Но скажу вам честно:

Знают даже о Луне                   Что другим не по плечу,

Взрослые и дети.                       Мне давно известно…

- Вы узнали этого мальчика? Кто его создал? (Незнайка. Николай Николаевич Носов).

Прежде, чем вы расскажете о героях – детях, проведём маленький тест.

1. Кто из героев Н.Носова «Стрелял из пистолета, напугал бабушку?»
  Стасик "Фантазёры"
  Саша.Рассказ «Саша»
  Мишка "Живая шляпа"
2. 2. На что Виталик променял карасика?
  На замазку
  На шляпу
  На свисток.
3. Кто «оживил» шляпу, напугав друзей?
  Стасик
  Щенок Петька
  Котенок Васька
4. Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. Как называется этот рассказ?
  Фантазёры
  Сластёны
  Выдумщики
5. Что жевал Костя в кинотеатре вместо пряника?
  Пирожок
  Замазку
  Пряник

 - Выступление детей с рассказами о детях

V. Станция «Здравствуй лес!» (Слайд № 5)

В лесу над росистой полянкой              В память об этом рассвете

Кукушка встречала рассвет.               Я в город собой унесу

В тиши его голос стеклянный              Пускай мне зимою о лете.

Звучал как вопрос и ответ                               Напомнит кукушка в лесу С. Маршак

- Выступление детей с рассказами о природе.

VI. Остановка «Зоопарк» (Слайд № 6)

Отправляемся из леса в зоопарк, чтобы увидеть экзотических животных и птиц..

Перед нами птицы разных стран,                   А рядом – голубой павлин

Здесь целый город птичий!                               Раскинул хвост узорный

Вот розоватый пеликан.                                  Вот попугай на вас глядит,

Под клювом у него карман                                Горбатым клювом щёлкая,

Для пойманной добычи.                                     И тут же перепел сидит

Вот ковыляющий пингвин,                                С рябою перепёлкою.

Морской пловец проворный.                              С. Маршак

- Выступления детей с рассказами о природе.

VII. Остановка «Песенная»

- Всегда веселее путешествовать с песней. Вспомните песни из мультфильмов. (Пение под караоке)

VIII. Остановка «Шутки на полминутки»

- А сейчас, вернувшись из дальнего путешествия, расскажите о нём в шутливой форме. (Распределение учащимся диалогов) (Слайд № 7)

1.-Я медведя поймал!                  2. Мишка топал, баловался,

-Так веди его сюда!                     Лёгкий мостик зашатался,

-Не идёт.                                     По воде идут круги…

-Так сам иди!                               Шарик, Шарик,помоги!

Да он меня не пускает!              З.Александрова

3.Младший брат чихнул спросонок,     4. Мама сразу узнаёт,

Радуются сёстры:                                 Учу ли я уроки:

- Вот уже растёт ребёнок-                 Если выучен урок,

Он чихнул, как взрослый.                       Всегда в … щёки

А. Барто.                                                 (В чернилах. А. Барто)

IX. Подведение итогов. Домашнее задание.

Отбор и чтение книг на тему «Сказки народов мира». Использовать при поиске электронный каталог, тематические выставки в библиотеке, открытый доступ, Интернет.

 

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Вступительное слово учителя: сказки волшебные, бытовые, о животных (использование диалогов):

- С раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, их вам рассказывали мамы и бабушки, а потом вы сами научились читать. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

Физкультминутка

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего за­дания.

-С какими сказками вы познакомились дома?

-Чему они нас учат?

-Кто герои волшебных сказок?

-Почему эти сказки названы волшебными?

Физкультминутка

- Какие черты характера присущи Бартеку? Найдите и прочитайте.

- Нравятся ли вам отношения Бартека и уточки? Почему?

- Чем король отличается от Бартека? Какая черта характера вам более всего неприятна?

- Правильно ли был наказан король?

- Заслужил ли Бартек вознаграждение?

-Чем интересна и поучительна сказка?

VI. Групповая работа.

* Деление сказки на части и их озаглавливание.

План.

1.Настоящая забота. 2. Необычная встреча. 3. Царская милость. 4. Бартек и войско. 6. Желание короля. 7. Королевские обещания. 8. Справедливое наказание. 9. Счастливый конец.

* Подробный пересказ.

VII. Творческая работа.

* Определение характерных черт героев. (Памятка на форзаце 2.)

* «Поделимся мыслями»: Каким лучше быть: добрым или злым?

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего за­дания.

Подробный пересказ сказки (с использованием плана).

III. Новая тема

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух. Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

Физкультминутка

Работа  над сказкой «Два брата».

* Чтение учащимися молча.

- Какие качества людей осуждаются, а какие одобряются в сказке?

* Чтение сказки «цепочкой».

- Перечислите все основные события сказки.

- С помощью текста подтвердите, что бедный брат – добрый человек, а богатый – злой, завистливый и жадный.

- Найдите в сказке слова, которые выражают главную мысль сказки.

IV. Групповая работа.

- Обсудите, что сказочного вы заметили в произведении «Два брата».

V. Творческая работа.

- Придумайте сказку, в которой бы высмеивалась жадность человека.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего за­дания.

Подробный пересказ одной из сказок «Не силой, а умом» (белорусская народная сказка), «Два брата» (латышская народная сказка).

III. Новая тема

* Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы будем читать сказки о животных. Действующие лица этих сказок чаще всего знакомые вам животные. Но через этих героев осуждаются отрицательные человеческие качества: трусость, жадность, хитрость и др. и наоборот, утверждается смелость, сноровка, смекалка, доброта и т.д.

- Какие животные чаще всего встречаются в сказках?

- Названия каких животных могут быть вписаны в устойчивые словосочетания:

· Голоден, как … (волк).

· Хитёр, как… (лиса).

· Неповоротлив, как … (медведь).

· Труслив, как… (заяц).

 Вспомните, в каких сказках встречается лиса («Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок», «Лиса и медведь», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин» и т.д.)

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего за­дания.

Чтение сказки на выбор: «Лиса и козёл», «Лиса и рак». Творческое задание: придумать свою сказку про лису.

III. Новая тема

Перед чтением сказки учитель поясняет слово «рай» - место, где не только очень красиво, но где чувствуешь себя счастливым, где тебе очень хорошо

· Где нам очень хорошо? Как называется это место? А почему?

* Чтение сказки по ролям заранее готовят трое наибо­лее подготовленных учащихся класса (слова Гарольда, лебедя, автора).

- Какое настроение у вас появилось после чтения сказки? Что захотелось сказать?

      * Чтение по «цепочке».

- О чём мечтал маленький Гарольд?

- Что поведал ему лебедь?

- Что увидел Гарольд с высоты?

- Как Гарольд научился любить свою Родину?

* Самостоятельное чтение сказки молча.

- Каким вы представили себе маленького героя? Опишите.

Физкультминутка.

*Выборочное чтение.

- Что увидел мальчик в первый день путешествия?

- Почему заплакал мальчик?

- Что восхитило Гаральда во второй день путешествия?

- Что видел главный герой при виде долин и снежных гор?

- Что захотелось сделать мальчику от прикосновения с красотой окружавшей его?

- В каких словах заключен главный смысл сказки?

IV. Групповая работа.

- Обсудите, что изменится, если сказку пересказывать от имени Гаральда.

* Пересказ сказки от первого лица.

VII. Творческая работа.

* Анализ пословиц в рубрике «Жемчужины народной мысли»

* Сочините сказку о красоте своей Родины. Используйте слова для справок.

Ход урока.

I. Организационный момент

Физкультминутка.

I. Организационный момент

III. Актуализация знаний.

Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)

- Бытовые. Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.

- Есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.

- Волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

- Литературные сказки. Это те, которые сочинили и написали писатели.

У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства.

Чему же учит нас сказка? (ответы детей)

- Она нас учит добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

Недаром великий русский поэт А.С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.

III. Выставка книг.

- Какие книги на выставке вам знакомы?

- Какие сказки вы читали?

- Кто авторы этих сказок?

- Какие народы они представляют?

* Пересказ прочитанной сказки (3-4 учащихся).

- Чей рассказ вам больше понравился?

V. Работа над сказками.

Перепутанные названия».

Одно из слов в названии заменено, необходимо назвать правильно.

1. «Царевна - змеюшка» (Царевна – лягушка)

2. «По кошачьему велению» (по Щучьему велению)

3. «Иван царевич и Синий волк» (Серый волк)

4. «Сестрица Алёнушка и братец Данилушко» (Иванушка)

5. «Петушок – золотой ремешок» (Петушок – золотой гребешок)

6. «Мальчик - с- пяточку» (Мальчик с пальчик)

7. «У страха ноги велики» (У страха глаза велики)

8. «Суп из топора» (Каша из топора)

9. «Петушок Ряба» (Курочка Ряба)

10. «Даша и медведь» (Маша и медведь)

11. «Волк и семеро ягнят» (Волк и семеро козлят)

12. «Петушок и гороховое зёрнышко» (Петушок и бобовое зёрнышко)

13. «Улитки - лебеди» (Гуси лебеди)

14. «Заюшкин домик» (Заюшкина избушка)

2. Портрет неизвестного:

По описанию героя, попробуйте узнать и назвать сказку, героем которой он является.

1. У него нет ни ручек ни ножек, он имеет форму шара.

2. Все звери остались без крова, а жить они стали все вместе в одном домике. И только один большой косолапый зверь не вошел в их маленький домик и развалил его.

3. Этот герой очень трудолюбив. Герой посадил маленькое семечко, из него вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. Ему пришлось звать на помощь всю свою семью.

4. Этот герой очень коварен, он съел маленьких козлят.

5. Эта героиня имеет привычку снимать кожу.

6. Этого героя папа смастерил из полена.

Физминутка

Игра «Верю-не верю» - если веришь - два хлопка, если нет – головою два кивка.

1. Волк съел колобка.

2. Яичко золотое разбилось

3. Гуси лебеди поймали девочку с братцем.

4. Старуха нашла в санях лису.

5. Братец Иванушка превратился в телёночка.

6. У козы было семеро козлят.

7. Хаврошечка забыла «усыпить» у трёхглазки третий глаз.

8. Вместо девочки лисичке со скалочкой в мешок положили кабанчика.

Конкурс загадок.

1. Нет ни речки, ни пруда.                            3. Летела стрела и попала в болото,

Где воды напиться?                                      И в этом болоте поймал ее кто-то.

Очень вкусная вода                                      Кто, распростившись с зеленою кожей,

В ямке от копытца.                                       Сделался милой, красивой, пригожей?

(сестрица Аленушка и братец Иванушка) (Василиса Прекрасная)

2. На лесной опушке                                      4. Жадными быть, разумеется, плохо.

Сидит она в избушке.                                   Кого обманула лисица-пройдоха?

Спокойно жить не хочет,                             Припомните двух неразумных зверей

Царевичей морочит.                                     И сказку про них назовите скорей.

Ступа с метелкой ей дорога,                        (Два жадных медвежонка)

Это зловредная...                                           6. Оперением горя,

(Баба-Яга)                                                       Вся сверкает, как заря,

5. Шла морозная зима.                                   А Иван-дурак ночами ее ловит для царя.

В проруби у озера                                         Он ей в хвост сумел вцепиться,

Серый хвост лиса-кума                           А зовут ее...

Кому отморозила?                                         (Жар-птица)

(Волк)

Закончи пословицу».

В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите… (намёк, добрым молодцам урок)

- Труд человека кормит, а… (лень портит).

- Раз соврал – навек… (лгуном стал).

- Кто других не любит, … (сам себя губит).

- Кончил дело, … (гуляй смело).

- Человек от лени болеет, а … (от труда здоровеет).

- Худо тому, кто … (добра не делает никому).

- Учись доброму, … (худое на ум не пойдёт)

- Горька работа, … (да хлеб сладок)

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II. Знакомство с учебником и тетрадью по литератур­ному чтению.

*Учитель знакомит с общим содержанием учебника.

- В учебнике собраны художественные произведения – рассказы, стихотворения, сказки, загадки, пословицы. Над произведениями указаны фамилии авторов – писателей и поэтов.

* Знакомство с условными обозначениями, оглавлением.

- Нам не приходит в голову спросить: «Зачем я дышу?» И так понятно – дышу для того, чтобы жить.

Ем для того, чтобы жить…

Читаю… Нет. Без книжек люди не умирают. Умирает только их сознание, способность понимать и помнить, способность мыслить.

Если завтра исчезнут книги с лица земли, для медведей и китов вряд ли что-то изменится. Но людям придётся начинать всё сначала. От пещерного человека, от каменного топора…

И, зная это, люди пишут книги, бережно их хранят и каждый день пишут новые. И.Ленкова

*Правила обращения с книгой (трое учащихся по 1 столбику):

Взял красивую ты книжку,                   Рисовать на ней не стоит

Новую, опрятную –                               И картинки вырезать,

Помни твёрдо: обращаться        Ставить кружки, сковородки,

Нужно аккуратно с ней.            И за завтраком читать.

       Если книжка «заболела»,

       Плохо обращался с ней,

       Листик вырван – не проблема,

       Ты возьми её – подклей.            И.Мозолевская.

III. Работа с текстом.

1.Чтение учителем вступи­тельной статьи от имени Добродея.

Свободная беседа по прочитанному, осознание со­держания разделов, участия в них Добродея.

2. Самостоятельное чтение диалогов Максима Книжника и Знатока.

- О чём будем читать в «Стране народного творчества»?

Физкульминутка

*Повторение: жанры устного народного творчества.

Вступительное слово учителя.

-     Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, потешки и прибаутки, смешные сказки, дразнилки, скороговорки, небылицы сочинил великий и бессмертный поэт – народ. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди и передавали устно (письменности тогда ещё не было). Каждый новый исполнитель добавлял к услышанному что-то новое, своё.

Когда же появилась письменность, собиратели стали записывать произведения устного народного творчества и помещать их в сборники.

*Знакомство со статьёй о народных песнях.

1.Чтение статьи учителем.

2.Обсуждение прочитанного.

- Назовите жанры устного народного творчества.

3.Самостоятельное чтение статьи учащимися.

- Что отражали в произведениях устного народного творчества наши предки?

4.Чтение шуточной песни учеником.

- Какая это песня (грустная, весёлая, забавная)? Почему?

5.Чтение и определение песен-веснянок и жнивных песен учащимися.

IV. Подведение итогов.

- С какими произведениями познакомились?

- Какие произведения вас заинтересовали?

V. Домашнее задание.

Прочитать часть статьи учебника (до колядок) стр. 5-7. Составить шуточную или колыбельную песню (творческая тетрадь).

 

Тема 2: Народные песни. Календарные песни. Колядки.

Цели: 1. Дать первичное представление о колядных песнях, их предназначении. 2. Учить делить песню на законченные смысловые части (хороводная и новогодние пожелания). 3. Учить находить специфику хороводной части (повторы, пляска, притопывание, похлопывание и т. д.). 4. Учить находить характерные черты второй части песни (употребление поговорок, сравнений). 5. Обогащать устную речь учащихся, включая в нее пословицы и поговорки. 6. Учить словесному рисованию (вид колядовщиков: одежда, гармошка, бубен, маски и т. д.). 7. Отрабатывать умения выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

III. Вступительная беседа учителя.

 - Когда были праздники, все умели веселиться. Праздники отмечались в определённые дни. К зимним праздникам относилось Рождество, Крещение, Масленица, к весенним – Пасха, к летним – Троица, Купала. На каждый праздник пелись определённые песни и совершались обряды. Так, например, весной землепашцы, у которых не было тракторов и комбайнов, обращались в песнях к силам природы – солнцу, дождю, птицам. Они просили помощи у природы, чтобы вырастить хороший урожай. Эти действия назывались обрядами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.193 с.)