Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих



Правила производства по данной категории дел регули­руются гл. 25, которая воспроизводит Закон РФ «Об обжа­ловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Возбуждение дела. В соответствии со ст. 254 ГПК гра­жданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, ор­гана местного самоуправления, должностного лица, госу­дарственного или муниципального служащего, если счита­ют, что нарушены их права и свободы. Они вправе обра­титься непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, ор­ган местного самоуправления, к должностному лицу, госу­дарственному или муниципальному служащему. Таким образом, здесь установлена смешанная подведомствен­ность, допускающая возможность выбора между судебным и административным порядком обжалования и в любом случае допускающая возможность обращения к суду.

Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разреше­нию в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. Исходя из этого недопустимо принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, заявлений об оспа­ривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, должностных лиц, государственных или муници­пальных служащих, для которых федеральными закона­ми (УПК, Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях (далее - КоАП), АПК и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания или обжалования (п. 9 на­званного постановления).

В ГПК также в ряде случаев установлен иной порядок -.обжалования действий должностных лиц. Например, со­гласно ст. 441 ГПК па действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя изыскатель пли должник вправе подать жалобу, а не заявление. как это предусмотрено в ст. 25 ГПК. Однако процедура рассмотрения жалоб практически совпадает с правилами ст. 257 ГПК.

Заявление должно быть подано в суд по подсудности, остановленной ст. 21 27 ГПК. Заявление может быть по­дано гражданином в суд по правилам альтернативной подсудности: по месту жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного само­управления, должностною лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездейст­вие) которого оспаривается. Отказ о разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель ос­ведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в областном и приравненном к нему суде по мосту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Военнослужащие вправе обжуливать действия и реше­ния органов военного управления и воинских должност­ных лиц, нарушивших их права и свободы, в военные су­ды. Кроме того, в военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц не состоящих на военной служ­бе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохожде­ния ими военной службы, по своему усмотрению в район­ный или военный суд.

Суд вправе приостановить действие оспариваемого ре­шения до вступления в законную силу решения суда.

В ст. 255 ГПК следующим образом определен объект оспаривания. К решениям, действиям (бездействию) орга­нов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, должностных лиц, государственных или муници­пальных служащих, оспариваемым в порядке граждан­ского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в резуль­тате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственно­сти.

В суд, в частности, могут быть обжалованы отказ в вы­даче загранпаспорта на выезд за границу, отказ в регистра­ции по месту жительства, решение государственных орга­нов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы административ­но-территориальной единицы и т. д.

Срок обращения с заявлением в суд. Гражданин впра­ве обратиться з суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Однако пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для от­каза в принятии заявления. Причины пропуска срока вы­ясняются в предварительном судебном заседании или су­дебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст. 256 ГПК).

Иные сроки установлены для обжалования действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя. Согласно ст. 441 ГПК жалоба подается в течение 10 дней со дня со­вершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

Рассмотрение заявления. Согласно ст. 257 ГПК заявле­ние рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа го­сударственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципально­го служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о вре­мени и месте судебного заседания, не является препятст­вием к рассмотрению заявления.

Решение суда и его реализация. Суд, признав заявле­ние обоснованным, принимает решение об обязанности со­ответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государст­венного или муниципального служащего устранить в пол­ном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражда­нина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Например, в случае отказа в выдаче гражданину, стра­дающему тяжелой формой хронического заболевания, за­ключения о таком заболевании, необходимого для подтвер­ждения права на дополнительную жилую площадь (ст. 39 ЖК), суд признает это действие неправомерным и обязы­вает соответствующее должностное лицо медицинского уч­реждения выдать гражданину необходимый документ.

Решение суда в этом случае направляется для устране­ния допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципально­му служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчинен­ности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражда­нину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если уста­новит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах пол­номочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.006 с.)