Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к пониманию нормы в психодиагностике.
Норма- одно из основных понятий ПД, это ключевой понятие в теоретической и практической ПД, а также одно из самых сложных понятий. Сложность выражается отсутствия единого понимания, присутствие противоречивых взглядов на соотношение нормы и отклонения. Почему это так? Сложность нормы имеет объективное основание. Норма - это развивающееся понятие. Существует несколько подходов к определению нормы:. 1. адаптационный подход. В рамках этого подхода норма трактуется в терминах приспособления или адаптации. Под нормальным состоянием понимается состояние приспособление или адаптацию человека к окружающей среде. Такое понимание нормы хорошо согласуется со здравым смыслом и имеет опору в обыденном сознании. Нормальное в рамках данного подхода отождествляется с адаптацией, то есть с соответствием свойств среды и свойствами организма. Критерий адаптации: отсутствие рассогласования свойств среды и организма, то есть состояние, обеспечивающее выживание. Недостатки данного подхода: неправомерность применения принципов естественного отбора к человеку. Так как человек адаптируется к окружающей среде не только при помощи изменения своих свойств, но и благодаря изменением свойств самой среды. Второй недостаток: нелепые следствия - психически больного человека мы вынуждены признать нормальным по факту его существования. 2. Второй подход: концепция культурного релятивизма (относительности). Строится на основе оценки поведения человека с точки зрения социальных норм, которые определяются на основании критерия, который отличает нормальное поведение от ненормального. Этот подход конкретизирует требования к поведения человека посредством определения границ социальной среды, к которой он принадлежит. То есть, нормальное поведении человека присущее одной среде, может быть ненормальным в другой. Недостаток подхода: человек принадлежит множеству социумов, и эти социумы предъявляют к нему неоднородные требования, в связи с чем возникают трудности. 3. родовая норма - оптимальное состояние связанное с обретением человеком его состояния всеобщей родовой сущности, отношений к другому, как к самоценности. Творческий характер трудовой деятельности, возможность самопроектирования будущего, внутренняя ответственность перед собой и другими людьми, прошлым и будущем поколениями. Критика этого подхода: высокий уровень абстракции признаков, определяющих норму..
4. Статистический подход. Нормальное - широко распространенное, среднее. Статистическая норма задается посредством среднего показателя или совокупности средних показателей. СН строится на сопоставлении индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации. СН определяет относительное положение индивида в некоторой группе,.она позволяет определить как он выглядел на фоне других. СН задается с помощью двух величин: среднее арифметическое (Х или М) и стандартного отклонения. Результат в границах Х+- сигма задает границы нормы. СН используется чаще всего, особенно в тестах. Недостаток статистической нормы: она позволяет обследуемый на фоне других, но она ничего не говорит о действительных возможностях человека при выполнении реальных задач. Второй недостаток: необычные психические проявления положительного характера СН рассматривает, как отклонения. Например, эйдетическая память, ее критерий: если человек может произвести 50 случайно названных имен, то это эйдетик. 5. Норма как отсутствие отклонений. Этот подход характеризуется отсутствием отклонений и выражается такой формой: «все, что не С(в,а,с) есть А. где С - отклонение, а,в,с, - признаки отклонения, А - норма.» Все, что не отклонение С, обладающее признаками а,в,с. - есть норма А. Этот подход предполагает установление нормы через исключение отклонений без раскрытия ее положительного характера. Так норма задается в ММPI. В нем есть шкалы ипохондрии, депрессии, паранойи и т.п. Психолог смотрит на клиента подозрительно J и проверяет его на отклонения. 6. Описательная характеристика нормы. Норма характеризуется через установление набора признаков, характеризующих психическое здоровье. Основанием для выделения этих признаков служат общечеловеческие ценности и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. Такая норма задается всемирной организацией здравоохранения. Некоторые признаки психического здоровья:
· причинность ……………….. · максимальная приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности · соответствие реакции силе и частоте внешних раздражений · критический подход к обстоятельствам жизни · способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненной ситуации · целостность психики
Недостатки этого подхода: 1. связан с отсутствием на практике в большинстве случаев полного набора признаков, характеризующих психическое здоровье.
60. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога. Подготовка психодиагностического заключения является 3-им, завершающим этапом диагностического исследования. На этом этапе происходит обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об испытуемом в контексте поставленной задачи исследования. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики и помнить, что заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. Псих. заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. Содержание должно вытекать из целей диагностики. В содержание должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. Необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования.
Психодиагностика личности. 1. Объективный подход - подход, при котором диагностика осущ. на основе выявления и анализа успешности и особен. выполнения деят-ти. 2. Субъективный подход - диагностика осущ. на основе описания особен. личности, поведения и деят-ти в тех или иных ситуациях, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе в различных опросниках и анкетах. Инф-ция о личности может быть получена из 3 различных источников: "L" – инф-ция о личности получена путем регистрации реального поведения чел. в повседневной жизни. Они регистрируются с помощью методов психол. анализа документов, наблюдения, индивид. беседы и экспертных оценок., "Q" - данные получают с помощью методов анкетирования, личностных опросников и тестирования (личностные тесты): Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), Калифорнийский психологический тест (CPI), шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) и "Т"- данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается соблюдением требований: 1) наложением опред. ограничений на возможности искажения тесто-вых оценок; 2) использованием различных объективных способов получения оценок по реакции испытуемого. Выполнение первого требования достигается таким конструированием тестов, чтобы испытуемым было неясно, какие стороны их поведения будут изучаться. Р.Б. Кэттелл и Ф.В. Варбуртон: 12 групп тестов, изучающих личность: 1. Тесты способностей. 2. Тесты умений и навыков - к этой группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движения рук, точность прохождения лабиринта. 3. Тесты на восприятие. 4. Опросники. 5. Мнения - к этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого к другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам. 6. Эстетические тесты - предпочтение музыкальных произведений, картин. 7. Проективные тесты Ответы на задания этих тестов (в отличие от интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно - неправильно). 8. Ситуационные тесты - они предполагают создание определенной социальной ситуации. 9. Игры 10. Физиологические тесты - к ним относятся тесты, в которых регистрируются физиологические показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор. 11. Физические тесты. Размер грудной клетки, удельный вес. 12. Случайные наблюдения. Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты дейст-вия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи. о есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не просят описать привычный способ поведения. Ситуационные тесты предполагают помещение испы-туемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.006 с.) |