Аддитивное поведение и аддиктология. Формы аддиктивного поведения. Факторы, влияющие на его формирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аддитивное поведение и аддиктология. Формы аддиктивного поведения. Факторы, влияющие на его формирование.



Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как псих., социология, медицина. На рубеже 20го столетия на стыке этих наук образовалась новая - адддиктология или наука о зависимостях. Аддиктивное поведение связано с желанием чел. уйти из реальной жизни путем изменения сост. своего сознания. Чел. становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физич. и психич.) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличн. отнош. Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизн. ситуациям: сложные соц.-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких. В зависимости от того, посредством чего осущ. уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости. Фармакологические: наркотизм (наркомания), алкоголизм, табакокурение, токсикомания. Субстанциональные: компьютерные, игорные зависимости, эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости), трудо- или работаголизм и многие другие. Пищевые зависимости говорят сами за себя. Средства аддикций подразделяются на следующие типы: 1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики). 2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.). 3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызыв. различные эмоц. сост. Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоц. переживаниями. Посадив чел. на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью за-висимости. Чел. фактически зависит не от препарата, а от эмоций. И, как ни парадоксально, в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость. В сложившихся условиях, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым кол-вом кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психол. процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.

 

43. Суицидальное поведение. Классификация его типов и форм. Факторы, влияющие на формирование суицидального поведения, его психологическая коррекция и психотерапия.

Суицидальное (лат. себя убивать) поведение - осознанные действия, направ. представлениями о лишении себя жизни. 1. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное сост. или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния чел. могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни. 2. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Смертельный исход в данном случае – роковая случайность. 3. Скрытый суицид. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение (рискованная езда на автомобиле, и занятия экстрем. видами спорта). А.Г.Амбрумова выделяет: самоубийства - истинные суициды, а также попытки самоубийства - незавершенные суициды. По мнению А. Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Э.Дюркгейм делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида. «Анемическое» самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой. «Фаталистическое» самоубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. «Альтруистическое» самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели. Наконец, «эгоистическое» самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций - конфликтов, неприемлемых требований. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, «туннельное зрение».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.006 с.)