Проективные техники в работе практического психолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективные техники в работе практического психолога.



З.Фрейд называл ПРОЕКЦИЕЙ приписывание другим людям соц. неприемлемых желаний, в кот. чел. отказывает сам себе. Общими для всех проект. мет. являются следующие признаки: 1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов. 2. Отсутствие ограничений в выборе ответа. 3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных». Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. 1. Конститутивные мет. Предлагается какой-либо аморфный материал, кот. он должен придать смысл (мет. Роршаха). 2. Конструктивные мет. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ), из кот. нужно создать осмысленное целое и объяснить его («Тест мира» состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям. Испытуемые конструируют «малый мир»). 3. Интерпретативные мет. Необходимо истолковать, интерпретировать к--либо событие, ситуацию (Тест тематической апперцепции Морган, Мюрей). Предлагаются таблицы-картины, на кот. изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится). 4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деят-ти в особо организованных условиях (психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) - а тем самым добиваются терапевтического эффекта, - но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы). 5. Рефрактивные (речь, почерк). 6. Экспрессивные («Дом-дерево-человек» По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях). 7. Импрессивные. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы (тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор)). 8. Аддитивные. Требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Мет. предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных - от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи. В заключение следует подчеркнуть важнейший метод. принцип – принцип комплексной диагностики: нельзя строить серьезных диагностич. выводов на базе любой отдельной изолированной проективной мет., ее результаты следует всегда перепроверять другими независимыми источниками инф-ции - как более формализованными тестами, так и данными педагогического наблюдения, беседы.

Мет. фрустрации Розенцвейга 56 Этические требования к работе психодиагноста.

Практ. психодиагностика – это весьма сложная и ответственная область профес. деят-ти психологов. Она требует соответствующего образования, профес. мастерства и может за-трагивать судьбы людей. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд соц.-этических требований (принципов): 1. Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной инф-ции.2. Принцип компетентности, т.е. знание основных прак-тических процедур психодиагностики и правильное их исполь-зование. 3. Принцип профессиональной тайны, т.е. ограничение распространения психодиагностич. методик. 4. Принцип обеспечения суверенных прав личности, т.е. каждый чел. имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, кот. состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования; 5. Принцип этической и юридической правомочности, кот. заключ. в использовании полученной инф-ции в рамках действующего законодательства. 6. Принцип объективности, т.е. беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагн. инф-ции. 7. Принцип конфиденциальности, т.е. неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности. 8. Принцип благополучия испытуемого - испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психол. и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред. 9. Принцип морально-позитивного эффекта обследования - добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особ. их поведения. 10. Принцип гражданственности и патриотизма, заключ. в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профес. или соц. общности, где данный чел. живет и работает. 11. Принцип профессиональной кооперации - возможность обмена психол. инф-цией между психологами в целях повышения качества психодиагн. 12. Принцип квалифицированной пропаганды психологии, сост. в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психол. диагностики.

        

65. Этические требования к работе психодиагноста.

Этика психодиагноста выражает ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе этики - признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.

К основным принципам работы психолога относятся:
1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.
2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
3. Принцип безоценочности: в процессе диагностики психолог не дает оценки ни высказываниям, ни стилю работы, ни состоянию психических функций. В процессе диагностики психолог-диагност беспристрастен, независимо от того, какое субъективное впечатление производит обследуемый своим внешним видом, умозаключениями, социальной позицией, независимо от его индивидуальной истории жизни и пережитых событий. На психодиагностическую гипотезу, объективность психологического заключения не должны влиять сходство личностных свойств, близость психологических, религиозных, культурных, социальных установок.
4. Принцип конфиденциальности: данный принцип предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия на это диагностируемого.

Общие этические принципы для психодиагностов:

I. Использование и распространение психодиагностических методик

II. Обеспечение тайны личности

III. Конфиденциальность диагностических результатов

IV. Проблема сообщения полученных результатов клиенту

I. Проблема использования и распространения психодиагностических методик включает в себя несколько аспектов:

1. Проблема использования психодиагностических методик. Только достаточно квалифицированные люди должны использовать психодиагностические методики. Наиболее длительное и интенсивное обучение должны пройти люди, занимающиеся индивидуальными интеллектуальными и проективными тестами. Для использования тестов достижения, групповых интеллектуальных тестов и опросников - минимальная подготовка.

Квалификация психодиагноста проявляется:

· в умении выбирать психодиагностические методики с учетом:

1. цели, ради которой проводится обследование

2. особенностей испытуемого

· в знании теории психодиагностики, умении оценить психометрические параметры методики

· при обследовании учитывает множество факторов, которые могут повлиять на результаты обследования и не делает поспешных выводов и не дает неоправданных результатов на основе одной методики (только в свете всей полученной информации).

· главное, что психодиагност должен быть психологом, так как его задачей является интерпретация результатов обследования. Ошибки интерпретации приводят к ошибкам в диагнозе, следовательно, критика в адрес психодиагностики.

В настоящее время возрастает сложность психологических знаний и растет специализация в психологии. Ни один психолог не считается одинаковым специалистом во всех областях. Психолог знает границы своей компетентности. Американцы разделяют психодиагностов, которые работают в системе учреждений (школы, вузы, центры) и которые заняты самостоятельной практической деятельностью (эти специалисты должны соответствовать более высоким требованиям профессиональной квалификации). В США введены законы о предоставлении лицензии и выдаче удостоверений психологов. Лицензии регулируют психологическую и психодиагностическую практику, а удостоверение психолога узаконивает подтвержденное звание психолога. Для этого нужно пройти стажировку в каком-либо учреждении под руководством опытного психодиагноста в течение 1-3 лет. После этого экзамен на знание психодиагностики. Нарушение любого пункта этического кодекса дает основание к тому, что отбирается удостоверение и лицензия. Есть еще удостоверение по специальности, выдаются специальные дипломы и издается специальный справочник со списком всех дипломированных специалистов.

2. Распространение психодиагностические методик - проводится через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим определенную квалификацию. Распространители должны следить, чтобы методики попадали в руки квалифицированным специалистам. Существуют специальные каталоги с требованиями, которым должны соответствовать покупатели - наличие диплома и удостоверения. Выпускники должны иметь заказ на покупку, заверенный преподавателем (он берет ответственность на себя за использование методик).

Две цели ограничения распространения методик:

1. неразглашение диагностических материалов

2. предупреждение неправильного применения

Контроль распространителей ограничен, поэтому основная ответственность за использование и интерпретацию лежит на самих психодиагностах (гарантом является совесть психодиагностов).

Требования, касающиеся создателей и распространителей методик.

Создатели:

· нельзя выпускать методики преждевременно, они должны быть проверены и выпущены в продажу

· недопустима реклама методики

· некоторые методики выпускаются только для исследовательских целей, в результате получаются дополнительные данные.

· некоторые методики должны сопровождаться руководством с достаточными сведениями для осуществления проведения и анализа результатов. Руководство должно содержать все необходимые сведения.

· каждый автор методики должен проверять нормы методики так часто как необходимо для предотвращения ее старения.

Распространители:

· нельзя печатать отдельные части методики или отдельные задания, так как они могут быть использованы для самооценивания индивидов, что приводит к ошибкам диагноза и признанию бесполезности методики

· бесконтрольное распространение делает методику бесполезной для применения специалистами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.016 с.)