Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проективные техники в работе практического психолога.⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
З.Фрейд называл ПРОЕКЦИЕЙ приписывание другим людям соц. неприемлемых желаний, в кот. чел. отказывает сам себе. Общими для всех проект. мет. являются следующие признаки: 1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов. 2. Отсутствие ограничений в выборе ответа. 3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных». Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. 1. Конститутивные мет. Предлагается какой-либо аморфный материал, кот. он должен придать смысл (мет. Роршаха). 2. Конструктивные мет. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ), из кот. нужно создать осмысленное целое и объяснить его («Тест мира» состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям. Испытуемые конструируют «малый мир»). 3. Интерпретативные мет. Необходимо истолковать, интерпретировать к--либо событие, ситуацию (Тест тематической апперцепции Морган, Мюрей). Предлагаются таблицы-картины, на кот. изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится). 4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деят-ти в особо организованных условиях (психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) - а тем самым добиваются терапевтического эффекта, - но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы). 5. Рефрактивные (речь, почерк). 6. Экспрессивные («Дом-дерево-человек» По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях). 7. Импрессивные. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы (тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор)). 8. Аддитивные. Требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Мет. предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных - от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи. В заключение следует подчеркнуть важнейший метод. принцип – принцип комплексной диагностики: нельзя строить серьезных диагностич. выводов на базе любой отдельной изолированной проективной мет., ее результаты следует всегда перепроверять другими независимыми источниками инф-ции - как более формализованными тестами, так и данными педагогического наблюдения, беседы.
Мет. фрустрации Розенцвейга 56 Этические требования к работе психодиагноста. Практ. психодиагностика – это весьма сложная и ответственная область профес. деят-ти психологов. Она требует соответствующего образования, профес. мастерства и может за-трагивать судьбы людей. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд соц.-этических требований (принципов): 1. Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной инф-ции.2. Принцип компетентности, т.е. знание основных прак-тических процедур психодиагностики и правильное их исполь-зование. 3. Принцип профессиональной тайны, т.е. ограничение распространения психодиагностич. методик. 4. Принцип обеспечения суверенных прав личности, т.е. каждый чел. имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, кот. состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования; 5. Принцип этической и юридической правомочности, кот. заключ. в использовании полученной инф-ции в рамках действующего законодательства. 6. Принцип объективности, т.е. беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагн. инф-ции. 7. Принцип конфиденциальности, т.е. неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности. 8. Принцип благополучия испытуемого - испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психол. и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред. 9. Принцип морально-позитивного эффекта обследования - добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особ. их поведения. 10. Принцип гражданственности и патриотизма, заключ. в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профес. или соц. общности, где данный чел. живет и работает. 11. Принцип профессиональной кооперации - возможность обмена психол. инф-цией между психологами в целях повышения качества психодиагн. 12. Принцип квалифицированной пропаганды психологии, сост. в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психол. диагностики.
65. Этические требования к работе психодиагноста. Этика психодиагноста выражает ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе этики - признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию. К основным принципам работы психолога относятся: Общие этические принципы для психодиагностов: I. Использование и распространение психодиагностических методик II. Обеспечение тайны личности III. Конфиденциальность диагностических результатов IV. Проблема сообщения полученных результатов клиенту I. Проблема использования и распространения психодиагностических методик включает в себя несколько аспектов: 1. Проблема использования психодиагностических методик. Только достаточно квалифицированные люди должны использовать психодиагностические методики. Наиболее длительное и интенсивное обучение должны пройти люди, занимающиеся индивидуальными интеллектуальными и проективными тестами. Для использования тестов достижения, групповых интеллектуальных тестов и опросников - минимальная подготовка.
Квалификация психодиагноста проявляется: · в умении выбирать психодиагностические методики с учетом: 1. цели, ради которой проводится обследование 2. особенностей испытуемого · в знании теории психодиагностики, умении оценить психометрические параметры методики · при обследовании учитывает множество факторов, которые могут повлиять на результаты обследования и не делает поспешных выводов и не дает неоправданных результатов на основе одной методики (только в свете всей полученной информации). · главное, что психодиагност должен быть психологом, так как его задачей является интерпретация результатов обследования. Ошибки интерпретации приводят к ошибкам в диагнозе, следовательно, критика в адрес психодиагностики. В настоящее время возрастает сложность психологических знаний и растет специализация в психологии. Ни один психолог не считается одинаковым специалистом во всех областях. Психолог знает границы своей компетентности. Американцы разделяют психодиагностов, которые работают в системе учреждений (школы, вузы, центры) и которые заняты самостоятельной практической деятельностью (эти специалисты должны соответствовать более высоким требованиям профессиональной квалификации). В США введены законы о предоставлении лицензии и выдаче удостоверений психологов. Лицензии регулируют психологическую и психодиагностическую практику, а удостоверение психолога узаконивает подтвержденное звание психолога. Для этого нужно пройти стажировку в каком-либо учреждении под руководством опытного психодиагноста в течение 1-3 лет. После этого экзамен на знание психодиагностики. Нарушение любого пункта этического кодекса дает основание к тому, что отбирается удостоверение и лицензия. Есть еще удостоверение по специальности, выдаются специальные дипломы и издается специальный справочник со списком всех дипломированных специалистов. 2. Распространение психодиагностические методик - проводится через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим определенную квалификацию. Распространители должны следить, чтобы методики попадали в руки квалифицированным специалистам. Существуют специальные каталоги с требованиями, которым должны соответствовать покупатели - наличие диплома и удостоверения. Выпускники должны иметь заказ на покупку, заверенный преподавателем (он берет ответственность на себя за использование методик).
Две цели ограничения распространения методик: 1. неразглашение диагностических материалов 2. предупреждение неправильного применения Контроль распространителей ограничен, поэтому основная ответственность за использование и интерпретацию лежит на самих психодиагностах (гарантом является совесть психодиагностов). Требования, касающиеся создателей и распространителей методик. Создатели: · нельзя выпускать методики преждевременно, они должны быть проверены и выпущены в продажу · недопустима реклама методики · некоторые методики выпускаются только для исследовательских целей, в результате получаются дополнительные данные. · некоторые методики должны сопровождаться руководством с достаточными сведениями для осуществления проведения и анализа результатов. Руководство должно содержать все необходимые сведения. · каждый автор методики должен проверять нормы методики так часто как необходимо для предотвращения ее старения. Распространители: · нельзя печатать отдельные части методики или отдельные задания, так как они могут быть использованы для самооценивания индивидов, что приводит к ошибкам диагноза и признанию бесполезности методики · бесконтрольное распространение делает методику бесполезной для применения специалистами.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.016 с.) |