Разбор и оценка ситуаций: «Самоутверждение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разбор и оценка ситуаций: «Самоутверждение»



Цель: на примере из жизни учащихся показать линии поведения людей.

Учитель: - Психологи заметили, что самоутвердиться может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три подростка. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте вывод, кто самоутверждается не намеренно, просто уважая себя и окружающих, а кто для самоутверждения унижает других?

Андрей (нагло, агрессивно): - Так, на тестировании я сажусь с тобой! (Бьет Мишу  по плечу).

Миша: - Зачем?

Андрей: - Буду у тебя скатывать!

Миша: - Да. У меня могут быть неправильные ответы!

Андрей: - А ты пиши правильные. Будешь стараться, я у тебя и на алгебре все спишу!

Алексей (спокойно): - На алгебре у вас будут разные варианты.

Андрей: - О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Алексей (спокойно, без вызова): - Ничего не усек и решать за тебя ничего не буду.

Андрей: - Чего? Ты что, наезжаешь?

Алексей (спокойно, без вызова): - Нет, просто не хочу.

Учитель: - Как вы считаете, кто из ребят самоутверждается, а кто показывает самоуважение?

Возможные ответы:

  • «Миша очень пассивен, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других».
  • «Андрей ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает».
  • «Алексей защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других».

Учитель: - Итак, сделаем из ваших наблюдений вывод. Андрей для самоутверждения обязательно должен кого-то унизить. Так ведут себя люди, неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Андрей получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.

Миша не способен постоять за себя, он считает, что не достоин самоуважения. Это неправильно.

Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и, наконец, Алексей. С точки зрения психологов, Алексей утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

- Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

- А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитного, беспомощного Миши?

(Учащиеся высказывают мнение).

- Что бы вы посоветовали Мише, чтобы воспитать уважение к себе?

Учитель записывает ответы на доске в виде плана.

Возможные ответы:

  • «Пожаловаться учителю и родителям».
  • «Попросить старшего брата или старшеклассника "разобраться" с обидчиком».
  • «Заниматься спортом».
  • «Стать чемпионом по боксу».
  • «Научиться говорить "нет"».
  • «Победить свой страх».
  • «Не подстраиваться под других».
  • «Заняться музыкой, рисованием, танцами».
  • «Стать первым в каком-то деле».

Учитель: - У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем?

Возможные ответы:

  • «Как стать сильным и независимым».
  • «План самоутверждения», или «Как самоутвердиться».

Учитель: - Как вы считаете, нужно ли убрать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

Возможные ответы:

  • «Нужно убрать пункты 1 и 2. Человек должен самостоятельно самоутверждаться, не рассчитывать на других». (Это можно обсудить.)
  • «Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом». (Можно обсудить.)
  • «Убрать пункты 3, 8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так же самоутвердиться».

Учитель: - Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»?

Возможные ответы:

  • «Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает».
  • «Богатая одежда нужна для самоуважения: кто плохо одевается, тот не может себя уважать».
  • «Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у кого-то мобильник будет еще круче».
  • «Богатая одежда – этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители».

Учитель: - Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.004 с.)