Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автор-составитель: Воронина И.И.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Автор-составитель: Воронина И.И. Разработки классных часов Методическое пособие для классных руководителей 7-9 классов средних общеобразовательных школ по формированию толерантного отношения К детям с инвалидностью
Веселая Лопань - 2021
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….3 Раздел 1. Классные часы для 7 классов…………………………………..4 -11 · Воспитание в семье…………………………………………….....4 -7 · Я и мои личные качества………………………...………………8 -11
Раздел 2. Классные часы для 8 классов ………………………………….12- 22 · Толерантность – ценность личности………………………....12 -17 · Гуманизм…….…………………………………………………….18 - 22
Раздел 3. Классные часы для 9 классов ……………………………… …. 23 - 38 · Самоуважение. Мои права и обязанности …………………..23 -31 · Эффективные коммуникации…………………………………..32 - 38 Использованная литература…………………………………………………… … 39
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Проблемы образования таких детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь ребят была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников в школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства.
Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Целью пособия является предоставить разносторонний материал по проведению классных часов для учащихся 7, 8 и 9 классов средних общеобразовательных школ. Для проведения классных часов пособие оснащено уроками по различным тематикам, которые позволят учителям проводить обсуждение со школьниками, касаясь вопросов нравственных ценностей. а именно, доброжелательного отношения к детям с инвалидностью. Уроки разработаны с использованием интерактивных методов обучения, предоставлением практической информации, опираясь на законодательство Российской Федерации, с вовлечением учеников в живое обсуждение в ходе уроков. Автор пособия надеется, что данный материал станет практическим инструментом для учителей в их работе и внесет свой вклад в воспитание школьников в проявлении толерантного отношения к сверстникам с инвалидностью.
А. С. Макаренко
Цели урока:
· обсудить важность воспитания в семье как основу развития ребенка; · обсудить моральные и правовые нормы об ответственности родителей перед детьми и детей перед родителями; · сподвигнуть учащихся задуматься о роли семьи в формировании личности.
Задачи урока: · сформировать отношение детей к важности позитивного примера поведения в семье как модели подражания. Оборудование: флипчарты, маркеры (в случае их отсутствия подойдут доска, тетрадь и ручка).
План урока:
Ход урока: На заметку учителю: · Начните урок с общего обсуждения с учениками следующих вопросов: Что значит примерная семья? Какими должны быть родители, дети, братья/сестры в семье? Должны ли быть какие-то правила поведения в семье, почему? Как семья влияет на членов семьи?
· Дайте ученикам минуту, чтобы они смогли осмыслить вопросы и подготовиться к обсуждению. Затем проведите общую дискуссию, позвольте ученикам вызказаться. · Спросите, зачем в школе, например, во время урока надо говорить о том, какую роль играет семья в воспитании ребенка? Ответы могут быть разные, в том числе и отрицающие необходимость такого урока. Важно не порицать тех, кто так высказался, поблагодарите за мнение, а в конце урока, во время подведения итогов, спросите у этих учеников, изменилось ли их отношение. Помните, даже ответ «нет» как мнение имеет место быть и должно уважаться. Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о том, что первые кирпичики в воспитании человека - сначала ребенка, а затем полноценного гражданина - закладываются в семье, в кругу тех людей, с кем ребенок живет и растет, за которыми наблюдает и часто берет пример. Но насколько мы сами придаем значение своему поведению? Задумываемся ли над тем, что наше поведение (имею в виду родителей, детей, братьев/сестер) влияет на окружающих? Сейчас мы с вами обсудим, что каждый член семьи делает или не делает в течение одного дня. Мы увидим общую картину того, как обычно проходят наши дни, на что обращается внимание, а на что нет. Работа в группах (33 мин.) На заметку учителю: Работа в группах будет проводиться в два этапа. Этап первый: 1. Разделите класс на 5 групп и дайте им нижеследующие задания. Скажите, что группы должны включить все возможные ответы, в том числе и привычки членов семьи, даже если они нехорошие (дети могут изобразить свои ответы и творческим путем, например, через рисунки, стихи и пр.). На работу дается 10 мин. · Группа 1. Как ведет себя мама в семье в течение одного дня (что делает и не делает)? · Группа 2. Как ведет себя папа в семье в течение одного дня (что делает и не делает)? · Группа 3. Как ведет себя брат в семье в течение одного дня (что делает и не делает)? · Группа 4. Как ведет себя сестра в семье в течение одного дня (что делает и не делает)? · Группа 5. Как веду себя я в семье в течение одного дня (что делаю и не делаю)?
2. Попросите группы презентовать свои ответы, остальные группы могут комментировать и дополнять (на каждую презентацию выделяется по 2 мин.)
3. После презентаций всех групп спросите, чего не хватает в презентациях? Возможно, дети постеснялись включить такие вещи, как курение, распитие алкоголя кем-то в семье, а чаще всего могут упустить из внимания то, что в семье мало проводится воспитательная работа (например, родители не разговаривают с детьми об истории семьи, о предках, которые могут стать примерами для развития, об учебе, о жизни, о планах на неделю, на будущее; родители не играют с детьми, не гуляют с ними, не ходят в совместные походы; функцией родителя стало только удовлетворение по мере возможности материальных потребностей детей и т. д.).
Этап второй: 4. Предложите группам теперь поработать над следующими заданиями (8 мин.): · Группа 1. Как должна вести себя мама в семье? · Группа 2. Как должен вести себя папа в семье? · Группа 3. Как должен вести себя брат в семье? · Группа 4. Как должна вести себя сестра в семье?
· Группа 5. Как должен вести себя я в семье?
5. Попросите группы презентовать свои ответы, остальные группы могут комментировать и дополнять (на каждую презентацию дается по 1 мин.). 6. Подведите итоги работы в виде мини-лекции. Мини-лекция (2 мин.)
Учитель: - В жизни человека очень важна роль семьи, влияние тех, кто рядом. Каждый день находясь рядом друг с другом, мы растем. Дети перенимают примеры поведения от старших. Если в семье говорят о милосердии, доброте, любви, сострадании и уважении, то это влияет на членов семьи. Если в семье атмосфера напряженная, например, родители постоянно ругаются, братья, сестры невнимательны друг к другу или питают ненависть, то это явно или скрытно также влияет на наше поведение негативно (человек становится угрюмым, замкнутым, агрессивным, одиноким, необщительным, и как следствие – к нему начинают относиться плохо сверстники). Но как одноклассники, сверстники, мы должны учиться вести себя по-другому, не смеяться над человеком, а попытаться понять его, поставить себя на его место и просто чувствовать, что насмешка, злость, издевательства - не путь доброты.
Хотя отношения в семье чаще всего остаются на уровне моральных, этических норм, законодательно также закреплен ряд обязательств для членов семьи. Для страны, общества важно то, что происходит в семье, потому что мы знаем, что семья - это ячейка общества, с нее начинается само общество. Например, в Семейном кодексе прописано, что родители должны обеспечивать своим детям воспитание и всестороннее развитие, учить их уважению. Правильное воспитание – это отношения и общение, понимание ребенка, удовлетворение его потребностей в развитии, умение слушать и слышать его, понимать, что хочет ребенок и что для него лучше.
У детей, как и у всех членов семьи, тоже есть свои обязательства по отношению друг к другу. Если в семье вы старший ребенок, научитесь помогать младшим, быть для них примером.
В русском языке есть пословицы:
И к худу и к добру приучаются смолоду. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь. Выкормил змейку на свою шейку.
Как вы понимаете значение этих пословиц? Вывод: У каждого человека есть семья, родственники. У наших предков, когда приходила в дом невестка, спрашивали: «Чья она дочь? В какой семье выросла?». Этому придавали большое значение, т. к. считалось, что именно в семье закладывается воспитание. Люди говорили: «Да, мы знаем эту семью. Эта семья очень хорошая, дружная, трудолюбивая», а - могут быть и такие высказывания: «Ой, нет. В этой семье постоянные раздоры, в этой семье не видели воспитания».
Когда человек рождается, он чист, как лист. Все зависит от окружающих его людей. Поэтому каждый в семье ответственен перед другим, кто живет в семье, особенно взрослые, будь это родители или старшие братья и сестры. Они могут направить ребенка на правильный жизненный путь или пустить воспитание ребенка на самотек, или, что еще хуже, сбить его на неправильные поступки.Особенно важно формирование в семье таких навыков, как помощь другим людям, готовность поддержать в трудную минуту тех, кто находится рядом: дома, в школе,на улице.
И если кто-то в семье совершает плохие поступки, то это позор всей семье.
Подведение итогов (5 мин.)
На заметку учителю: · Спросите у учеников, что они извлекли из урока, на что нужно обращать внимание в семье? Нужно ли проводить встречи по таким темам и с родителями? · Если вначале урока были ответы о том, что такие уроки не должны проводиться в школах, переспросите у тех учеников, изменилось ли их мнение? Почему?
Тема урока: Я и мои личные качества. У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и тот, который есть на самом деле. Виктор Гюго
Цель урока: · установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к уроку; · способствовать самоанализу учащихся; · пояснить значение понятия «Я-концепция» для развития личности.
Задачи урока: · содействовать познанию самого себя; · формировать навыки самопознания; · развивать критическое мышление.
Оборудование: флипчарты, маркеры План урока:
Ход урока: 1. Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я...» (5 мин.) Цель: настроить учащихся на урок, познакомить с правилами работы на занятии; развивать у подростков способность к самоанализу через самопрезентацию. Учитель приветствует учащихся и объявляет тему и цель урока, а также проводит ознакомление с тремя правилами: активность, поднятая рука, доверие. Предлагает провести разминку - упражнение «Не хочу хвастаться, но я…» Для этого предлагает всем встать в круг и по очереди закончить предложение: «Не хочу хвастаться, но я…» Возможные ответы:
Учитель: -Легко ли вам было выполнять это упражнение? В чем заключается легкость, а в чем трудность? Каждый из вас сейчас рассказал что-то о себе, о своих интересах, переживаниях, способностях, увлечениях. И мы немного больше узнали друг о друге. Это очень важно. Таким образом, мы становимся ближе и понятнее для других.
Основная часть Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «три составляющих личности: реальное, идеальное, зеркальное», «самосознание». Учитель: - А что такое «Я»? (открывает флип на доске, на котором написано «Что такое "Я"?») Возможные ответы:
Учитель: - На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в многообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Во многих определениях содержится зерно истины. Вводная часть (5 мин.) Цель: актуализация темы урока. Учитель: - 16 ноября - знаменательная дата - Международный день толерантности. Международный день толерантности учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать праздник, посвященный толерантности, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть понятия «толерантность». Основная часть (25 мин.) Заключительная часть (5 мин.) Упражнение «Это здорово!» Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы, рефлексия. Учительпросит учеников встать в круг: - Пусть кто-нибудь из нас выйдет в центр круга и назовет какое-нибудь качество толерантного человека, которое, по его мнению, есть и у него (например, «Я умею слушать других», «Я умею уступать в споре»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «И это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В центр круга участники выходят по очереди. Ритуал прощания Цель: способствовать ощущению общности у учащихся. Ученики встают в круг, кладут руки на плечи и хором говорят: «Мы вместе, и нам хорошо!».
Тема урока: Гуманизм. Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Библейская заповедь. Цель урока: · формировать у учащихся представление о гуманизме, а также нравственных нормах, таких как доброта, честность по отношению к окружающим; · создать условия для понимания того, насколько твой собственный внутренний мир согласуется с общечеловеческими ценностями; · развивать у учащихся умение анализировать ситуации. Подготовка: нарисовать силуэт человека на флипчарте;подготовить определение понятия «гуманизм»;подготовить 4 листа с ситуациями. План урока:
Ход урока: Г. Ситуация «Телефон» Игорь нашел под партой чужой телефон, рядом никого не было. Он хотел отдать его учителю, но раздумал и положил в свой портфель. Прошло несколько дней. Игорь забыл где-то дорогую шапку. Осмотрел свой портфель, но шапки там не было. Тут зашел ученик, который потерял телефон. Он отдал Игорю шапку. Парень нашел ее в коридоре. Игорю стало стыдно. · Что сделал бы гуманный человек? Обсуждение: · Легко ли на деле проявлять гуманность? · Что нам мешает быть добрее, человечнее в обычных жизненных ситуациях? Вывод: Иногда мы живем по принципу одного дня - сегодня хорошо и ладно, а завтра что Бог пошлет, или мне хорошо, а другие меня не волнуют. А посмотрите – сколько вокруг нищих, больных, одиноких людей. Нужно помочь им - и наша душа станет чище, и жить станет легче. Ритуал прощания (2 мин.) Цель: закончить позитивно занятие. Учитель просит дополнить начатое предложение: 1-й ряд. Я понял(а), что … 2-й ряд. Я буду стараться не … 3-й ряд. Я никогда не … Вывод: Нужно формировать в себе качества гуманного, т. е. доброго человека, способного сочувствовать, сострадать, проявлять милосердие. Добро всегда возвращается добром. Эта истина неоспорима. Учитель предлагает сказать хором: «Я ухожу с урока с чувством… ДОБРОТЫ».
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001-2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня – Международный день защиты детей 4 июня – Международный день детей-жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребенка 10 декабря – День прав человека Цель урока: · познакомить учащихся с основными положениями о правах человека, с международным и государственным документами, гарантирующими права ребенка; · дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; · обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих. Оборудование: раздаточный материал для сценок. Подготовка:
· Подготовить 5-7 (по количеству участников) карточек (полосок бумаги), на которых записать по одной фразе для игры «Утверждаю себя».
· Карточки с названиями документов о правах ребенка: - Всеобщая декларация прав человека; - Конвенция о правах ребенка; - Конституция РФ. · Обязанности гражданина (текст см. в разработке урока в части «Подведение итогов»). План урока:
Ход урока: Вводная часть (5 мин.) Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала. Учитель просит всех встать в круг и по очереди назвать одно понятие, т. е. на что он имеет право, а другое – на что не имеет права. Возможные ответы: · «Имею право высказывать свое мнение»; · «Не имею права нарушать законы». Обобщение: Каждый человек должен знать о своих правах и правах других людей. Учитель называет тему и цели урока. Основная часть (30 мин.) Подведение итогов (10 мин.) Открытый микрофон Цель: обратная связь, рефлексия, мотивация на запоминание темы. Учитель: -Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали? Возможные ответы:
Учитель: - Если мы знаем основные права человека, которые имеет каждый из нас, мы можем плодотворно применять их. Мы должны отчетливо понять границы нашего поведения. Мы не должны переступить эти границы и не нарушать основные права другого человека. Следовательно, мы станем с большим уважением относиться к другим, и другие, зная права человека, тоже будут относиться к нам более уважительно. Обязанности (заранее написаны на флипе или напечатаны крупно): • Каждый гражданин обязан соблюдать законы. • Каждый гражданин обязан охранять природу. • Молодой человек, достигший 18-летия, обязан защищать Отечество. • Дети обязаны заботиться о родителях. • Каждый гражданин обязан получить образование. 3.2. Ритуал прощания «Подари тепло и улыбку соседу» Цель: доброжелательное завершение урока, положительные эмоции. Если ученики сидят за партами - взять руку соседа и улыбнуться друг другу.
Вводная часть (12 мин.) Что такое общение? Цель: дать определение понятию «общение». Учительпросит учеников сказать, как они понимают, что такое общение. Затем просит прочитать определение понятия «общение», которое вывешено на интерактивной доске. Общение (коммуникация) – это выражение человеком себя таким способом, при котором он легко и правильно понят. Учитель задает вопросы для обсуждения: - А что такое эффективное общение? - Как определить, что общение было эффективным или нет? Возможные ответы: · «Общение между двумя людьми можно считать эффективным, если получатель сообщения понимает его таким образом, как и предполагал отправитель сообщения». Основная часть (20 мин.) Виды общения Цель: показать разницу между вербальным и невербальным общением. Учитель сообщает ученикам, что общение может быть словесным (вербальным) и без слов (невербальным). Затем учитель спрашивает их, что имеется в виду под вербальным и невербальным общением. Вербальное общение – это общение с помощью слов и тона голоса. Например: речь, музыка, письмо, кино. Невербальное общение – это язык тела: манеры, выражение лица, позы тела, жесты рук. Учитель поясняет ученикам, что от 65% до 80% всех сообщений, которые они передают окружающим, осуществляются на невербальном уровне. Для эффективного общения надо, чтобы вербальные и невербальные сообщения были одними и теми же. Множество случаев непонимания или недопонимания одного человека другим происходят вследствие того, что между вербальным и невербальным компонентами общения существует разница. Заключительная часть (5 мин.) Цель: обобщить главные моменты урока. Ритуал прощания Цель: завершение занятия на позитивной ноте. Учитель: - Давайте улыбнемся соседу по парте и скажем хором «До свидания!»
Использованная литература 1.Школа классных руководителей. Картотека воспитателных форм работы. Авторы составители: Т.Н.Феодосова, Ю.С.Скворцова, Н.А.Селезнева, Е.А.Бережнова, Т.В.Плахова, В.В.Воробьева, Н.Ю.Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2010. Автор-составитель: Воронина И.И. Разработки классных часов Методическое пособие для классных руководителей 7-9 классов средних общеобразовательных школ по формированию толерантного отношения К детям с инвалидностью
Веселая Лопань - 2021
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….3 Раздел 1. Классные часы для 7 классов…………………………………..4 -11 · Воспитание в семье…………………………………………….....4 -7 · Я и мои личные качества………………………...………………8 -11
Раздел 2. Классные часы для 8 классов ………………………………….12- 22 · Толерантность – ценность личности………………………....12 -17 · Гуманизм…….…………………………………………………….18 - 22
Раздел 3. Классные часы для 9 классов ……………………………… …. 23 - 38 · Самоуважение. Мои права и обязанности …………………..23 -31 · Эффективные коммуникации…………………………………..32 - 38 Использованная литература…………………………………………………… … 39
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Проблемы образования таких детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь ребят была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников в школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Целью пособия является предоставить разносторонний материал по проведению классных часов для учащихся 7, 8 и 9 классов средних общеобразовательных школ. Для проведения классных часов пособие оснащено уроками по различным тематикам, которые позволят учителям проводить обсуждение со школьниками, касаясь вопросов нравственных ценностей. а именно, доброжелательного отношения к детям с инвалидностью. Уроки разработаны с использованием интерактивных методов обучения, предоставлением практической информации, опираясь на законодательство Российской Федерации, с вовлечением учеников в живое обсуждение в ходе уроков. Автор пособия надеется, что данный материал станет практическим инструментом для учителей в их работе и внесет свой вклад в воспитание школьников в проявлении толерантного отношения к сверстникам с инвалидностью.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.019 с.) |