Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О других аргументах канонизации
Если рассматривать вопрос о прославлении бывшего императора, исходя из его страдальческой кончины, то она не дает оснований говорить о ней ни как об осознанном подвиге самопожертвования, ни как о святом страстотерпце. Он пострадал не за христианские убеждения, а как политический деятель. Сначала расстреляли Великого князя Михаила (о канонизации которого как князя-страстотерпца вопрос не ставится, что является еще одним свидетельством политической, а не церковной мотивации идеи канонизации бывшей царской семьи), в пользу которого Николай Второй отрекся, а потом уже и самого бывшего самодержца. Сделали это по совершенно понятным идеологическим причинам: убийцы ненавидели монархическую власть и боялись ее реставрации. Убийств по этому мотиву, и не менее жутких, в то время было необозримое множество. Разве это достаточный аргумент для прославления? Если же причиной канонизации считать не праведную жизнь, не мученичество за Христа и не сознательное самопожертвование за свой народ, как это имело место у многих наших князей, отправлявшихся в Орду, а просто насильственную смерть, то в первую очередь тогда следовало бы поставить вопрос о прославлении императоров Александра II и Павла I, Петра III и царя Федора Годунова, других убиенных князей, бояр, воинов, и всех, и вся. Но во что тогда превратится святость нашей Церкви? Сама постановка вопроса о канонизации именно Николая Александровича и его семьи, а не государей, прежде пострадавших, свидетельствует, что она обусловлена не церковными, но другими причинами. Полностью не соответствуюшими действительности выглядят при этом утверждения о добровольном принятии последним императором смерти за свой народ Имеются прямые свидетельства что бывшая августейшая семья стремилась уехать за границу. В материалах Синодальной комиссии по канонизации указывается: «Отметим лишь желание Царской Семьи уехать за границу и в подтверждение этого процитируем дневниковую запись Императора от 10(23) марта: «Разбирался в свои, вещах и в книгах и начал откладывать все то, что хочу взять с собой, если придется уезжать в Англию» Более того, Николай Александрович намеревался после умиротворения обстановки в России вернуться и жить на своей даче в Крыму.
Страдания и смерть последнего императора объективно говорят лишь об одном: Бог дал ему возможность пострадать за те грехи, которые он совершил (осознанно или неосознанно) против России. Эта мысль о его виновности в страданиях России была высказана за десять лет до екатеринбургской трагедии св. Иоанном Кронштадтским. В записи от 9 октября 1908 г. он, называвший царя благочестивым, произносит такие страшные слова: «Земное Отечество страдает за грехи Царя и народа, за маловерие и недальновидность Царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого...». На следующий день праведныйИоанн молится: «Господи, да воспрянет спящий Царь, переставший действовать властью своею...» Само положительное изменение психологии Николая II и Александры Федоровны после их ареста в последние месяцы жизни также совсем недостаточное основание для канонизации. Очень многие люди, попадая в тяжелые жизненные обстоятельства, изменялись в лучшую сторону, но совсем немногих и не в силу только этого факта Церковь причисляла к лику святых. Степан Разин, например, перед казнью у всех просил прощения и сам всех (без исключений) простил и умер с христианской точки зрения как праведный разбойник. Но придет ли кому-либо мысль о его канонизации? Можно лишь благодарить Бога, давшего ему покаяться, пострадать за свои грехи и таким образом обрести спасение. А осознал ли Николай II свои грехи, особенно перед народом и Россией, и раскаялся ли в них хотя бы в конце жизни — неизвестно. Сама же его казнь, конечно же, не может являться основанием для прославления, хотя и оставляет надежду на спасение. «ЧУДЕСА» КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СВЯТОСТИ Одним из важнейших признаков истинного чуда всегда является святая жизнь того, через кого оно совершается. Если же таковой не только не наблюдается, но есть и серьезные факты, свидетельствующие о противном, то таковое чудо по совету святых отцов принимать нельзя (см. св. Игнатия Брянчанинова «О чудесах и знамениях». Т. IV). Могут быть исключения, когда истинное чудо совершается и через посредство человека грешного, даже животного (напр., библейский случай с ослицей Валаама) при наличии веры и сохраняющейся способности к покаянию у человека, с которым или перед лицом которого происходит чудо. Поэтому чудеса совершаются и в неправославной среде и до настоящего времени, ибо «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины» (1 Тим. 2; 4). Известен, например, факт из Патерика, когда вода с омытых ног разбойника, принятого монахинями за святого пустынника, исцелила слепую. Не менее поразительный случай - современный, о котором сообщается в «Благовест - ИНФО», №3 (172), 1999 г. В США в одной католической семье уже 11 лет лежит недвижимая 16-летняя девушка. Находящиеся в ее комнате статуи святых начали мироточить. В Италии уже немало известно случаев мироточения статуй католических святых, и подобных случаев в истории было немало (ср. Исход, гл. 7—8). Однако о чем все это говорит? О том, что даже очевидные такого рода факты сами по себе совсем еще не подтверждают святости тех (человека, конфессии, религии), через кого и где они совершаются, и что подобные явления могут происходить и в силу веры — «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9; 29), и по действию иного духа (Деян. 16; 16-18), «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). и, возможно, по другим пока неизвестным нам причинам.
Поэтому становится понятной столь большая осторожность и рассудительная недоверчивость, с которой всегда относились ко всякого рода чудесам, видениям, сновидениям, откровениям, мироточениям и т.д. (рассказами о которых изобилует определенная современная литература) все святые. Тем настойчивее предупреждают они прочих верующих от поспешности в принятии всего этого за чудо Божие, чтобы по причине своего легковерия последние, приняв ложь за истину, не попали в бесовскую ловушку. Так, преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) говорит, что «прельщаются те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное». Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: «Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, но паче похваляет его, как мудрого». Святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.) предупреждает: «Христианские аскетические наставники заповедают не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным; заповедают соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность». В настоящее время, когда разного рода мистицизм и всевозможные «чудеса» широкой рекой разливаются по всем странам мира (в США, например, почти 70% населения заявляют, что имели опыт экстрасенсорных восприятии, а 42% общались с умершими), эти святоотеческие призывы особенно важно помнить. Как в связи с этим относиться к утверждению о мироточении, благоухании, изменении ликов и даже оживлении «царской иконы»? (см. «Бог прославляет Своих святых». М., 1999). Во-первых, для церковного признания любого необычного явления в качестве истинного чуда необходимо официальное свидетельство об этом правящего епископа на основании тщательного исследования (Лук. 1,3) заявленного факта. Ибо только епископ имеет обязанность и право говорить от лица Церкви о всем, что касается существа жизни Церкви, в частности и о том, божественное ли это чудо. или явление другого порядка. Пока же епископского удостоверения нет, вопрос о данном явлении для члена Церкви должен оставаться открытым.
Во-вторых, есть серьезные основания для сомнений в святости этих явлений. Очевидно, что самовольное, без правящего епископа, без Собора объявление священником (или группой священников по подобию протестантов-пресвитериан) кого-либо святым есть акт открытого противления Церкви. Апостол пишет: «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор. 14;33). Отсюда полагать, что в данном случае творит чудо Бог, способствуя страстям человеческим, по меньшей мере неблагоговейно. И икона — это образ канонически (то есть соборно во главе с епископом или епископами) прославленного Церковью, а не самовольно. Церковь же, пишет святой Игнатий Богоносец, там, где епископ, и без епископа никто не может делать что-либо относящееся к Церкви. Но если эта «икона» самочинная, то можно ли здесь говорить о чуде? В-третьих, сам характер тех случаев, которые широко рекламируются как чудеса, большей частью прямо говорит о другом их источнике. Особенно красноречива в этом отношении брошюра «Бог прославляет Своих святых». В ней приводятся многочисленные свидетельства очевидцев о том, как на «иконе» «начали проступать и пульсировать прожилки крови», «стало проявляться и увеличиваться пятно крови» (с.33), «красные пятна на ликах» (с.31), «икона изменилась, она поменяла цвета», «у Государя изменился взгляд», «почувствовал явление благоуханного запаха, божественного, дивного» (с.30), «после акафиста мы стали прикладываться к иконе, и я обратила внимание на то, что икона была живая» (!) (с.29), «после молебна красные пятна, напоминающие кровь, выступили на лике... при этом ощущалась сильная пульсация. похожая на движение крови по сосудам» (с. 44) и т.д. Не могут рассматриваться в качестве аргумента и случаи причисления к лику святых некоторых убиенных князей на Руси. Во-первых, прецедент — это не доказательство и тем более не правило. Во-вторых, сами эти факты в ряде моментов существенно отличны от трагедии 1918 г. Многие князья-страстотерпцы во имя избавления своего народа сознательно шли на мучительную смерть (например, Михаил Тверской). О жертвенности же и добровольности страданий Николая II, собиравшегося на период смуты в России уехать в Англию, говорить не приходится. Или, например, жизнь князей Бориса и Глеба была святой, чего нельзя сказать о последнем государе. К тому же св. Борис, имея дружину отца, вполне мог не только бороться, но и рассчитывать на победу, чего полностью был лишен Николай II после (а возможно, уже и до) своего отречения. Обращает на себя серьезное внимание и тот факт, что ни святой Патриарх Тихон, ни святой митрополит Петроградский Вениамин, ни святой митрополит Крутицкий Петр, ни святой митрополит Серафим (Чичагов), ни святой архиепископ Фаддей, ни архиепископ Иларион (Троицкий), который, без сомнения, вскоре будет причислен к лику святых, ни другие ныне прославленные нашей Церковью иерархи, новомученики, знавшие значительно больше и лучше, чем мы теперь, личность бывшего Царя, - никто из них ни разу не высказал мысли о нем как святом страстотерпце (а в то время об этом еще можно было заявить во весь голос).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.008 с.) |