Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение николая II к Церкви
Царь не только не отменил и не смягчил введенное по протестантскому образцу антиканоническое возглавление и управление Церкви мирянином (императором) и ее фактическую подчиненность обер-прокурорам, царским фаворитам, Распутиным, выразившуюся в их вмешательстве в любые, в том числе в чисто внутренние дела, но и усугубил ее угнетенное положение реформами 1905-1906 гг. В результате Русская Церковь оказалась единственной из всех религиозных объединений, которая по новым законам не получила никаких свобод, так и оставшись государственным «ведомством»! Даже царский указ от 17 апреля 1905 г. об «Укреплении основ веротерпимости» готовился правительством без какого-либо участия иерархов, Святейшего Синода. Не случайно инспектор Московской духовной академии профессор (впоследствии архиепископ и исповедник) Иларион Троицкий прямо писал: "Перед началом войны (первой мировой. - А.О.) Церковь в России была унижена до крайности... Церковная жизнь в новом законодательстве совершенно не выделена из круга ведения представительных учреждений. И теперь юридически обсуждать и решать многие вопросы даже внутренней церковной жизни получили право и Фридман, и Чхеидзе. Порабощение Церкви государством достигло окончательного развития. И это в то самое время, когда и раскольники, и сектанты, часто вредные России, выросшие из немецкого семени, получили полную свободу. Открываешь газету и видишь, как легко раскольникам собраться на собор. Вспоминаешь, как и высланный теперь из России Фетлер устраивал съезды баптистов в древней православной Москве. И только Православная Церковь не может составить Собора и поставить на нем законного Главу, согласно 34-му апостольскому правилу! Тяжело иногда бывать в Московском Успенском соборе... Но еще больнее, чем всегда, было видеть пустое патриаршее место! Хотелось воскликнуть: доколе, Господи!» (цит. по «Церковь и общество», 1998, № 3. С. 57). О том же с горечью писали и говорили многие иерархи, богословы, выдающиеся церковные люди. Но мечтам и о Соборе, и избрании Патриарха Всероссийского Николай II так и не позволил осуществиться. Все это произошло лишь после его отречения от престола. В феврале 1917г., когда Поместный Собор наконец открылся, архимандрит Иларион писал: «Положение Православной Церкви становилось невыносимым. Церковная жизнь приходила все в большее и большее расстройство... Прежде гонимые религиозные общины получили свободу. В древней православной Москве беспрепятственно заседали соборы раскольников, собирались съезды баптистов. Для Православной же Церкви все еще не настало лето благоприятное... Отношение царствовавшей династии к Православной Церкви - это исторический пример неблагодарности... Ужасным позором и тяжким всенародным бедствием оканчивается Петербургский период русской истории».
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ Дарованные императором свободы 1905 г., не ограниченные надлежащими рамками и скоро переродившиеся фактически в откровенный произвол, помимо прямого унижения Русской Церкви открыли легальную возможность дискредитации и трона, и православия, развития в стране всякого рода мистицизма, оккультизма, сектантства, аморализма и проч. Сразу же после указа стали в изобилии выхолить из подполья и возникать вновь всевозможные общества, организации, партии и союзы, издающие огромное количество журналов, газет, книг, в которых активно пропагандируются либеральные, антимонархические, антицерковные, революционные, атеистические идеи. В России на мгновение наступила эпоха демократии по образу и подобию «просвешенного» Запада, закончившаяся смерчем тоталитаризма. Святой Иоанн Кронштадтский резко осудил дарованные царем свободы: "Свобода печати всякой сделала то, что Священное Писание, книги богослужебные и святоотеческие писания пренебрегаются, а читаются почти только светские книжонки и газеты. Вследствие этого вера и благочестие падают, Правительство либеральничающее выучилось у Льва Толстого всякому неверию и богохульствует в печати, смердящий всякой гадостью страстей. Все дадут ответ Богу за потворы». Указы о свободах явились естественными проявлениями общей разрушительной для страны либеральной политики Николая II. Ближайшие к царю люди предупреждали его о происходивших в стране крайне негативных, революционных процессах, о политических заговорах, называли конкретных лиц, в том числе в Думе и в Государственном совете. Просили, умоляли, требовали принять меры. Он нередко соглашался с этим, писал на письмах: «Да», «Я тоже так думаю», «Правильно» и т.д., но никаких мер так и не принимал, что у многих вызывало чувство безнадежности и отчаяния и, естественно, привело к полному подрыву авторитета царской власти.
Эта странная нерешительность с исключительной силой проявилась у него в революцию 1905 г. и особенно в февральско-мартовские дни 1917 г. В результате у многих серьезно охладели отношения с царской семьей, например, у Великого князя Сергея Александровича (который даже ушел с поста генерал-губернатора Москвы) и его супруги, родной сестры царицы, святой Елизаветы Федоровны. (Не это ли основная причина того, что «кругом измена, и трусость, и обман».) Многие из иерархов Церкви, из царского дома и государственных людей, даже из близких друзей, отвернулись от Николая II (и приняли участие в заговоре против ближайшего друга царской семьи - Распутина). Реакция Святейшего Синода на его отречение убедительно иллюстрирует это: 9 (23) марта 1917 г. Святейший Синод, в составе которого были святой Владимир, митрополит Московский, и святой Тихон, будущий Святейший патриарх Всероссийский, совместно с семью другими иерархами выступил с Обращением ко всем верным чадам Российской Православной Церкви по поводу отречения Императора (2 [15] марта) и отказа Великого князя Михаила Александровича (3 марта) воспринять власть. В этом Обращении Синод не выразил сожаления ни по поводу случившегося, ни даже в отношении ареста бывшего государя и тем ясно показал свою оценку Николая II как правителя. РАСПУТИН И РЕЛИГИОЗНОСТЬ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ Настойчиво продолжались и углублялись связи с Распутиным до самой его смерти, несмотря на всеобщий соблазн и самые решительные протесты виднейших людей России. Вот что писал, например, один из замечательных людей первой половины XX века, непосредственный очевидец и участник многих событий того времени митрополит Вениамин (Федченков) по этому поводу: «Потом постепенно начали вскрываться некоторые стороны против Распутина. Епископ Феофан и я увещевали его изменить образ жизни, но это было уже поздно, он шел по своему пути. Епископ Феофан был у царя и царицы, убеждал их быть осторожными в отношении Г[ригория] Е[фимовича Распутина], но ответом было раздражение царицы... Потом выявились совершенно точные, документальные факты, епископ Феофан порвал с Распутиным. По его поручению я дал сведения для двора через князя О., ездил к другим, но нас мало слушали, он был сильнее... Тогда царь затребовал документы... Ничто не изменило дела. Пытался воздействовать Санкт-Петербургский митрополит Владимир, но без успеха». (На рубеже двух эпох. М., 1994). Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма. Этот вывод следует из многих фактов. Известна холодность царской семьи, главным образом царицы, к русскому духовенству, что особенно ярко выявляется из писем Александры Федоровны («...в Синоде одни только животные»!). Даже с высшими иерархами отношения царя и царицы носили исключительно официальный характер. В то же время современники сообщают о большой их близости и дружбе с широко известным в высшем свете французским спиритом, магом, главой международного ордена мартинистов Папюсом, вызывавшим дух Александра III для беседы с сыном, с другим французским мистиком, «ясновидцем» Филиппом (которого Александра Федоровна в письме от 14 декабря 1916 г. вспоминает как «нашего друга месье Филиппа», но которого ее же духовник называет «порождением бесовских сил»); наконец, в течение целых десяти лет с Распутиным – до самой его смерти. Этот мистицизм наложил печать на весь душевный настрой императора, что особенно ярко обнаружилось в его отношении к Записке, оставленной Павлом I и содержащей предсказание о судьбе последнего императора. Только непониманием православия можно объяснить принятие ее как безусловного божественного предопределения, как это решил Николай II. Пророчество в первую очередь всегда является предупреждением об опасности неправедной жизни, ошибочной деятельности и призывом к покаянию, но никак не фатумом, не произволом всемогущего Бога. Если бы царь больше общался со святым Иоанном Кронштадтским и оптинскими старцами, а не с французскими оккультистами и русскими псевдостарцами, то, может быть, и не придал бы этой Записке безусловного значения и не отрекся бы от престола, поверив в судьбу. Христианство и фатализм несовместимы.
Особенно поражает тот факт, что увлечение открыто неправославными мистиками-оккультистами и более чем сомнительными чудотворцами происходит в то самое время, когда рядом живут и творят истинные чудеса Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы. Достаточно убедительно характеризуют духовные интересы Николая Александровича литература и досуг. «Действительно, любимым чтением Государя была светская, особенно историческая литература... В круг его чтения входят имена А.Дюма, А.Доде, А.Конан Дойля, И.Тургенева, Л.Толстого, Н.Лескова, А.Чехова, Д. Мережковского и других. К чтению Библии император обращается крайне редко... «(Материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи. 1996, с. 62—63). Святоотеческая литература отсутствует. «Изо дня в день Император аккуратно записывает в свой дневник: «дивный день» - прогулка — обед - чтение художественной или исторической литературы - игра в кости или карты -дождь — обедня — прогулка — и так далее...» (Там же, с. 67). Что принципиально не позволяет с христианской точки зрения ставить вопрос о канонизации Николая II, так это его личное признание своей матери в письме из ссылки: «Бог дает мне силы всех простить, только генерала Рузского простить не могу». Этого признания не снимает свидетельство великой княжны Ольги о том, что отец всех простил, так как она ничего не говорит о главном в данном вопросе - простил ли он Рузского? Следовательно, она или не знала об этом, или предпочла по понятным мотивам молчать. По причине как этих, так и целого ряда других фактов Комиссия Священного Синода по канонизации сделала, в частности, следующий вывод: «Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла в ней достаточных оснований для его канонизации».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.008 с.) |