Упражнение «Эффективное взаимодействие» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Эффективное взаимодействие»



    Инструкция. Группа работает в парах. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями, телефон и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

· Какие слова или действия партнера побудили вас отдать нужный вам предмет?

· Какие эмоции испытывали, когда отвали предмет?

Вывод

    Педагог: «Следует отметить, что отказывать корректно надо тоже уметь. Некоторые люди осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятные ситуации. В случаях урегулирования разногласий стороны должны приходить к общему решению через договор, нахождение общего решения, в этом способе разрешения конфликтов дружеские отношения сохраняются и переходят на более качественный уровень, люди уважают друг друга».

Упражнение «Четыре квадрата»

Инструкция: обучающимся выдается лист бумаги и ручки

Педагог: «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Педагог показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами).

1

2

3

4

Педагог: «Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

После того, как задание выполнено, педагог предлагает: «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, педагог предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, педагог предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего противника) и запишите в квадрате 4».

После того, как все квадраты заполнены, педагог предла гает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

Педагог: «Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2 и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться».

  «А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения оппонента».

«Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

Иногда участники испытывают затруднения, когда стараются переформулировать свои качества. Нужно предоставить им во зможность обратиться за помощью к педагогу или к группе в целом (в этом случае процесс может стать увлекательной тренировкой для всех детей).

Педагог может предложить участникам проанализировать по той же схеме своих оппонентов по потенциальному или уже разгоревшемуся конфликту. Такой подход к «противни ку» помогает найти в нем позитивные качества и иногда меняет отношение к нему, минимизируя риск конфликтного развития событий. Полезным может оказаться и анализ своих качеств с точки зрения оппонента.

Вопросы для обсуждения:

· Возникали ли у вас трудности при выполнении упражнения, В чем они заключались?

· Какие качества вам было легко переформулировать положительные или отрицательные?

· В каких ситуациях может пригодиться данный навык?

Вывод

Благодаря этому упражнению можно проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими.

Упражнение «Слухи»

Инструкция. Выбираются 5 добровольцев. Один остается, а четверо выходят за дверь и потом вызываются по очереди. Тот, который остался, слушает внимательно текст, а затем пытается его пересказать следующему участнику, стоящему за дверью. Таким образом очередь доходит до 5-го участника, который должен будет рассказать всем данный слух.

Пример текста: «Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании, решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него. А самое главное – объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20 февраля» (текст можно придумать самостоятельно).

Вопросы для обсуждения:

· Всегда ли точно удается воспроизвести услышанную информацию.

Вывод

С помощью этого упражнения можно увидеть, что конфликты также могут возникать из-за искаженной, неправильно понятой информации.

Упражнение «Я тебя понимаю»

Инструкция: Выбирается обучающийся, который «лучше всех умеет общаться». Он садится на стул перед группой, напротив него ставится еще один стул. Затем педагог просит сесть на второй стул того, кто «лучше всех умеет ссориться».

Ребятам предлагается разыграть сценку. Первый сидит дома, а второй пришел к нему в гости и вербально нападает на него, стараясь поссориться и сильно его обидеть.    

Задача первого – выслушав агрессивное высказывание, обращенное к нему, начать свой ответ со слов «я тебя понимаю».

В случае затруднения оба актера могут обращаться за помощью к группе. Сценка длится 3-5 мин., в зависимости от эмоциональной насыщенности. Затем упражнение повторяется 2-3 раза, а после этого группа разбивается на пары.

Вопросы для обсуждения:

· Что вам дал настрой на понимание другого человека в ситуации ссоры? Может ли это помочь в реальной ситуации?

· Какие возникали у вас чувства, когда после вашего «нападения» партнер начинал ответ с фразы «я тебя понимаю».

· Чем может помочь понимание другого человека?

Вывод

Упражнение позволяет развить у обучающихся толерантное отношение к агрессивным людям, научить их контролировать свои эмоции, пытаться изменить отношение оппонента к ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.009 с.)