Возрастная категория обучающихся 15 – 17 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная категория обучающихся 15 – 17 лет



Упражнение «Уникальные слова»

Инструкция.

Педагог: «Вы рассаживаетесь по кругу. Сейчас нам необходимо определиться с литературным произведением (фильмом), которые вы все читали (смотрели) и знаете его содержание.

Педагог: «Перед вами стоит задача: рассказать содержание этого произведения, но рассказать в определенном порядке. По очереди (по кругу) каждый из вас вносит свои добавления: говорит одну фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальными, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается вообще всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных».

Педагог: «Обратите внимание на то, что если кто-то из вас нарушит правила, например, произнесет слишком короткую фразу или повторно использует слово или просто сдается, то он выбывает из игры. Последний оставшийся обучающийся объявляется победителем».

Упражнение можно повторить несколько раз, список задействованных слов каждый раз обнуляется.

Иногда могут возникать спорные ситуации. Считать ли, например, слова «красивый» и «некрасивый» аналогичными. Ведущий в таких случаях берет на себя роль арбитра. Можно обговорить заранее тонкости: например, что изменение окончания не меняет слова, а изменение суффикса и/или приставки — меняет. Поэтому «красивый» и «некрасивый» — разные слова, «красивый» и «красивенький» — тоже, «красивый» и «красивое» — одно и то же.

Вопросы для обсуждения:

· Обоснуйте выбор литературного произведения (фильма)?

· Возникли ли у вас проблемы при подборе слов?

· Чему новому вы научись при выполнении данного упражнения?

Вывод

Педагог: «Для улучшения навыков коммуникации необходимо владеть большим и разнообразным словарным запасом, а также внимательно относиться к собеседникам».

Упражнение «Коллаж»

Материалы: бумага А3, журналы, клей, ножницы.

Инструкция.

Педагог: «В процессе коммуникации важное значение имеет коллективная творческая деятельность. Сейчас мы с вами выполним упражнения, направленные на развитие взаимодействия внутри коллектива».

«Сейчас вы делитесь на группы по 5-6 человек. Вам нужно будет составить коллаж на любую тему. С названием темы вы определяетесь в своей группе (будет интереснее, если ребята пишут темы на карточках и потом каждая группа вытягивает карточку с темой из общего числа карточек).

Вопросы для обсуждения:

· Как вы выбирали тему своего коллажа? (Если обучающиеся работали над вторым вариантом, можно спросить, понравилось ли им работать над темой коллажа?)

· Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?

· Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

· Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?

· Понравился ли вам данный вид работы?

Вывод

Педагог: «При выполнении упражнения мы с вами пришли к выводу, что в коллективной работе следует правильно распределять обязанности, уметь договариваться и приходить к общему решению. Кроме того, в коммуникативной деятельности важное значение имеет правильная формулировка вопроса и то, как вы на данные вопросы отвечаете».

Игра «Пресс-конференция»

Инструкция.

Педагог: «Сейчас я вам раздам небольшие карточки, на которых вы напишите по одному вопросу (или несколько), обращенному к одному из ребят. Карточки, если хотите, можете подписать, но помните, что при написании вопросов нужно быть корректным и не задавать вопросы, которые могут обидеть или поставить в неловкую ситуацию отвечающего».

Педагог: «Когда вы напишете свои вопросы, я соберу карточки и буду зачитывать вопросы, а те из вас, кому адресованы эти вопросы, отвечают на них».

Если наибольшее количество обучающихся не подписывает карточки, игру можно назвать «Анонимная пресс-конференция». Данный момент позволяет сделать игру более интересной, так как вопросы становятся более разнообразными и прямыми, необходимо отслеживать, чтобы не прозвучало вопросов, которые могли бы обидеть или поставить в неловкую ситуацию кого-либо из участников игры, например, «Почему Аня такая толстая?» и т.п.

Педагог, в зависимости от ситуации, может комментировать вопросы или ответы, но, делая это, необходимо быть корректным и чутким, чтобы случайно не обидеть кого-нибудь из ребят

Вопросы для обсуждения:

· При написании вопросов чем вы руководствовались?

· Вы честно отвечали на задаваемые вам вопросы?

· Возникали ли у вас трудности при выполнении упражнения?

Вывод

Педагог: «При общении необходимо развивать умение слушать своего собеседника, формулировать соответствующие вопросы в зависимости от темы общения и совершенствовать свои коммуникативные навыки».

Упражнение «Диспут»

Инструкция.

Педагог: «Диспут — это публичный спор, при котором, отстаивая свою точку зрения, нужно уважительно относиться к мнению собеседника».

«Существуют правила проведения Диспута:

· Диспут — свободный обмен мнениями.

· На диспуте все активны, в споре все равны.

· Главное в диспуте — факты, логика, умение доказывать.

· Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

· Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

· Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

· Здесь нет наблюдающих. Каждый присутствующий — активный участник.

· Перешептывание на месте, неуместные замечания и шутки запрещаются».

Педагог: «Принимаем правила и приступаем к работе. Во-первых, вам необходимо разделиться на две равные команды и определиться, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу. Во-вторых, определиться с темой диспута, тема должна быть для вас интересной и актуальной».

Педагог: «Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, кто будет высказываться следующим, должен реагировать поддакиванием и задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации ему не до конца ясно. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивком головы)».

Педагог следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская парафраз, некорректных высказываний и за тем, чтобы соблюдались правила ведения диспута. Нужно предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысль собеседника, приписывая ему не его слова.

Вопросы для обсуждения:

· Удалось ли вам подобрать соответствующие аргументы, чтобы отстоять свою точку зрения?

· С какими трудностями вам пришлось столкнуться при выполнении данного упражнения?

Вывод

Педагог: «В процессе общения важно владение ораторской речью, нужно уметь выстроить свое выступление, правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.008 с.)